Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для обучения детей младшего возраста.
Цель изобретения - повышение надежности и простоты пользования.
На фиг.1 изображена блок-схема устройства; на фиг.2 - устройство, общий вид; на фиг.З - кубик с текстовой информацией на гранях, внешний вид; на фиг.4 - то же, разрез; на фиг.5 - схема принципиальная устройства; на фиг.6 - блок-схема адаптивного дельта-модулятора.
Устройство для обучения чтению содержит корпус 1, выполненный в виде горизонтальной пластины, на которой размещены гнезда 2 для установки кубиков 3, на гранях которых графически выполнены текстовая информация 4, и установлены контакты 5, связанные между собой проводящими перемычками 6 и соединеннее с заземленной клеммой 7.
Контакты 5 взаимодействуют через информационные клеммы 8 с дешифраторами текстовой информации 9-12.
Выходы дешифраторов 9 и 12 текстовой информации подсоединены к информационным входам мультиплексора 13, выход которого связан с информационным входом дешифратора 14 адреса, который через последовательно связанные блок 15 памяти, адаптивный дельта-модулятор 16 и усилитель 17 подключен к громкоговорителю 18. Выход тактового генератора 19 подключен к тактирующим входам блоков 13-16.
Для приведения в действие схемы считывания клеется кнопка 20, связанная с установочным входом мультиплексора 13.
Гнезда 2 размещены на доске 21 игрушечной парты 22, внутри которой монтируется электронная схема устройства, выполненная на элементах БИС, а громкоговоритель 18 установлен внутри корпуса куклы 23.
Для предотвращения неправильной установки кубиков 3 в любом из гнезд 2 предусмотрены выступы 24, а в гранях каждого из кубиков 3 соответствующие вырезы 25,
Адаптивный дельта-модулятор 16 содержит последовательно соединенные D- триггер 26, полусумматор 27, счетчик 28 задержки и управляемый делитель 29 частоты. К входам управляемых ключей 30 под- ключе,ны реверсивный счетчик 31 и резистивная матрица 32, а выходы управляемых ключей 30 подсоединены к входу интегратора 33, который является выходом адаптивного дельта модулятора 16, его тактирующий вход подключен к тактирующим
входам узлов 26-29, а цифровой вход - к информационным входам узлов 26 и 27.
В качестве дешифраторов текстовой информации используются постоянные запоминающие устройства (ПЗУ) типа, например КБ73РФ1, посредством которых сочетания единиц и нулей на входе блоков 9-12, определяемые вставленным кубиком 3 в гнездо 1, преобразуется в адрес микросхем,
0 которая составляет блок 15 памяти.
Мультиплексор 13 выполнен на микросхемах типа 561КП1, с помощью которых можно осуществлять последовательное подключение выходов дешифраторов 9-12 к
5 входу дешифратора 14 адреса с помощью сигналов от тактового генератора 19.
Дешифратор 14 адреса может быть выполнен на микросхеме 561ИД1 и использован для преобразования входного
0 двоичного кода сигналов, обозначающего адрес микросхемы, в десятичный.
Блок 15 памяти наиболее целесообразно выполнить на микросхемах ППЗУ (по- стоянное перепрограммируемое
5 запоминающее устройство), например типа К573РФ2 (4), в которых заранее можно записать в двоичном коде слоги, которые изображены на гранях кубиков 3.
0 По адресу, поступившему на вход дешифратора 14, выбирается соответствующая микросхема в блоке 15 памяти, и по сигналам тактового генератора 19 осуществляется считывание записанной в микросхе5 ме информации и ее преобразование в аналоговый вид в адаптивном дельта-модуляторе 16.
Тактовый генератор 19 может быть выполнен на микросхеме К561ЛН1, использу0 емой в качестве задающего генератора и соединенной последовательно с микросхемами типа 56VHE10, служащих в качестве счетчика-делителя для получения необходимых временных импульсов.
5 Устройство для обучения чтению работает следующим образом.
Обучаемый ребенок с помощью взрослых, а затем и самостоятельно, выбирает из комплекта кубики 3, из слогов и букв на
0 гранях которых он построит слово или фразу, и вставляет эти выбранные кубики 3 в гнезда 2 так, чтобы складываемое слово читалось при взгляде сверху. Неправильное положение кубиков 3 в гнездах 2 предотв55 ращается выступами 24 на дне гнезда, хотя размещение кубиков 3 может быть произвольным. После нажатия кнопки 20 мультиплексор 13 осуществляет последовательное подключение адресных кодов граней куби- ков 3. Сигналы в двоичной форме с дешифраторов 9-12 последовательно поступают в дешифратор 14 адреса, что приводит к появлению на выходе блока 15 памяти блоков двоичных сигналов, преобразуемых адаптивным дельта-модулятором 16 в сигналы звуковой частоты, которые после усиления воспроизводятся громкоговорителем 18, установленным внутри куклы 23.
Сигналы в двоичной форме с дешифраторов 9-12 кодовых сочетаний последова- тельно поступают в дешифратор 14 адреса, что приводит к появлению на выходе блока 15 памяти двоичных сигналов, которые поступают на информационный вход D-тригге- ра 26 и первый вход полусумматора 27. С выхода D-триггра 26 информационные сигналы поступают на общую точку резистив- ной матрицы 32 для управления полярностью приращений и на второй вход полусумматора 27, в котором осуществляет- ся логическое сложение по четности информации с двоичными сигналами от блока 15 памяти и задержанными на такт сигналом с D-триггера 26. В случае совпадения сигналов полусумматор 27 выдает сигнал разре- шения счета в счетчик 28 задержки. При достижении счетчиком 28 заранее установленного значения выдается сигнал разрешения счета на первый вход реверсивного счетчика 31. С помощь этого же сигнала устанавливают на управляемом делителе 29 частоты коэффициент деления, равный единице. Изменение числа в реверсивном счетчике 31 приводит к изменению положения управляемых 30 ключей и, следовательно, к изменению суммарного значения сопротивления резистивной матрицы 32. В результате происходит приращение напряжения на интеграторе 33, представляющем электрическую емкость, до соответствующей амп- литуды с определенной полярностью, которое передается на усилитель 17 низкой частоты.
Изобретение позволяет самостоятельно строить слова и фразы из тридцати ело- гов и букв, и наглядно и просто убеждаться в собственных ошибках или успехах.
Формула изобретения 1. Устройство для обучения чтению, со- держащее носитель текстовой информации,
дешифратор текстовой информации, мультиплексор, блок памяти, блок речевого преобразования, через усилитель, связанный с громкоговорителем, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и расширения дидактических возможностей, в него введены дешифратор адреса, тактовый генератор и информационные клеммы, связанные с входами дешифраторов текстовой информации, причем блок речевого преобразования выполнен в виде адаптивного дельта-модулятора, а носитель текстовой информации выполнен в виде кубов, на гранях котооых размещены перемычки для взаимодействия с информационными клеммами, причем выходы дешифраторов текста связаны с соответствующими информационными входами мультиплексора, выход которого соединен с информационным входом дешифратора адреса, связанного выходом с информационным входом блока памяти, выход которого подключен к информационному входу адаптивного дельта-модулятора, при этом выходы тактового генератора связаны с входами тактирования мультиплексора, дешифратора адреса, блока памяти и адаптивного дельта-модулятора.
2. Устройство поп.1,отличающее- с я тем, что адаптивный дельта-модулятор содержит управляющие ключи, реверсивный счетчик, резйстивную матрицу, интегратор и последовательно соединенные D-триггер, полусумматор, счетчик задержки и управляемый делитель частоты, причем выходы управляющих ключей связаны с интегратором, цифровые входы - с выходами реверсивного счетчика, а информационные входы - с выходами резистивной матрицы, при этом тактирующие входы D-триггера, полусумматора, счетчика задержки и управляемого делителя частоты ялвляются тактирующим входом адаптивного дельта-модулятора, выход управляемого делителя частоты соединен с тактирующим входом реверсивного счетчика, к информационному входу которого подключен выход счетчика задержки, выход D-триггера связан с входом резистивной матрицы, вход D-триггера и управляющий вход полусумматора являются информационным входом адаптивного дельта-модулятора, выходом которого является выход интегратора.
Ъ Мф
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для обучения музыке | 1991 |
|
SU1765842A1 |
Цифровой фильтр с линейной дельта-модуляцией | 1988 |
|
SU1510091A1 |
Дельта-кодек | 1989 |
|
SU1725398A1 |
Устройство для отображения информации | 1989 |
|
SU1741123A1 |
Устройство для цифровой записи воспроизведения речевой информации | 1988 |
|
SU1573470A1 |
Преобразователь сигналов с адаптивной дельта-модуляцией со слоговым компандированием в сигналы с нелинейной импульсно-кодовой модуляцией | 1990 |
|
SU1762411A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЗАПИСИ-ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ИНФОРМАЦИИ | 1992 |
|
RU2008728C1 |
МНОГОЧАСТОТНЫЙ ПРИЕМНИК ДЕЛЬТА-МОДУЛИРОВАННЫХ СИГНАЛОВ | 1993 |
|
RU2090981C1 |
УСТРОЙСТВО ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ | 1997 |
|
RU2129734C1 |
Дельта-кодер | 1989 |
|
SU1612375A1 |
Изобретение относится к устройствам для обучения детей младшего возраста чтению. Целью изобретения является повышение надежности и упрощение пользования. Устройство для обучения чтению содержит кубики, на гранях которых изображены буквы и слоги, правильное сочетание которых обучаемый может проверить нажатием кнопки. Электронная схема содержит информационные клеммы, размещенные в гнездах 2 и соединенные с входами дешифраторов 9 - 12, выходы которых подключены к мультиплексору 13 через дешифратор 14 адреса, подключенный к блоку 15 памяти. Сигналы с его выхода поступают на вход адаптивного дельта-модулятора 16, преобразующего сигналы цифровой формы в звуковую форму. Эти сигналы после усиления воспроизводятся громкоговорителем 18. 1 з.п.ф-лы, 6 ил.
Јt
K)frS99l
Фиг. 5
Пуговица | 0 |
|
SU83A1 |
Авторы
Даты
1991-07-23—Публикация
1989-04-25—Подача