УСТРОЙСТВО СТАБИЛИЗАЦИИ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ ПРИВОДА РЕГИСТРАТОРА СЕЙСМОСТАНЦИИ С ДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО ТОКА Советский патент 1965 года по МПК G01V1/00 

Описание патента на изобретение SU168473A1

Известные устройства стабилизации скорости вращения привода регистратора сейсмостанции, содержащие генератор эталонной частоты, датчик частоты и управляющий режимом двигателя синхронизатор, не обеспечивают достаточно высокого к.п.д. двигателей и обладают низкой точностью синхронизации.

Предложенное устройство позволяет исключить накопление ошибки в стабилизации скорости вращения и снизить инерционность устройства в целом, благодаря тому, что в нем между генератором эталонной частоты и датчиком частоты включен бесконтактный синхронизатор, а фазоимпульсная схема сравнения частот напряжений, снимаемых с генератора эталонной частоты и датчика синхронизируемой частоты, подключена через усилитель мощности к двигателю.

Для получения нескольких синхронных скоростей без изменения параметров редуктора секции датчика, генерирующие на заданных частотах частоту равную эталонной, подключены к синхронизатору через переключатель.

На фиг. 1 приведена принципиальная схема устройства стабилизации скорости вращения привода регистратора сейсмостанции; на фиг. 2 приведены графики токов, поясняющие принцип действия устройства; на фиг. 3 приведена схема коммутации секций датчика частоты.

Устройство работает следующим образом. Переменный ток, генерируемый камертонным генератором 1, управляет полупроводниковым ключом-триодом 2, создавая прямоугольные импульсы тока I1 эталонной частоты. Аналогичный процесс в цепи датчика 3 частоты приводит к возникновению импульсов тока I2 синхронизируемой частоты. Датчик 3 частоты представляет собой генератор переменного тока малой мощности, ротор которого находится на одном валу с двигателем 4. Конструкция датчика обеспечивает получение одной и той же частоты равной эталонной при любой из заданных скоростей вращения, например 1500, 3000, 4500 и 6000 оборотов в минуту. Импульсные токи проходят по сопротивлениям 5 и 6 и ответвляются в первичную обмотку трансформатора 7, создавая в ней импульсы Iтр, которые со вторичной обмотки поступают через двухполупериодный диодный ключ 8-9 в усилитель мощности 10-11. Усилитель работает также в ключевом режиме, поэтому амплитуда тока двигателя Iдв зависит практически только от напряжения питания и сопротивления обмоток. Мощность, отдаваемая двигателем 4, определяется постоянной составляющей импульсного тока Iдв и начальным током Io, величина которого устанавливается потенциометром 12.

В момент подачи напряжения питания вал двигателя 4 неподвижен, датчик 3 частоты не вырабатывает тока, каждый из диодов 8-9 открыт в течение полупериода эталонной частоты и в двигатель 4 поступает постоянный ток (см. фиг. 2, а). Вал начинает вращаться, датчик 3 частоты приводит в действие полупроводниковый ключ-триод 2, создающий импульсы тока I2, ввиду чего время открытого состояния каждого из диодов 8-9 определяется разностью фаз эталонной и синхронизируемой частот; в двигатель 4 поступают широтно-модулированные импульсы тока. Период модуляции определяется разностной частотой и увеличивается по мере приближения скорости к синхронной, что создает условия входа двигателя 4 в синхронный режим. Подстройка, необходимая при переключении скоростей вращения вала, осуществляется потенциометром 12. При повторных запусках на одной скорости подстройка обычно не требуется.

Начальный ток I0 выбирается таким, чтобы при среднем моменте нагрузки на двигатель коэффициент заполнения импульсов тока равнялся 0,5 (см. фиг.2, б). При увеличении момента нагрузки на двигатель фаза тока I2 запаздывает, что приводит к увеличению коэффициента заполнения, пока не сравняются моменты приложенный и на валу (см. фиг.2, в).

При сбросе нагрузки происходит уменьшение коэффициента заполнения, а значит и уменьшение момента на валу (см. фиг. 2, г). Пределы изменений коэффициента заполнения без срыва синхронизации достигают значений 0,2-0,82. В любом случае изменение сдвига фаз лежит в пределах полупериода эталонной частоты, выбором величины которой достигается требуемая точность синхронизации.

На фиг. 3 изображена схема коммутации секций датчика частоты. Катушки с сердечниками 13 датчика 3 частоты расположены по бокам магнита, установленного на статоре датчика (на чертеже не показано) и против них размещены зубчатые роторные кольца 14. Магнитный поток проходит через воздушные зазоры между сердечниками катушек и зубьями колец. При вращении ротора датчика частоты, ввиду периодического изменения сопротивления магнитной цепи, в катушках возникают переменные напряжения. К синхронизатору подключается (с помощью переключателя 15) только та катушка, в которой развивается напряжение с требуемой частотой.

Похожие патенты SU168473A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ ПРИВОДА 1965
SU168472A1
Устройство для стабилизации час-ТОТы ВРАщЕНия бЕСКОНТАКТНОгО элЕКТРО-дВигАТЕля пОСТОяННОгО TOKA 1978
  • Подлевский Николай Иванович
SU813648A1
Система синхронизации скорости вращения электродвигателя постоянного тока 1970
  • Булин-Соколов Игорь Валентинович
  • Катькалов Валерий Николаевич
  • Миронов Сергей Михайлович
SU467440A1
Устройство для согласования углового положения синхронно-вращающихся валов электродвигателей 1980
  • Андрущук Владимир Васильевич
  • Андрущук Виктор Васильевич
SU902189A1
ВИБРАЦИОННАЯ СЕЙСМОСТАНЦИЯ 1967
SU204616A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ БЕСКОНТАКТНЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1968
  • А. А. Дубенский
SU221803A1
Устройство управления пьезоэлектрическим двигателем 1979
  • Ерофеев Анатолий Александрович
  • Кирсяев Анатолий Николаевич
SU881899A1
ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ АСИНХРОННЫХ И СИНХРОННЫХ ГЕНЕРАТОРОВ 1997
  • Богатырев Н.И.
  • Зайцев Е.А.
  • Вронский О.В.
  • Матящук А.Г.
  • Темников В.Н.
RU2136013C1
Устройство для подборки сейсмических кос 1988
  • Разуваевский Владимир Владимирович
  • Фурман Аркадий Михайлович
  • Есипов Владимир Николаевич
SU1631480A1
Устройство для стабилизации частоты вращения электродвигателя постоянного тока 1973
  • Миронов Сергей Михайлович
  • Катькалов Валерий Николаевич
  • Булин-Соколов Игорь Валентинович
SU656173A1

Иллюстрации к изобретению SU 168 473 A1

Формула изобретения SU 168 473 A1

1. Устройство стабилизации скорости вращения привода регистратора сейсмостанции с двигателем постоянного тока, содержащее генератор эталонной частоты, датчик частоты и управляющий режимом двигателя синхронизатор, отличающееся тем, что, с целью исключения ошибки в стабилизации скорости вращения и уменьшения инерционности устройства, в нем бесконтактный синхронизатор включен между генератором эталонной частоты и датчиком частоты, а фазоимпульсная схема сравнения частот напряжений, снимаемых с генератора эталонной частоты и датчика синхронизируемой частоты, подключена через усилитель мощности к двигателю.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью изменения скорости вращения вала двигателя без применения редуктора, секции датчика, которые генерируют на заданных скоростях частоту, равную эталонной, подключены к синхронизатору через переключатель.

SU 168 473 A1

Авторы

Прозоров В.К.

Даты

1965-03-04Публикация

1962-12-08Подача