Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к способу получения битума из остатков перегонки нефти (гудрон/полугудрон).
Известны способы получения нефтяных дорожных битумов с повышенными характеристиками качества.
Известно, что получение битума основано на окислении кислородом воздуха остатков перегонки нефти (гудрон/полугудрон) при температуре
240-260°С [Гун Р.Б. Нефтяные битумы. - М.: Химия, 1976 г.]. Однако этот способ требует значительного времени окисления и не позволяет получить пластичные дорожные битумы, применяемые для получения дорожных покрытий с высокими эксплуатационными свойствами.
С целью получения битума улучшенного качества, в гудрон/полугудрон перед окислением добавляют модифицированные добавки различного вида, являющиеся продуктами переработки нефти, побочные продукты нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств, и имеющие в своем составе смолистые вещества, ароматические углеводороды.
Известен способ получения битума [Патент РФ №2132352] окислением нефтяного сырья при 240-250°С кислородом воздуха в присутствии побочного продукта производства тетрамеров пропилена – тяжелого остатка ректификации олигомеров в количестве 2-5% масс. на сырье. Способ позволяет сократить время окисления в 1,76-1,82 раза. Недостатком способа является то, что свойства битума практически не меняются.
Известен способ получения битума [Патент РФ №2119523] путем окислением нефтяных остатков (гудронов, полугудронов и т.п.) при 240-250ºС кислородом воздуха в присутствии остатка ректификации гидродеалкилата бензолтолуольной фракции пироконденсата, взятого в количестве 2-6% масс. в пересчете на сырье. Способ позволяет получить битумы с улучшенными пластичными и адгезионными свойствами и, в целом, ускорить процесс окисления. Недостатком способа является то, что при окислении получается значительное количество отдува, что приводит к уменьшению выхода готового битума.
Близким к заявленному изобретению техническим решением (аналогом) является способ получения битума путем окисления нефтяного сырья при 240-260ºС кислородом воздуха в присутствии добавки 1-4 % масс. высокоароматизированного концентрата [авторское свидетельство СССР №1139743]. Известный способ позволяет сократить время окисления в 1,59-1,75 раза, т.е. интенсифицировать производство, однако показатели качества битума практически не изменяются.
Наиболее близким техническим решением (прототипом) к заявленному изобретению является способ получения окисленного нефтяного битума, включающий окисление тяжелых нефтяных остатков переработки парафинистых нефтей, в котором к тяжелым нефтяным остаткам переработки парафинистых нефтей добавляют тяжелую смолу пиролизу [Патент № UA78725]. Известный способ позволяет незначительно улучшить качество полученного битума из парафинистых нефтей. Недостатком способа является то, что битум при введении в сырье 5-15% ТСП получается с температурой размягчения, не сильно отличающейся от температуры битума, полученного без добавок, показатель пенетрации при 25°С при этом уменьшается.
Задачей изобретения является разработка способа получения битума, отличающегося повышенными эксплуатационными характеристиками, в том числе после старения, а также снижение переменных затрат на производство битума путем сокращения времени окисления.
Существенным отличием предлагаемого способа по сравнению с аналогом и прототипом является то, что в качестве сырья окисления используют полугудрон/гудрон в присутствии добавки, фракции 270-кк тяжелой смолы пиролиза (ТСП). Под ТСП понимают смесь конденсированных алкил- и алкенилароматических углеводородов, нафталинов, непредельных углеводородов, значительное содержание которых свидетельствует о склонности тяжелых смол пиролиза к реакциям уплотнения (конденсации, полимеризации, сополимеризации) с образованием смолисто-асфальтеновых соединений - продуктов, обладающих высокими связующими и спекающими свойствами.
Благодаря высокому содержанию полиароматических углеводородов, ТСП может быть вовлечена в гудрон, сырье для получения битумов. Активация гудронов смолами происходит непосредственно перед его окислением. Так же как и ТСП гудрон вступает в гетерогенную реакцию уплотнения (в процессе окисления) с образованием высокомолекулярных продуктов. В результате протекания данных реакций, а также реакций окислительного дегидрирования, деалкилирования, окислительной полимеризации и поликонденсации получают битумы с необходимым содержанием смол и асфальтенов. Образование в процессе окисления смол и асфальтенов в значительной мере определяет свойства полученного битума. Асфальтены обуславливают такие физико-механические свойства вяжущих, как твердость и теплостойкость, являясь их структурным каркасом; смолы можно рассматривать как носители пластичности, растяжимости и цементирующих свойств битумов.
Таким образом, гудроны могут быть активированы непосредственно перед окислением введением в них концентратов ароматических углеводородов – тяжелых смол пиролиза.
Индивидуальные ароматические углеводороды смолы пиролиза, выкипающие при вполне определенной температуре кипения, распределяются по разным фракциям в достаточно широких температурных пределах и это связано с наличием эффекта полиазеотропии.
Активными азеотропообразующими компонентами смолы пиролиза являются гомологи индена, стирола, аценафтилена, присутствие которых усложняет перегонку и затрудняет выделение высококонцентрированных фракций индивидуальных ароматических углеводородов. Поэтому, например, нафталин, имеющий температуру кипения 217°С, обнаруживается во фракциях с пределами выкипания 180-250°С. Аналогично ведут себя метилнафталины, присутствующие во всех узких фракциях, выкипающих при 200-270°С.
Таблица 1 – Пределы выкипания основных фракций в ТСП
К тому же, осложняющим обстоятельством при использовании ТСП является испарение нафталиновой части, что впоследствии будет способствовать разнице температур в колонне окисления, забивке аппаратуры охлажденной нафталиновой фракцией, поэтому рекомендуется использовать фракцию 270ºС-кк ТСП с отогнанной нафталиновой фракцией.
Способ осуществляется следующим образом.
Гудрон (полугудрон) плотностью не менее 970 кг/м3, температурой размягчения не менее 20ºС, вязкостью условной при 80ºС в пределах 20-60 сек, смешивают с добавкой - фракцией 270°С-кк ТСП в количестве 3-15% масс. на сырье и подвергают окислению кислородом воздуха при температуре 250-270ºС.
Характеристика тяжелого остатка ТСП приведена в таблице 2.
Таблица 2 – Физико-химические свойства фракции 270ºС-кк ТСП
В таблице 3 представлены результаты лабораторных испытаний полученных образцов.
Таблица 3 – Результаты лабораторных испытаний
Предлагаемый способ иллюстрируется следующими примерами.
Пример 1 осуществляется в условиях согласно аналогу.
Примеры 2-4 осуществляются в условиях согласно прототипу.
Пример 5.
Полугудрон – фракция выше 560°С, полученный при переработке западносибирских нефтей и газового конденсата, со следующими характеристиками:
С температурой 170-190°С и расходом 11-24 м3/час поступает в окислительную колонну где происходит процесс окисления при температуре 230-285°С, расход воздуха – 160-180 нм3/час на 1 т сырья. Время окисления составляет 10,5 часов.
Показатели качества полученного битума приведены в таблице 3.
Пример 6.
Отличающийся тем, что полугудрон поступает на смешение с 3% масс. фракции 270 - кк ТСП, со следующими характеристиками:
Смешение происходит в поточном смесителе, откуда смешанное сырье с температурой 170-190°С и расходом 11-24 м3/час поступает в окислительную колонну где происходит процесс окисления при температуре 250-270°С, расход воздуха 160-180 нм3/час на 1 т сырья. Время окисления составляет 9,5 часов.
Пример 7-9.
Способ осуществляют при технологических параметрах, аналогичных примеру 6 отличающийся тем, что полугудрон поступает на смешение с 5%, 10% и 15% масс. фракции 270 - кк ТСП, и время окисления составляет 6,0; 5,5; 5,2 часа соответственно.
Применение в качестве добавки фракции 270-кк тяжелой смолы пиролиза позволяет сократить время окисления в 1,75-2,01 раза (по сравнению с аналогом – 1,59-1,75 раза).
Примеры по предлагаемому изобретению имеют лучшие показатели в сравнении с аналогом и прототипом не только по времени окисления, но и позволяют получить битум с улучшенными показателями качества при одинаковой температуре размягчения: повышенными значениями пенетрации при 25°С, пониженной температурой хрупкости, увеличенным интервалом пластичности.
Таким образом, предлагаемый способ обеспечивает достижение технического результата, а именно – получение битума, отличающегося повышенными эксплуатационными характеристиками, в том числе после старения, а также снижение переменных затрат на производство битума путем сокращения времени окисления.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА | 2000 |
|
RU2153520C1 |
Способ получения битумного вяжущего | 1990 |
|
SU1736996A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНЫХ БИТУМОВ | 2007 |
|
RU2349625C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КРОВЕЛЬНОГО БИТУМА | 2007 |
|
RU2359990C1 |
Способ получения дорожного битума | 2017 |
|
RU2697457C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА | 2004 |
|
RU2276181C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА | 1997 |
|
RU2119523C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА | 2020 |
|
RU2752591C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА | 2009 |
|
RU2405807C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПАУНДИРОВАННОГО БИТУМА | 2014 |
|
RU2548403C1 |
Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к способу получения битума из остатков перегонки нефти гудрона/полугудрона. Способ осуществляют путем окисления гудрона/полугудрона кислородом воздуха при температуре от 250 до менее 270°С в присутствии добавки. Причем в качестве добавки используют фракцию 270°С-кк тяжелой смолы пиролиза, взятую в количестве от 3 до менее 5 мас.% или от более 5 до 15 мас.% на сырье. Техническим результатом заявленного изобретения является разработка способа получения битума, отличающегося повышенными эксплуатационными характеристиками, в том числе после старения, а также снижение переменных затрат на производство битума путем сокращения времени окисления. 3 табл., 9 пр.
Способ получения битума путем окисления гудрона/полугудрона кислородом воздуха при температуре от 250 до менее 270°С в присутствии добавки, отличающийся тем, что в качестве добавки используют фракцию 270°С-кк тяжелой смолы пиролиза, взятую в количестве от 3 до менее 5 мас.% или от более 5 до 15 мас.% на сырье.
М.В.Федосеева, В.А.Будник, "Актуальные требования к качеству дорожных битумов и опыт получения битумов по ГОСТ 33133" // Журнал "Нефтепереработка и нефтехимия", N10, Москва, 2018 | |||
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА | 1992 |
|
RU2024573C1 |
Евдокимова Н.Г., "Разработка научно-технологических основ производства современных битумных материалов как нефтяных дисперсных систем", |
Авторы
Даты
2021-11-02—Публикация
2020-12-28—Подача