Изобретение относится к измерительной технике.
Общеизвестны устройства для измерения отклонения от перпендикулярности корпуса (торцевого биения) с помощью индикатора часового типа. Известные устройства выполнены в виде корпуса, закрепленного на конце вала (ротора), а измерительный индикатор контактирует с торцом контролируемого корпуса. Начальное положение индикатора устанавливают его осевым перемещением.
При измерении перпендикулярности торца корпуса, например, погружного электродвигателя на процесс измерения и его результат влияет разная величина вылета вала (ротора) и смещение по оси (осевой
люфт) вала 1-2 мм. причем осевое перемещение, которое может возникнуть при повороте корпуса относительно вала из-за люфтов в соединении и погрешностей подшипников, создает дополнительную погрешность измерения. Различный вылет вала при использовании индикаторного приспособления требует осевого перемещения индикатора при установке устройства.
Известны также более точные измерительные устройства, обеспечивающие измерение отклонения, от перпендикулярности торца в сборных узлах, где имеется осевое смещение. Известные устройства представляют собой автоколлимэтор, показания которого изменяются при изменении наклона
XI
О
со
ю
ел
контролируемой поверхносш. Известные устройства выполнены в виде базы, на одном конце которой устанавливается контролируемый узел, а с противоположной стороны соосно контролируемому узлу установлен автоколлиматор. Однако применение автоколлиматора ограничено размером контролируемой поверхности и требует хорошей отражательной способности поверхности. Эти ограничения не позволяют применять устройства с автоколлиматором для контроля отклонения от перпендикулярности (перекоса) торцевой поверхности корпуса погружного электродвигателя относительно вала.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является приспособление с индикатором, которое и выбрано в качестве прототипа. Прототип, однако, не позволяет с достаточной точностью производить измерения, так как в погрешность измерения отклонения от перпендикулярности входит погрешность, возникающая из-за люфтов в соединении и погрешности подшипников.
Целью изобретения является повышение точности и производительности измерений.
Указанная цель достигается тем, что корпус устройства выполнен с наружными цилиндрическими направляющими, устройство снабжено плавающим элементом, выполненным в виде втулки с упором, установленной на направляющих корпуса и подпружиненной вдоль оси и несущей индикатор, при этом упор и индикатор расположены диаметрально противоположно.
На чертеже изображено предлагаемое устройство.
Устройство для измерения отклонения от перпендикулярности торца погружного электродвигателя выполнено в виде корпуса 1, закрепленного на конце вала (ротора) 2 двигателя. По цилиндрической поверхности корпуса 1 выполнены ьаправляющие. На корпусе 1 установлена втулка 3. На втулке 3 закреплен упор 4. Диаметрально упору 4 на втулке 3 закреплен индикатор 5 (датчик индуктивного прибора). Между боковыми
поверхностями торцов корпуса 1 и втулки 3 соосно упору размещена пружина б. Корпус 1 опирается на штангу 7.
Измерение осуществляется следующим
образом.
Сообщается вращение корпусу двигателя. Вал (ротор) 2 двигателя остается неподвижным, поскольку связанный с ним корпус 1 устройства имеет ограничение вращения:
вращение ограничивается жестким упором штанги 7. При наличии торцевого биения происходят осевое перемещение втулки 3, связанной с упором 4, и перемещение штока индикатора 5 относительно втулки 3. При
наличии осевого люфта, вызывающего одновременное осевое перемещение втулки 3 и штока индикатора 5, не происходит дополнительных перемещений штока индикато- ра и дополнительной погрешности в
показания индикатора не вносится. В зависимости от вылета вала (ротора) корпус 1 занимает определенное положение, а втулка 3 вместе с индикатором 5 перемещается относительно корпуса 1 до упора 4 и индикатор 5 упирается в контролируемый торец. Таким образом достигается установка индикатора 5 в рабочее положение без его дополнительной регулировки.
Применение в предлагаемом устройстве плавающего элемента позволяет повысить производительность контроля в 4 раза, а погрешность снизить в 2 раза.
Формула изобретения
Устройство для измерения отклонения от перпендикулярности торца корпуса погружного электродвигателя относительно оси вала, содержащее цилиндрический корпус, индикатор, отличающееся тем,
что, с целью повышения точности и производительности измерений, корпус выполнен с наружными цилиндрическими направляющими, устройство снабжено плавающим элементом, выполненным в виде
втулки с упором, установленной на направляющих корпуса и подпружиненной вдоль- оси и несущей индикатор, при этом упор и индикатор расположены диаметрально противоположно.
0
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для измерения отклонения от перпендикулярности торца корпуса погружного электродвигателя относительно оси вала | 1989 |
|
SU1703953A1 |
Устройство для контроля отклонений от прямолинейности | 1990 |
|
SU1781533A1 |
Устройство для измерения и воспроизведения углов поворота | 1988 |
|
SU1610251A1 |
Устройство для измерения и контроля соосности отверстий | 2016 |
|
RU2623817C1 |
Калибр для контроля соосности | 2023 |
|
RU2815602C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ГЛУБОКИХ ОТВЕРСТИЙ | 1999 |
|
RU2179301C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ И КОНТРОЛЯ СООСНОСТИ СРЕДНЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ОТВЕРСТИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО КРАЙНИХ | 2021 |
|
RU2774311C1 |
УСТРОЙСТВО для ЗАПРЕССОВКИn.:Ty|;H!J:::XKf;?iE ВИ1ЬЛИОТЕИАес; СОЮЗНАЯ | 1972 |
|
SU340505A1 |
Способ измерения углов,образуемых тремя гранями призмы,и устройство для его осуществления | 1985 |
|
SU1250848A1 |
Устройство контроля прямолинейности образующей цилиндрической детали | 1990 |
|
SU1749697A1 |
Изобретение относится к измерительной технике. Целью изобретения является повышение точности и производительности измерений. Для этого корпус устройства выполнен с наружными цилиндрическими направляющими, устройство снабжено плавающим элементом, выполненным в виде втулки с упором, установленной на направляющих корпуса и подпружиненной вдоль оси и несущей индикатор, при этом упор и индикатор расположены диаметрально противоположно. 1 ил. со с
Чертеж СКТБ ЛЭ № ЖБИК 401383030 (прототип) | |||
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Микрометры с ценой деления 0,01 мм | |||
Клапанное парораспределение для паровозов | 1924 |
|
SU782A1 |
Государственная система обеспечения единства измерения | |||
- Госкомитет СССР по стандартам | |||
НПО Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологии им | |||
Д.И.Менделеева, с | |||
Видоизменение прибора с двумя приемами для рассматривания проекционные увеличенных и удаленных от зрителя стереограмм | 1919 |
|
SU28A1 |
Авторы
Даты
1992-01-07—Публикация
1989-09-07—Подача