Дисковоколодочный тормоз Советский патент 1992 года по МПК F16D55/02 F16D55/22 

Описание патента на изобретение SU1707345A1

t/i

С

Похожие патенты SU1707345A1

название год авторы номер документа
Дисково-колодочный тормоз 1984
  • Чиковани Михаил Гивиевич
  • Хурцидзе Тамази Важаевич
SU1333910A1
Самозатягивающийся дисковый тормоз 1990
  • Чиковани Михаил Гивиевич
  • Чичинадзе Автандил Висарионович
  • Киквидзе Лали Гиоргевна
  • Чоговадзе Гига Цезарович
  • Киквидзе Омар Гиоргевич
SU1774097A1
Дисково-колодочный тормоз 1983
  • Александров Михаил Павлович
  • Чиковани Михаил Гивиевич
SU1120122A1
Дисково-колодочный тормоз 1989
  • Чиковани Михаил Гивиевич
  • Чичинадзе Автандил Висарионович
  • Чоговадзе Гига Цезарович
  • Твалчрелидзе Автандил Константинович
SU1774096A1
Дисково-колодочный стопорный тормоз 1982
  • Смольяков Анатолий Иванович
  • Федосеев Вячеслав Николаевич
SU1032252A1
Колодочный тормоз бкг-2 1979
  • Балашов Михаил Васильевич
  • Георгадзе Нодари Моисеевич
  • Квачантерадзе Темури Николаевич
SU872860A1
ТОРМОЗНОЙ МЕХАНИЗМ 2001
  • Северинссон Ларс
  • Неландер Оке
  • Грипемарк Йоаким
RU2256829C2
Тормоз 1978
  • Новожилов Михаил Васильевич
  • Лысяков Анатолий Григорьевич
  • Маргорин Евгений Николаевич
SU765556A1
Дисково-колодочный тормоз 1978
  • Некрасов Александр Олегович
SU718650A1
Телескопический регулятор зазора для барабанно-колодочного тормоза 1980
  • Балашов Михаил Васильевич
  • Георгадзе Нодари Моисеевич
  • Квачантирадзе Темур Николаевич
SU941752A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 707 345 A1

Реферат патента 1992 года Дисковоколодочный тормоз

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в дисковых тормозных устройствах. Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств путем повышения надежности размыкания, а также обеспечения самозатягивания при реверсе. С обеих сторон тормозного диска расположены тормозные колодки (К) с резьбовыми стержнями. Обоймы связаны с приводом. Механизмы свободного хода связаны с К и ограничивают их вращение в противоположных направлениях. Резьбовые стержни К сопряжены с резьбами обойм, причем К связаны с обоймами упругими элементами кручения. Как вариант, резьбовые стержни К выполнены с одинаковым направлением резьб. При торможении К увлекаются во вращение, выкручиваются по резьбе и осуществляют самозатягивание. В момент размыкания тормоза упругие элементы кручения препятствуют выкручиванию К по инерции. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения SU 1 707 345 A1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в дисковых тормозных устройствах.

Известен дисковоколодочный тормоз, содержащий диск, основание, шарнирно закрепленные на нем два нажимных рычага, одни концы которых связаны с приводом, а на других свободных концах по обе стороны от диска установлены с возможностью вращения тормозные колодки.

Недостатком известного тормоза является наличие дополнительного привода к колодкам, позволяющий регулировать тормозной момент. Кроме того, такой тормоз не позволяет автоматически компенсировать износ и получить эффект самоусиления.

Из известных тормозов наиболее близким по технической сущности является дисковоколодочный тормоз, содержащий корпус, тормозной диск, расположенные с обеих сторон диска приводные обоймы с наружной и внутренней резьбами, установленные с возможностью углового перемещения, связанный с ними через зубчатые передачи приводной рычаг, тормозные колодки с ограничителем углового перемещения в виде храпового механизма, установленные посредством резьб в приводных обоймах, причем на приводных обоймах выполнены наружные резьбы одинакового направления с внутренними резьбами.

Недостатком этого тормоза является невозможность размыкания тормоза после нескольких торможений Это явление объясняется следующим обрлзом. Величина

Х4

О vj СО 4 СЯ

выдвижения колодки за одно торможение складывается из величин линейного износа за предыдущее торможение и деформации фрикционного материала под нагрузкой. При асбофрикционных материалах, имеющих модуль упругости (2,5 - 4,8).10г МПа, и толщине накладок до 10 мм деформация достигает до 0,1 мм. Примерно через десять торможений величина выдвижения только одной колодки составляет около 1 мм, а величина хода приводной обоймы составляет 0,5 - 1 мм. Кроме того, наличие на обоих приводных обоймах наружных и внутренних резьб одинакового направления не позволяет обеспечить реверсивное торможение с самоусилением.

Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств тормоза путем повышения надежности размыкания и обеспечение самозатягивания при реверсе.

Для достижения поставленной цели в дисковоколодочном тормозе,содержащем корпус, тормозной диск, расположенные с обеих сторон диска тормозные колодки с резьбовыми стержнями, обоймы с внутренними и наружными резьбами, привод, вы- п-олненный в виде зубчатых колес, связанных обоймами и установленных в зацеплении с валъм - шестерней, который выполнен с рычагом, связанным с нажимным механизмом, механизмы свободного хода, связанные с тормозными колодками и ограничивающие их вращение в противоположном направлении, при этом обоймы установлены в резьбовых отверстиях корпуса, направления резьб которых противопо- ложные.резьбовые стержни тормозных колодок сопряжены с внутренними резьбами обойм тормозные колодки связаны с обоймами упругими элементами кручения. Кроме того, для обеспечения самозатягивания при реверсе резьбовые стержни обеих тормозных колодок выполнены с одинаковым направлением резьб.

На чертеже изображен тормоз в разрезе, общий вид.

Дисковоколодочный тормоз состоит из корпуса 1, а котором установлены обоймы 2 и 3, рычаг 4 и нажимной механизм 5. В обоймах 2 и 3 в резьбе установлены тормозные колодки 6 и 7 с фрикционными накладками 8 и 9. Тормозные колодки 6.7 связаны с приводными обоймами 2, 3 упругими элементами 10 и 11 .выполненными в виде пружин кручения.Колодки 6,7 снабжены ограничителями направления угловых перемещений, состоящих из собачек 12. 13 и храповых колес 14, 15. Собачки прижимаются пружинами 16. Обоймы 2 и 3 состоят из зубчатых колес 17 и 18, входящих в зацепление с

валом шестерни 19. Тормозной диск 20 установлен на шлицах вала 21.

Тормоз работает следующим образом. При замыкании тормоза, усилие от нажимного механизма 5 через рычаг 4 поворачивает вал - шестерню 19, зубчатые колеса 14 и 15 и обоймы 2 и 3. В результате обоймы 2 и 3 выдвигаются в сторону диска 20 вместе с тормозными колодками 6 и 7 фрикционные

0 накладки 8 и 9, которые контактируют с диском 20. При этом вследствие разности окружных скоростей на внешних и внутренних радиусах трения между диском 20 и накладками 8 и 9 на поверхности трения возникает

5 вращающийся момент, приложенный к колодкам 6 и 7. Сдвиг приводных обойм 2 и 3 в сторону диска 20 возможно при противоположном направлении наружных резьб приводных обойм.Ограничители направления враще0 ния собачки 12. 13 и храповые колеса 15, 14 расположены таким образом, что после возникновения вращающегося момента возможность углового перемещения относительно обойм получает только одна колодка 6 или

5 7, при этом она перемещается в сторону диска, дополнительно прижимая его к неподвижной колодке. При вращении диска 20 в противоположном направлении дополнительно выдвигается другая колодка 7 или 6.

0 Такие перемещения колодок возможны лишь при наличии на обоймах внутренних резьб одинакового направления. Исходя из этого, на одной обойме направления внутренней и наружной резьб взаимно противо5 положны. В противном случае торможение с самоусилением возможно лишь при одном направлении вращения тормозного диска. /торможения при реверсивном движении не будет/. Размыкание тормоза осуществ0 ляется нажимным механизмом 5.

Использование предлагаемого изобретения позволяет торможение с усилением и автоматическое компенсирование износа фрикционных накладок в продолжительном

5 режиме работы при реверсивном движении. Кроме того, благодаря упругому элементу торможение осуществляется более плавно а также можно тормозить с одинаковым замедлением в обоих направлениях вращения

0 путем подбора соответствующих шагов резьбовых передач. Это особен но важно для подъемно-транспортных машин, где торможение поднимающегося или опускающегося грузов происходит с различными замедлениями.

5 Формула изобретения

1. Дисковоколодочный тормоз, содержащий корпус, тормозной диск, расположенные с обеих сторон тормозного диска тормозные колодки с резьбовыми стержнями, обоймы с внутренними и наружными

резьбами, привод, выполненный в виде зубчатых колес, связанных с обоймами и установленный в зацеплении валом-шестерней, который выполнен с рычагом, связанным с нажимным механизмом, механизмы свободного хода, связанные с тормозными колодками и ограничивающие их вращение в противоположных направлениях, при этом обоймы установлены в резьбовых отверстиях корпуса, направления резьб которых противоположные, резьбовые стержни тор16

21

13

мозных колодок сопряжены с внутренними резьбами обойм, отличающийся тем, что. с целью повышения эксплуатационных качеств путем повышения надежности размыкания, тормозные колодки связаны с обоймами упругими элементами кручения. 2. Тормоз по п. 1.отличающийся тем, что, с целью обеспечения самозатягивания при реверсе, резьбовые стержни обеих тормозных колодок выполнены с одинаковым направлением резьб.

19

18

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1707345A1

Дисково-колодочный тормоз 1984
  • Чиковани Михаил Гивиевич
  • Хурцидзе Тамази Важаевич
SU1333910A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 707 345 A1

Авторы

Чиковани Михаил Гивиевич

Хуциберидзе Андро Жорович

Чоговадзе Гига Цезариевич

Чиковани Тамаз Гивиевич

Какабадзе Давид Виталиевич

Даты

1992-01-23Публикация

1988-12-30Подача