1
Изобретение отноеитея к области машиностроения, в частности к тормозным системам транспортных средств.
Известен днсково-колодочный тормоз, содержащий тормозной диск, колодки и нажимное устройство 1.
Данный тормоз обладает сундественным недостатком - невысокой энергоемкостью и надежностью в связи с повышенной тепловой напряженностью работы тормозных колодок и ограниченного числа поверхностей трения.
Цель изобретения - исключение иерегрева тормоза и повышение его надежности.
Цель достигается теи, что тормоз снабжен пакетом постоянно замкнутых дисков с фрикционными накладками, имеюш,ими внутреннюю обойму и наружную обойму, жестко связанную с тормозным диском, а также донолпительным нажимным устройством для поджатия пакета дисков, кинематически связанным с нажимным устройством колодок.
Кроме того, боковые поверхностн фрикционных накладок выполнены по спирали Архимеда, а в обойме выполнены вентиляционные отверстия.
В данной конструкции пакет постоянно замкнутых фрикционных дисков носит
функцию рассеивания тепловой энергии и воспринимает на себя большую часть нагрузки.
Ца фиг. 1 изображен дисково-колодочный тормоз, обший вид; на фиг. 2 - сечение Л-А ла фнг. 1.
Тормоз содержит нажимное устройство, представляющее собой гидравлические цилиндры 1, к штокам которых крепятся колодки 2 и тормозной диск 3, установленный на валу 4 на подшипниках 5. Он содержит также размещенные в наружной обойме 6 ведомые диски 7 и ведущие диски 8, размещенные во внутренней обойме 9. Обойма 6
соединена с тормозным диском 3 и через диски 7 и 8 связана с внутренней обоймой 9, установленной на валу 4.
Диски 7 и 8 сжаты пружинами 10. Дополнительное нажимное устройство для поджатия дисков 7 и 8 содержит гидравлический цнлиндр 11, колодку 12, нажнмной диск 13 и иальцы 14.
Цажимной диск 13 ири номощи щлицевого соединения крепится к тормозному диску
3 таким образом, что может свободно перемещаться в осевом направленни. Через нальцы 14, установленные в отверстиях тормозного диска 3, нажимной днск 13 может сжимать иакеты дисков 7 и 8.
Гидравлический цилиндр 11 связан с нриводом нажимного устройства, например, с помощью гидромагистралей.
Наружная обойма 6 и внутренняя обойма 9 имеют отверстия 15 и 16 для прохода вентилирующего воздуха,а боковые поверхности накладок 17 дисков 8 выполнены ио спирали Архимеда.
В расторможенном положении колодки 2 на гидравлических цилиндрах 1 разведены, колодка 12 отведена от нажимного диска 13, обойма 6 с ведомыми дисками 7 и обойма 9 с ведущими дисками 8 вращаются как одно целое вместе с валом 4. Пакеты дисков замкнуты, но только под действием нружин 10 с усилием, необходимым, чтобы диски не разошлись от сотрясений.
Вращаясь как одно целое, пакеты дисков работают как центробежный насос, прокачивая воздух через окна 15 и 16 и щели между дисками. Этому способствует форма накладок. Прокачиваемый воздух обеспечивает интенсивное охлаждение как в момент торможения, так и в интервалах между торможениями.
Для осуществления торможения тормозные колодки 2 нажимного устройства зажимают диск 3 и одновременно колодка 12 давит на нажимной диск 13.
Колодка 12 кинематически обеспечена меньшим усилием пажатия, чем колодка 2 настолько, чтобы полный тормозной момент пакетов дисков был всегда несколько меньшим тормозного момента диска 3.
Такое соотношение тормозных моментов обеспечивает остановку диска 3 в начальный момент торможения, когда усилие па колодках нажимного устройства только начинает возрастать. Когда диск 3 остановится, вся оставшаяся еще непогащенной кинематическая энергия будет превращаться в тепло и на поверхностях пакетов дисков 7 и 8.
Величиной тормозного момента, временем его действия управляет водитель. За исключением начального этапа все остальное время рассеивание энергии происходит в пакетах дисков 7 п 8, а диск 3, обойма 6 с ведомыми дисками 7 заторможеиы нажимным устройством тормозного диска 3.
Таким образом удается сохранить быстродействие, малую работу включающего механнзма, малый коэффпциеит перекрытия и другие положительные качества дисковоколодочного тормоза, разгрузить его поверхность трения от повыщенного для него количества выделяемого тепла, распределнн его на площадн пакетов фрикционных дисков, иовысить надежность тормоза.
Ф о р м } л а и 3 о б р е т е н i; я
1. Дисково-колодочный тормоз, содержащий тормозной диск, колодки с нажимным устройством, отличающийся тем, что, с целью исключения перегрева тормоза п повышения надежности работы, он снабжен пакетами постоянно замкнутых дисков с фрикционными накладками, наружной обоймой, жестко связанной с тормозным диском и с внутренней обоймой, а также дополнительным нажимным устройством для поджатия иакета дисков, кинематически связанным с нажимным устройством колодок.
2. Тормоз ио п. 1, отличающийся тем, что боковые поверхности фрикциоп ьлх пакладок выполнены по спирали Архимеда, а в обоймах выполнены вен.иляционные отверстия.
Псточники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Борисов С. М. Фрикционные муфты и тормоза строительных и дорожных машин. «Машиностроение, М., 1973, с. 49.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Комбинированный тормоз | 1983 |
|
SU1134431A1 |
Дисково-колодочный тормоз | 1988 |
|
SU1532751A1 |
Дисково-колодочный тормоз | 1983 |
|
SU1120122A1 |
Механизм поворота для транспортных средств | 1986 |
|
SU1344674A1 |
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ БАРАБАННО-КОЛОДОЧНОГО ТОРМОЗА И СПОСОБ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2159878C1 |
Охлаждаемый барабанно-колодочный тормоз | 1980 |
|
SU926402A1 |
ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТОРМОЗНОГО МОМЕНТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТОРМОЗНОГО МОМЕНТА | 2002 |
|
RU2281868C2 |
Колодочный тормоз | 1983 |
|
SU1108270A1 |
Дисково-колодочный тормоз | 1984 |
|
SU1333910A1 |
Дисково-колодочный тормоз | 1977 |
|
SU709869A1 |
/4-/f
IS
фиг.1
Авторы
Даты
1980-02-29—Публикация
1978-04-10—Подача