Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в дисковых тормозных устройствах, а также в пристроенных к электродвигателю тормозах.
Известна конструкция тормозного устройства, содержащая тормозной диск, промежуточную обойму с взаимно противоположно направленными внутренней и наружной резьбой, установленной в приводной обойме с возможностью углового перемещения и имеющей ограничитель направления углового перемещения относительно приводной обоймы в виде храпового механизма 1.
Недостатком этого тормоза является то, что при размыкании тормоза необходимо повернуть приводную обойму с тормозной колодкой, преодолевать при этом величину тормозного момента. Если учесть, что коэффициент трения покоя больше, чем коэффициент трения скольжения при размыкании тормоза необходимо приложить размыкающий момент, значительно превосходящий тормозной момент. При этом теряется эффект самозатягивания
Известен дисково-колодочный тормоз, выбранный в качестве прототипа, содержащий корпус, тормозной диск, расположенные с обеих сторон диска приводные обоймы с наружной и внутренней резьбами, установленные с возможностью углового перемещения, и связанный с ними через зубчатые передачи приводной рычаг, тормозные накладки с ограничителями их углового перемещения 2.
Недостатком такого тормоза является расположение приводных обойм и зубчатых передач с обоих сторон тормозного диска, что увеличивает габариты тормоза, а в ряде случаев затрудняет его применение, например, в пристроенных к электродвигателю тормозах.
Наиболее существенным недостатком является опасность несрабатывания тормоза в том случае, когда величина вращающегося момента, действующего на тормозную колодку, окажется меньше, чем моменты сопротивления в резьбе В этом случае тормозная колодка не получит углоСО
с
ч
4 О
ю
о
вое перемещение и не будет выдвигаться в сторону тормозного диска.
Целью изобретения является повышение эксплуатационных качеств путем повышения эффективности самозатягивания.
Указанная цель достигается тем, что торцевая фрикционная поверхность тормозного диска выполнена в виде выступающей дорожки трения, ширина которой меньше диаметра фрикционной поверхности тормозной колодки, при этом ось вращения тормозной колодки расположена со смещением относительно средне о радиуса трения указанной дорожки в направлении оси тормозного диска,
Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предлз аемый дисково- колодочный тормоз отличается тем, что создает возможность регулирования коэффициента усиления благодаря эксцентричному расположению колодки. Таким образом, заявляемый дисково-колодочный тормоз соответствует критерию изобретения новизна. Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями позволяет сделать вывод о том, что он имеет ряд преимуществ; повышают ресурс работы фрикционной накладки, так как изнашиваемый объем накладки увеличивается при равных значениях коэффициента взаимного перекрытия, эффект самозатягивания а одностороннее расположение привода позволяет снизить энергозатраты и получить компактную конструкцию. Исходя из этого заявляемое решение следует признать соответствующим критерию существенные отличия.
На фиг.1 изображен предлагаемый тормоз, общий вид; на фиг.2 - схема взаиморасположения элементов фрикционной пары.
Тормоз состоит из тормозного диска 1, установленного на шлицах взла 2 электродвигателя 3, на заднем щите электродвигателя 3 закреплена неподвижная тормозная колодка 4 и корпус тормоза 5, в котором установлены привод с нажимным механизмом, содержащий приводную обойму 6 с коническим зубчатым колесом 7, по внутренней резьбе приводной обоймы б установлена промежуточная обойма 8, которая имеет ограничитель направления вращения относительно приводной обоймы б в виде храпового механизма 9, а круглая тормозная колодка 10 установлена по резьбе в промежуточную обойму 8 и направление вращения тормозной колодки относительно промежуточной обоймы ограничено храповым механизмом 11, приводная обойма G через коническую зубчатую пару 7 и 12 связана с приводом 13. Ьсь круглой тормозной колодки 10 имеет смещение h относительно среднего радиуса дорожки трения Rc(Ri+R2)/2, где RI и R2 внутренний и внешний радиус дорожки трения.
Тормоз работает следующим образом. При замыкании тормоза усилие от при- 0 вода 13 через зубчатую передачу 7, передается на приводную обойму 6, которая поворачивается и выдвигается в сторону тормозного тиска 1. При контакте тормозной колодки 10 с тормозным диском 1 между 5 ними возникают силы трения, под действием которых тормозная колодка 10 начнет вращаться и будет дополнительно выдвигаться из промежуточной обоймы 8, храповой механизм 11 не препятствует такому 0 направлению вращения тормозной колодки 10. Вращение и выдвижение тормозной колодки продолжается до полной остановки тормозного диска, и таким образом достигается самозагягивание.
5Использование предлагаемого изобретения позволяет;
1) регулировать коэффициент усиления с помо цью подбора различных значений смрщения,
0)сократит ь габариты и снизить энергозатрат и благодаря эффекту самоусиления;
3) повысить ресурс работы фрикционной накладки, так как изнашиваемый объем накладки увеличивается при равных 5 значениях коэффициента взаимного перекрытия.
Кроме тою, для размыкания тормозу необходимо преодолеть только вращающийся момент на колодку, а не весь тормозной 0 момент.
Формула изобретения Дисково-колодочный тормоз, содержащий по меньшей мере одну тормозную колодку с круглой фрикционной поверхно- 5 стью, установленную с возможностью взаимодействия с торцевой фрикционной поверхностью тормозного диска, а также привод с нажимным элементом, при этом тормозная колодка установлена с возмож- 0 ностью вращения вокруг оси своей фрикционной поверхности и связана с нажимным элементом посредством винтовой пары, о т- личающийся тем, что, с целью повыше ния эксплуатационных качеств путем повы- 5 шения эффективности самозатягивания торцевая фрикционная поверхность тормозного диска выполнена в виде выступающей дорожки трения, ширина которой меньше диаметра фрикционной поверхности тормозной колодки, при этом ось враще
ния тормозной колодки расположена со трения указанной дорожки в направлении смещением относительно среднего радиуса оси тормозного диска.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Дисковоколодочный тормоз | 1988 |
|
SU1707345A1 |
Самозатягивающийся дисковый тормоз | 1990 |
|
SU1774097A1 |
Дисково-колодочный тормоз | 1983 |
|
SU1120122A1 |
Дисково-колодочный тормоз | 1984 |
|
SU1333910A1 |
КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ | 2000 |
|
RU2188345C2 |
Дисково-колодочный тормоз с автоматическим компенсатором износа | 1982 |
|
SU1032250A1 |
Комбинированный тормоз | 1983 |
|
SU1134431A1 |
Колодочный тормоз | 1990 |
|
SU1756685A1 |
Дисково-колодочный стопорный тормоз | 1982 |
|
SU1032252A1 |
Тормоз | 1978 |
|
SU765556A1 |
Сущность изобретения: колодка расположена с возможностью фрикционного взаимодействия с торцом диска, на котором выполнена выступающая дорожка трения. Фрикционная поверхность колодки выполнена круглой с диаметром, большим ширины дорожки тренмя. Колодка связана с приводом с возможностью вращения посредством винтовой пары и расположена относительно среднего радиуса трения со смещением оси вращения в направлении оси тормозного диска. 2 ил.
Фиг, 1
7 /2
Авторы
Даты
1992-11-07—Публикация
1989-07-19—Подача