Изобретение относится к пневматическим тормозным приводам автопоездов.
Цель изобретения - повышение безопасности движения.
На фиг. 1 изображена блок-схема двухзвенного транспортного средства с устройством для предупреждения о перегрузке тормоза прицепа; на фиг. 2 - то же, для другого типа транспортного средства.
Транспортное средство (фиг. 1) состоит из тягача 1 и прицепа 2. Прицеп 2 содержит управляемый подачей энергии тормоз 3, который.установлен в тормозном приводе, состоящем из ресивера 4 и воздухораспределителя 5, подключенного магистралью 6 к выходу регулятора 7 величинь энергии, подаваемой в тормозной контур прицепа.
Тягач 1 содержит управляемый подачей энергии тормоз 8, являющийся компонентом тормозного привода тягача 1, состоящего из ресивера 9 и управляющего приспособления 10. - -.
Тормозной привод прицепа представляет собой контур регулирования, регулируемой величиной которого является замедление торможения прицепа, а его заданное значение создается путем додачи энергии к тормозу 8 тягача, т. е. путем его управления. Таким образом, измеряют вызываемое управлением тормозом 8 тягача замедление его торможения и подачу энергии к тормозу 3 прицепа регулируют так, что замедление торможения прицепа в основном соответстаует.замедлению торможения тягача. Для этой цели используют тяговосцепной узел 11 между тягачом 1 и прицепом 2, который может быть выполнен в данном случае в направлениях тяги (Z) и толкания (S) прицепа 2 только с силовым замыканием. Датчик 12 усилия сжатия и растяжения в узле 11 выполнен в виДе чувствительного элемента, регистрирующего силу, действующую в направлениях тяги Z и толкания S. Он подает соответствующий указанному усилию сигнал к выходу блока 13. Последний формирует управляющий сигнал на вход регулятора 7, когда сигнал от датчика 12 имеет заданное значение или когда возникает опасность выхода за допустимые пределы заданного значения. Такое заданное значение можнр подбирать в зависимости от специальных свойств транспортного средства в направлениях тяги Z и толкания S.
Регулятор 7 соединен с управляющим приспособлением 10 тягача 1 и через магистраль 6 с воздухораспределителем 5 прицепа 2.(
Регулятор 7 выполнен так, что в соответствии с выходным сигналом блока 13 он
уменьшает или повышает величину подаваемой им в магистраль 6 управляющей энергии.
Для управления тормозом 8 тягача 1 и
тормозом 3 прицепа 2 водитель транспортного средства произвольно воздействует на управляющее приспособление 10 при помощи определенной силы (сила воздействия) или определенного пути (путь воздействия).
0 Затем управляющее приспособление 10 подводит энергию из ресивера 1 к тормозу 8 тягача 1, сила которой зависит от силы или пути воздействия. Одновременно при помощи также зависящей от силы или пути воздействия силы энергии управляющее приспособление 10 тягача 1 управляет регулятором 7, который передает соответствующую управляющую энергию через магистраль 6 к воздухораспределителю 5
0 прицепа 2. Воздухораспределитель 5 из ресивера 4 подводит энергию соответствующей силы к тормозу 3. В это время датчик 12 подает сигнал в блок 13. Если сигнал принимает заданное значение или возникает
5 опасность выхода из допустимого диапазона этого значения, то блок 13 подает сигнал на регулятор 7 прицепа 2, на основании которого регулятор 7 повышает или снижает зависящую от силы или пути воздействия
0 управляющую энергию в магистрали 6 до
тех пор, пока сигнал не сохранит заданное
значение или не потеряет склонность к вы. ходу за пределы допустимого диапазона.
Кроме того, предлагаемое устройство
5 снабжено устройством для предупреждения о перегрузке тормоза 3 прицепа 2. Оно состоит из первого 14 и второго 15 датчиков величины энергии и блока 16 сравнения. Первый датчик 14 контролирует силу ваемой на тормоз 8 тягача 1 энергии и подает в блок 16 сравнения соответствующий этой силе сигнал. Второй датчик 15 контролирует силу подаваемой на тормоз 3 прицепа 2 энергии и подает в блок 16 сравнения
5 соответствующий этой силе сигнал. Блок 16 сравнения выполнен так, что из указанных сигналов он образует относительное значение и отдает предупредительный сигнал, если относительное значение меняется с
0 заданной критической или более высокой скоростью изменения.
Тормоза, в том числе и тормоз 3 прицепа проявляют значительное уменьшение тормозной силы в пределах допустимой нагрузки при заданной силе подаваемой энергии. С помощью указанного контура регулирования для замедления торможения прицепа тормозной привод прицепа 2 компенсирует такое падение тормозной силы тормоза 3 прицепа 2 путем резкого увеличёния подаваемой энергии. Соответствующее этому увеличению усиление сигнала энергии прицепа используется устройством для предупреждения о перегрузке. Таким образом, указанное резкое снижение тормозной силы - фединг -тормоза 3 прицепа характеризуется значительным усилением сигнала энергии прицепа.
Если тормоз прицепа проявляет фединг, то тормоз 8 тягача одновременно также может проявлять фединг или работает в нормальном режиме. В первом случае изза снижения тормозной силы тормоза 8 тягача падение тормозной силы тормоза 3 прицепа 2 можно полностью или частично допускать, так что в данном случае сила подаваемой на тормоз 3 прицепа 2 энергии не повышается или повышается незначительно. При этом образованное из сигналов относительное значение остается без изменений или qHO меняется со скоростью, меньшей критической. Таким образом, в данном случае устройство для предупреждения о перегрузке не работает, что и требуется, поскольку водитель транспортного средства замечает фединг в качестве ослабляющегося замедления торможения как при обычной тормозной установке прицепа. Во втором случае усиление сигнала энергии прицепа приводит к соответственно сильному изменению образованного из сигналов энергии относительного значения, поскольку сигнал энергии тягача в основном остается без изменений. Блок 16 сравнения отдает предупредительный сигнал, когда скорость изменения относительного значения достигает или превышает заданное критическое значение. В зависимости- от выполнения блока 16 сраЁнения решение вопроса об абсолютном изменении относительного значения в направлении увеличивающихся или уменьшающихся величин связано с тем, входит сигнал энергии прицепа в числитель или в знаменатель относительного значения.
Устройство для предупреждения о перегрузке предназначено для незамедлительной реализации предупредительной индикации.
В качестве приспособления для оценки предупредительного сигнала блока. 16 сравнения в данном случае использованы оптическое или звуковое приспособление 17 и формирователь 18 управляющего Ьигнала для разгрузки тормоза. Предупредительное приспособление 17 преобразовывает предупредительный сигнал в оптическую или акустическую индикацию, а формирователь 18 выполнен так, что из предпочтительного сигнала формирует управляющий сигнал,
посредством которого он воздействует на регулятор 7, ограничивая подаваемую в магистраль 6 управляющую энергию максимальным значением и/или снижая ее. При
возникновении предупредительного сигнала формирователь 18 через регулятор 7 регулирует подачу энергии в тормоз прицепа TeiK, что сила подаваемой на тормоз прицепа энергии ограничивается максимальным
0 значением и/или снижается исходя из имеющейся величины. Таким образом, устройство для предупреж;;1ения о перегрузке служит также в качеству устройства ,цля защиты от перегрузки тормоза 3 прицепа.
5 Область использования формирователя 18 ограничена из-за автоматического воздействия на процесс торможения, так как это является неприемлемым во многих случаях.
0 Блок 16 сравнения, выполненный на известных электронных элементах, работает следующим Ьбразом. При воздействии на управляющее приспособление Ю включается интегрированный генератор тактовых
5 импульсов. С учетом определенного генератором такта блок 16 сравнения опрашивает первый 14 и второй 15 датчики и из их сигналов образует относительное значение. Образованное в начале такта относительное значение запоминается в интегрированном запоминающем устройстве и сравнивается с образованным в конце такТа относительным значением. Если образованное в конце такта относительное значение
5 отклоняется на заданную критическую величину ил4л больше, то через интегрированный выключатель замыкается контур предупредительного сигнала. Вызь1вающее замыкание контура предупредительного сигнала
0 отклонение относительных значений может быть положительным или отрицательным. Это зависит оттого, вводит блок 16 сравнения сигнал энергии прицепа в числитель или в знаменатель относительного значения.
5 Кроме того, блок 16 сравнения может быть выполнен и , что генератор тактовых импульсов включается только тогда, когда Сигнал энергии прицепа достигает заданной величины. Такое выполнение блока сравнения позволяет исключить возможность неправильного, функционирования,
Возможно также такое исполнение блока 16 сравнения, при котором после окончания срабатывания управляющего
5 приспособления 10 тягача он работает еще в течение заданного времени. При этом в случае следующих друг за другом коротких воздействий на тормоз (т. е. при торможении рывками) начало такта и его конец входят в различные стадии процесса
торможения. В результате устройство для предупреждения о перегрузке срабатывает также и в случае такого воздействия на тормоз.
Кроме того, блок сравнения может быть выполнен так, что он определяет разность сигналов энергии в конце и начале временного такта и замыкает контур предупредительного сигнала при превышении критической разности.
Согласно схеме по фиг. 1 первый датчик 14 измеряет непосредственно подаваемую на тормоз 8 тягача 1 энергию, в то время как второй датчик 15 измеряет на магистрали 6 подаваемую на тормоз 3 прицепа энергию, т. е. первый датчик 14 служит для определения силы действующей в тормозе тягача энергии, тогда как второй датчик 15 установлен на управляющем приспособлении, служащем для определения силы подаваемой на тормоз 3 прицепа 2 энергии. Второй датчик 15 может быть установлен в тормозной установке прицепа (аналогично первому датчику 14), а первый датчик 14 - в тормозной установке тягача (аналогично второму датчику 15).
При исполнении устройства согласно фиг. 2 измерение замедления торможения тягача 1 осуществляют посредством датчика 19 замедления, выдающего соответствующий замедлению торможения сигнал замедления тягача. С целью определения замедления торможения прицепа предусмотрен датчик 20 замедления, выдающий соответствующий замедлению сигнал замедления прицепа. Указанные сигналы замедления подают в электронный блок 21 оценки, который в зависимости от исполнения выдает сигнал управления, когда сигнал замедления прицепа отклоняется вообще, или только на заданное значение сигнала замедления тягача.
Тормозное приспособление 22 прицепа принимает выдаваемый электронным блоком 21 оценки управляющий сигнал и по этому сигналу регулирует силу энергии, подаваемой на тормоз 3 прицепа из ресивера 4. Таким образом, создаваемая тормозом 3 прицепа тормозная сила регулируется так, что за исключением неизбежных допусков замедление торможения прицепа соответствует замедлению торможения тягача.
Кроме того, согласно схеме по фиг. 2 второй датчик 15 устройства для предупреждения о перегрузке установлен на веду щей к тормозу 3 силовой магистрали и, аналогично первому датчику 14 непосредственно определяет силу подаваемой энергии..
Датчик 19 замедления должен быть установлен на тягаче, а датчик 20 замедления - на прицепе, при этом блок 16 сравнения и электронный блок 21 оценки расположены между тягачом 1 и прицепом 2.
Формула изо бретени я
1.Устройство для предупреждения о перегрузке по меньшей мере для одного управляемого подачей энергии тормоза, установленного в тормозном приводе прицепа, содержащее датчики величины энергии, регулируемо подаваемой в тормоз
прицепа и в тормозной контур по меньшей мере одного тормоза ведущего звена, связанного с прицепом тягово-сцепным узлом и представляющего собой находящийся перед прицепом тягач или следующий за прицепом толкач, и датчик усилия сжатия и растяжения в тягово-сцепном узле, причем датчик усилия подключен к входу блока, формирующего управляющий сигнал при превышении усилием втягово-сцепномузле
порогового значения, при этом выход указанного блока подключен к управляющему входу регулятора величины энергии, подаваемой в тормозной контур прицепа, а датчики величины энергии, подаваемой в
тормоз прицепа и в тормозной контур ведущего звена, подключены к входам блока сравнения, отличающееся тем, что, с целью повышения безопасности движения, блок сравнения выполнен со схемой, определяющей соотношение между величинами сигналов от датчиков энергии и выдающей предупредительный сигнал на выход блока сравнения по меньшей мере при изменении величины указанного значения с заданной
критической скоростью.
2.Устройство по п. 1, от л и ч а ю ще ес я тем, что оно снабжено формирователем управляющего сигнала, вход которого подключен к выходу блока сравнения, а выход - к управляющему входу регулятора величины энергии, подаваемой в контур прицепа.
фиг,2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ ИЛИ АВТОПОЕЗДА ИЗ ТЯГАЧА И, ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ, ОДНОГО ПРИЦЕПА | 2018 |
|
RU2727630C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРИЦЕПОМ С ПРИВОДОМ И ПРИЦЕП С ПРИВОДОМ ОТ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 2017 |
|
RU2724568C2 |
Однопроводная электропневматическая тормозная система транспортного средства | 1983 |
|
SU1162647A1 |
Тормозное управление автопоезда | 1988 |
|
SU1595716A1 |
Электронная система управления торможением оборудованного двигателем тягача | 1989 |
|
SU1809813A3 |
Тормозное управление многозвенного транспортного средства | 1980 |
|
SU910482A1 |
Тормозная система автопоезда | 1989 |
|
SU1654068A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ ОДНИМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИ УПРАВЛЯЕМЫМ КОНТУРОМ ТОРМОЗНОГО ПРИВОДА МНОГОКОНТУРНОЙ СИСТЕМЫ ТОРМОЗОВ, ПРИВОДИМЫХ В ДЕЙСТВИЕ ДАВЛЕНИЕМ РАБОЧЕЙ СРЕДЫ | 1989 |
|
RU2049004C1 |
АНТИБЛОКИРОВОЧНАЯ АНТИЗАНОСНАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОЙ АГРОИНЖЕНЕРНОЙ АКАДЕМИИ ДЛЯ АВТОПОЕЗДОВ | 2002 |
|
RU2221716C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ n-ОСНЫМ ПРИЦЕПОМ ТЯГАЧА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2015 |
|
RU2609643C1 |
Изобретение относится к пневматическим тормозным приводам автопоездов. Цель изобретения - повышение безопасно- С1;и движения. Устройство содержит датчик 14. контролирующий силу подаваемой на тормоз 8 тягача 1 энергии и выдающий соответствующий этой силе сигнал, датчик 15, контролирующий силу подаваемой на тормоз 3 прицепа 2 энергии и выдающий соответствующий этой силе сигнал, и блок 16 сравнения, в который в водят указанные сигналы. Блок 16 выполнен так. что из указанных сигналов образует относительное значение и выдает предупредительный сигнал, когда относительное значение меняется по меньшей мере с заданной критической скоростью. 1 3. п. ф-лы. 2 ил.8/^/t/fyrV-^'^(±>&tff-^-—/7-^^^Фиг.\3елссо1:^ы>&со
Электропневматическая тормозная система транспортного средства с тягово-сцепным устройством | 1980 |
|
SU925716A1 |
кл | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1992-02-15—Публикация
1988-12-16—Подача