Изобретение относится к судостроению, а именно к дейдвудным устройствам судов, оно может быть использовано в машиностроении, например в бур.овых установках нефте- и газодобычи, для обеспечения работы вращающихся валов в средах, содержащих большое количество механических примесей, а также для обеспечения работы в узлах, где исключается применение смазки.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности дейдвуд- ного устройства.
Поставленная цель достигается тем, что окна в поперечном сечении сепаратора выполнены по форме окружностей, диаметр каждой из которых превышает диаметр ролика, при этом сепаратор выполнен с радиальными канавками на своих торцевых поверхностях и снабжен торцевой крышкой, а ширина каждого окна на внутренней
и наружной поверхностях сепаратора Ј меньше диаметра ролика. Кроме того-, на наружной поверхности каждого ролика выполнена по меньшей мере однозаходная винтовая канавка.
На фиг.1 изображено дейдвудное устройство судна, общий вид; на фиг.2 - дейд- вудный подшипник качения (модуль), общий вид; на фиг.З - сечение А-А на фиг.2; на фиг.4 - вид Б на фиг.2; на фиг.5 - вид В на фиг.4; на фиг.6-ролик, общий вид; на фиг.7-сечение Г-Г на фиг.6.
Дейдвудное устройство судна содержит дейдвудную трубу 1 с размещенными в ней дейдвудными подшипниками качения, состоящим из модулей 2, на которые опирается гребной вал 3. Количество модулей 2 выбрано в зависимости от требуемых расчетных удельных давлений на подшипник. Между модулями 2 установлены неподвижные проставочные кольца 4. С торца дейдХ|
Х|
Ю
аудной трубы 1 дейдвудный подшипник течения закрыт крышкой 5.
Каждый модуль 2 дейдвудного подшипника качения (фиг.2 и 3} содержит сепаратор 6, выполненный составным из собственно сепаратора 6 и торцевой крышки 7. В сепараторе 6 выполнены окна, в которых установлены ролики 8, причем после установки последних крышка 7 соединяется с сепаратором 6 любым известным методом, например склеиванием. Окна в поперечном сечении выполнены по форме окружностей, диаметр каждой из которых превышает диаметр (dp) ролика 8, при этом ширина b каждого окна на внутренней и наружной поверхностях сепаратора 6 меньше tip.
. На торцовой поверхности сепаратора б выполнены радиальные канавки 9 (фиг.4 и 5), имеющие в поперечном-сечении .г-образную форму для создания подъемной си- лы, причем угол наклона а боковых скосов 10 принимается не более 10° .
На наружной поверхности ролика 8 (фиг.б и 7) выполнена гто меньшей мере одна однозаходная винтовая канавка 11 для исключения застойной зоны воды в дейдвуд- ном подшипнике качения.
Дейдвудное устройство судна работает следующим образом.
При вращении гребного вала 3, заведенного в дейдвудные подшипники качения с минимальным зазором (или без зазора), ролики 8, взаимодействуя под действием нагрузки гребного вала 3, вращаются в окнах сепаратора б.с частотой вращения rip
Пр Пв
dt
где пв - частота вращения гребного вала;
de - диаметр гребного вала;
dp - диаметр ролика.
Так как частота вращения ролика 8 высокая, то между поверхностью ролика 12 и радиальной внутренней поверхностью 13 окна сепаратора 6 (см.фиг,3) создается смазочный клин, обеспечивающий исключение контакта ролика 8 с сепаратором S, при этом трение в смазочном клине минимальное.
При вращении роликов 8 вода по одно- ззходным винтовым канавкам 11 отбрасывается в осевом направлении, обеспечивая исключение образования застойной зоны воды в дейдвудном подшипнике качения,
Так как ролики 8 установлены в окнах сепаратора В, то при обкатывании роликов вращается и сепаратор 6. При этом боковые скосы 10 радиальных канавок 9 набегают на
жидкость, создавая подъемную силу, которая разделяет поверхность сепаратора 6 от поверхности неподвижного проставочного кольца 4, при этом трение между поверхностями минимальное.
Экономическая эффективность от использования изобретения создается за счет повышения ресурса дейдвудных устройств, снижения стоимости опор и снижения трудоемкости монтажных работ.
Как показывает опыт применения аналогичных опор, на судне с гребным валом 120 мм, экономия трудозатрат составляет до 20 нормо-часов (100 руб.) при монтажных работах. Ресурс дейдвудных устройств при
использовании изобретения увеличится не менее чем а 3 раза, что обеспечит получение- экономического эффекта до 0,8 тыс.руб. в год. Общий экономический эффект составит около 0,9 тыс.руб, (для судна с гребным валом 120 мм), при числе ремонтируемых за год судов с гребными валами 100...200 мм в системе Росречфлота РСФСР свыше 3 тыс.единиц общий экономический эффект от использования изобретения составит
900 руб х 3000 2700000 руб.
Получение значительного экономического эффекта возможно при использовании изобретения в буровой технике и других отраслях машиностроения.
Формула изобретен и я
1.Дейдвудное устройство судна, содержащее дейдвудную трубу с установленными в ней гребным валом и подшипниками качения, каждый из которых включает ролики,
смонтированные в окнах сепаратора, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, окна в поперечном сечении сепаратора выполнены по форме окружностей, диаметр каждой из которых превышает диаметр ролика, причем сепаратор выполнен с радиальными канавками на своих торцевых поверхностях и снабжен торцевой крышкой, а ширина каждого окна на внутренней и наружной поверхиостях сепаратора меньше диаметра ролика.
2.Дейдвудное устройство по п,1, от л и- чающееся тем, что на наружной поверхности каждого ролика выполнена по м еньшей мере однозаходная винтовая канавка.
1 .
4 3
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СЕПАРАТОР РОЛИКОВОГО ПОДШИПНИКА | 2008 |
|
RU2374515C1 |
ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО | 1991 |
|
RU2035357C1 |
Дейдвудное устройство | 1986 |
|
SU1428851A1 |
Дейдвудное устройство | 1987 |
|
SU1551859A1 |
Стенд для испытания судовых дейдвудных устройств | 1985 |
|
SU1306810A1 |
Дейдвудное устройство судна | 1983 |
|
SU1118583A1 |
Аварийное уплотнительное устройство | 1989 |
|
SU1718733A3 |
УЗЕЛ ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ | 2012 |
|
RU2585125C2 |
Дейдвудное устройство судна | 1985 |
|
SU1252246A1 |
Дейдвудное устройство | 1987 |
|
SU1416370A1 |
Изобретение относится к области судостроения, в частности, к конструированию дейдвудных устройств. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности устройства. Дейдвудное устройство судна содержит дейдвудную трубу 1 с размещенными в ней дейдвудными подшипниками качения 2, на которые опирается гребной вал 3. Каждый дейдвудкый подшипник состоит из сепаратора с окнами и роликов 8, установленных в последних. Окна в сепараторе в поперечном сечении выполнены в форме окружностей, диаметр каждой из кото- рыхпревышает диаметр ролика; на наружной поверхности каждого ролика выполнена по меньшей мере однозаходная винтовая кз- навка, а сепаратор, торцевые поверхности которого имеют радиальные канэвки, выполнен составным, 1 з.п. ф-лы. 7 ил.
5 (/
Я
Фиг.1
л .
Ы1
г1
cs
Г
o r5Г
feo
Г
В ид В
Фиг. 5
Фиг. 6
Фиг.1
Дейдвудное устройство | 1986 |
|
SU1428851A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1992-03-07—Публикация
1990-06-12—Подача