Изобретение относится к машиностроению и ремонту машин и предназначено, в частности для повышения долговечности коленчатых валов двигателей, имеющих поверхностные дефекты на шейках.
Известен способ по дефектоскопии и ремонту коленчатых валов с трещинами на шейках для тракторных двигателей с рядным расположением цилиндров. Сущность этого способа заключается в том, что трещины разделывают абразивным инструментом по всей длине с целью образования канавки радиусом 1,5-2 мм и глубиной 0,2-0,4 мм, при этом острые кромки дополнительно притупляют по периметру.
Недостатком указанного способа является то, что после восстановления коленчатых валов износостойкость их не увеличивается.
Известен также способ восстановления коленчатых валов с поверхностными дефектами, при котором валы подвергают дефектоскопии, определяют глубину залегания дефекта, а зону его распространения подвергают поверхностному упрочнению.
Недостатком этого способа является то, что имеющиеся поверхности ы е дефекты (например, микротрещины, волосовины, глубокие царапины) в результате поверхностного упрочнения ударным инструментом полностью не исчезают, а только изменяют свою форму и размеры. При эксплуатации двигателя моторное масло, находящееся между шейками вала и вкладышами, под большим давлением проникает в полностью не удаленные с шеек дефекты, (например микротрещины) расклинивает их, что способствует их дальнейшему углублению и расширению. Кроме того, указанный способ не уменьшает энергетические потери мощности на трение.
Цель изобретения - повышение износостойкости, маслоудерживающей способности и снижение энергетических потерь на трение восстановленных коленчатых валов.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу восстановления коленчатых валов с поверхностн-ыми дефектами, при котором валы подвергают дефектоскопии, определяют глубину залегания дефекта и зону его распространения подвергают поверхностному упрочнению, на дефектную шейку предварительно наносят пленку твердосмазочного покрытия с дисульфидом молибдена на основе солей свинца и поверхностное упрочнение производят инстру(Л
С
4 ю ю
Ч О СО
ментом ударного действия с энергией, необходимой для образования сульфидов железа и других химических соединений дисульфида молибдена с металлом.
Отличительные признаки в известных технических решениях не обнаружены.
Предварительное нанесение твердос- мазочного покрытия с дисульфидом молибдена известными методами на шейки коленчатых валов с поверхностными дефектами улучшает условия деформирования обрабатываемых поверхностей при поверхностном упрочнении инструментом ударного действия благодаря образованию сульфидов железа, других химических соединений дисульфида молибдена с металлом, повышает пластичность металла, а также экранирует микротрещины, глубокие царапины и т.д. от расклинивающего действия моторного масла, поскольку пленки на основе дисульфида молибдена обладают высоким сопротивлением продавливанию (свыше 10000 МПа).
Недостатком этого способа является то, что при совместной пластической деформации, компенсирующей износ материала и смеси порошков мягких металлов, твердой и жидкой смазки, не происходит улучшения физико-механических свойств восстанавливаемой поверхности, увеличения глубины наклепанного слоя. Нанесенное таким способом покрытие на шейки коленчатых валов держаться при работе двигателей не будет ввиду слабых сил сцепления с гладкой шлифованной поверхностью. Под действием больших нагрузок, высоких скоростей скольжения, расклинивающего действия масла покрытие сразу же отшелушивается и приводит к заклиниванию пар трения шейки вала-вкладыша.
Предлагаемый способ по сравнению с прототипом позволяет восстанавливать коленчатые валы с дефектами, при этом повышается глубина наклепа, твердость основного металла, износостойкость, маслоудер- живающая способность поверхности и снижаются энергетические потери на трение восстановленных коленчатых валов.
Пример. На выбракованные в результате дефектоскопии шестнадцать коленчатых валов наносилось твердосмазоч- ное покрытие с дисульфидом молибдена на
основе солей свинца толщиной 2-10 мкм методом электролитического натирания. Шейки с покрытием обрабатывались виброударным инструментом на режимах: энергия удара 7 Н.м, продольная подача 0,4
ширины головки инструмента за два прохода, Стендовые испытания показали (табл. 1), что износостойкость восстановленных и обработанных через пленку твердосмазочного покрытия поверхностей увеличилась на 1530%, сила трения в сопряжении шейка коленчатого вала - вкладыш уменьшилась на 15-20% и, как следствие, на 1,82 г/л.с.ч уменьшился расход топлива.
Формула изобретения
Способ восстановления коленчатых валов с поверхностными дефектами, при котором валы подвергают дефектоскопии, определяют глубину залегания дефекта, а зону е го распространения подвергают поверхностному упрочнению, отличающийся тем, что, с целью повышения глубины наклепа, твердости, износостойкости, маслоудер- живающей способности и снижения энергетических потерь на трение, перед поверхностным упрочнением на дефектную шейку вала наносят пленку твердосмазочного покрытия с дисульфидом молибдена на основе солей свинца и поверхностное уп- рочнение осуществляют инструментом
ударного действия с энергией, необходимой для образования сульфидов железа и других химических соединений дисульфида молибдена с металлом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Многослойный шатунный вкладыш коленчатого вала | 2023 |
|
RU2813220C1 |
Способ восстановления коленчатых валов с поверхностными дефектами | 1984 |
|
SU1186450A1 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ДВУХСЛОЙНЫХ ПОКРЫТИЙ | 2010 |
|
RU2463391C2 |
Способ восстановления шеек стальных коленчатых валов | 2017 |
|
RU2652609C1 |
Состав для нанесения твердосмазочного антифрикционного покрытия | 1988 |
|
SU1708922A1 |
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ СТАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА | 2017 |
|
RU2655403C1 |
Способ нанесения твердосмазочных покрытий | 1979 |
|
SU1247430A1 |
Тяжелонагруженная опора скольжения | 1985 |
|
SU1339324A1 |
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ТВЕРДОГО СПЛАВА | 2017 |
|
RU2655404C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТНОГО СЛОЯ ДЕТАЛИ | 1995 |
|
RU2095225C1 |
Использование: ремонт машин. Сущность изобретения: на шейку вала наносится пленка твердосмазочного покрытия с дисульфидом молибдена на основе солей свинца. Осуществляют поверхностное пластическое деформирование ударным воздействием с образованием сульфидов железа. 1 табл.
Способ восстановления коленчатых валов с поверхностными дефектами | 1984 |
|
SU1186450A1 |
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб | 1921 |
|
SU23A1 |
Авторы
Даты
1992-03-30—Публикация
1989-03-06—Подача