Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным муфтам сцепления.
Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств муфты путем обеспечения одним и тем же элементом чистоты выключения, компенсации износа и фиксации элементов муфты сцепления до установки ее на маховик.
На фиг.1 изображена фрикционная муфта, поперечный разрез (не установленная на маховик); на фиг.2 - то же (установленная на маховик); на фиг.З - то же, осевой разрез; на фиг.4 - то же, поперечный разрез; на фиг.5 - то же, вариант выполнения муфты со сквозным отверстием; на фиг,6 - вид А на фиг.5; на фиг.7 - муфта, не установленная на маховик, поперечный разрез (вариант выполнения втулки в виде плоской пластины); на фиг.З - то же, муфты, установленной на маховик; на фиг.9 - вид Б на фиг.З.
Фрикционная муфта содержит нажимной диск 1, маховик 2, кожух 3, ведомые диски 4 с фрикционными накладками 5, а также промежуточный диск 6 с отверстием 7. В кожухе 3 выполнено отверствие 8. В отверстиях 7 и 8 установлена упругая фрикционная втулка 9 с упорным элементом 10 и с фиксирующими элементами 11. Упорный элемент 10 расположен на втулке 9 с возможностью взаимодействия в осевом направлении с упорной поверхностью 12. Фиксирующие элементы 11 расположены на втулке 9 с возможностью взаимодействия с промежуточным диском 6 со стороны маховика 2, а с кожухом 3 - со стороны его наружной торцовой поверхности. Расположение фиксирующих элементов 11 на втулке 9 обеспечивает перемещение промежуточного диска 6 на величину. А, равную половине хода нажимного диска 1. Расположение фиксирующих элементов 11 обеспечивает перемещение втулки 9 на величину, равную величине допустимого износа фрикционных накладок 5.
Предусматриваются различные варианты выполнения втулки 9. Фрикционная втулка 9 может быть установлена с натягом в отверстии 8 кожуха 3, а в отверстии 7 - с возможностью свободного перемещения, расположение упорных элементов 10 и фиксирующих элементов 11 показано на фиг.1. Фрикционная втулка 9 может быть установлена с натягом в отверстии 7 и с возможностью свободного перемещения - в отверстии 8. В этом случае расположение упорных элементов 10 и фиксирующих элементов 11 показано на фиг.4, при этом сама
втулка 9 может быть выполнена в виде плоской пластины (фиг.7).
Для отвода промежуточного диска 6 и нажимного диска 1 служат плоские пружины
13, которые имеют предварительный изгиб в сторону кожуха 3, на фиг.1, 4 и 7 пружины изображены изогнутыми в сторону маховика 2 под действием нажимной пружины 14, Муфта работает следующим образом.
При включении муфты нажимная пружина 14 перемещает нажимной диск 1 в сторону маховика 2, сжимая нажимной диск 1, промужеточный диск 6 и ведомые диски 4. При этом между упорным элементом 10 и
упорной поверхностью 12 образуется зазор А, равный половине хода нажимного диска 1. При выключении муфты нажимной диск 1 и промежуточный диск 6 под действием пружин 13 перемещаются в сторону кожуха 3,
причем промежуточный диск 6 перемещается до контакта упорной поверхности 12 с упорным элементом 10, что обеспечивает гарантированный зазор между промежуточным диском 6 и фрикционными накладками
5 ведомых дисков 4. По мере износа фрикционных накладок 5 происходит перемещение втулки 9 в отверстии 8 кожуха 3, в которое она вставлена с натягом. При выполнении втулки 9 с установкой ее с натягом
в отверстии 7 промежуточного диска 6 перемещение втулки 9 по мере износа фрикционных накладок происходит в отверстии 7. Если муфта снимается с маховика 2 или еще не установлена на него, прижимная
пружина 14 перемещает нажимной и пррме- жуточный диски 1 и 6 от кожуха 3. При этом фиксирующие элементы 11 фиксируют элементы муфты сцепления до установки ее на маховик.
Формула изобретения 1. Фрикционная муфта, содержащая нажимной диск, маховик, кожух, ведомые диски с фрикционными накладками и
промежуточный диск с отверстием, в котором установлена фрикционная упругая втулка с возможностью осевого перемещения, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем
обеспечения одним и тем же элементом чистоты выключения, компенсации износа и фиксации элементов муфты до установки ее на маховик, кожух выполнен с отверстием, фрикционная втулка установлена в отверстии кожуха с возможностью осевого перемещения и выполнена с упорным элементом для обеспечения чистоты выключения муфты, расположенным между кожухом и промежуточным диском с возможностью
взаимодействия в осевом направлении с
упорной поверхностью на расстоянии от нее, равном половине хода нажимного диска, а также с фиксирующими элементами, расположенными с возможностью взаимодействия с промежуточным диском со стороны маховика и с кожухом со стороны его наружной торцовой поверхности и с возможностью перемещения совместно с втулкой на величину, по крайней мере равную величине допустимого износа фрикционных накладок.
2. Муфта по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что фрикционная втулка установлена в отверстии кожуха с натягом, а в отверстий промежуточного диска - с возможностью свободного осевого перемещения.
0
5
3.Муфта по п. 1,отличающаяся тем, что фрикционная втулка установлена в отверстии промежуточного диска с натягом, а в отверстии кожуха - с возможностью свободного осевого перемещения, при этом упорная поверхность расположена на внутренней поверхности кожуха.
4.Муфта по п.З, о тличающаяся тем, что упорный и расположенный со стороны кожуха фиксирующий элементы выполнены в виде торцовых стенок выполненного во фрикционной вТулке сквозного отверстия.
5.Муфта по п.4, о т л и ч а ющ а я с я тем, что фрикционная втулка выполнена в виде плоской пластины.
Составитель В. Срыбник Редактор И. Ванюшкина Техред М.МоргенталКорректор М. Шароши
Заказ 1164ТиражПодписноег„цтгггр
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при I N.M 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1971 |
|
SU419652A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2091622C1 |
Фрикционная муфта сцепления | 1985 |
|
SU1333908A1 |
Фрикционная муфта сцепления | 1985 |
|
SU1288396A1 |
Механизм автоматической регулировки отхода среднего диска фрикционной муфты | 1973 |
|
SU477266A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА АВТОМОБИЛЯ | 1997 |
|
RU2133677C1 |
Двухдисковая муфта сцепления | 1983 |
|
SU1293387A1 |
Привод управления фрикционной муфтой | 1986 |
|
SU1388610A1 |
Фрикционное сцепление | 1977 |
|
SU931117A3 |
Муфта сцепления | 1982 |
|
SU1071834A1 |
Изобретение относится к машиностроению. Цель - улучшение эксплуатационных качеств муфты путем обеспечения одним и тем же элементом муфты чистоты выключения, компенсации износа и фиксации элеJ ментов муфты до установки ее на маховик. Маховик 1 связан с кожухом 3. Ведомые диски 4 снабжены фрикционными накладками (ФН) 5. В промежуточном диске 6 имеется отверстие 7, а в кожухе 3 - отверстие (ОК) 8. В отверстии 7 и ОК 8 установлена упругая фрикционная втулка 9 с упорным элементом 10 и фиксирующими элементами 11. Втулка 9 установлена в отверстии 7 с возможностью свободного перемещения, а в ОК 8 - с натягом. В ОК 8 втулка перемещается по мере износа ФН 5. Упорный элемент 10 обеспечивает зазор между промежуточным диском 6 и ФН 5 при выключении муфты. При снятии муфты с маховика 1 ее элементы удерживаются фиксирующими элементами 11.4 з.п. ф-лы, 9 ил.
Патент Великобритании №1394686, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1992-04-07—Публикация
1986-11-25—Подача