Изобретение относится к металлургии, в частности к антифрикционным медным сплавам, используемым для изготовления литых червячных колес, вкладышей и подшипников.
Известна антифрикционная бронза, содержащая, мае. %:
Никель14-15
Алюминий8,5-10,5
Ниобий0,5-1,0
ЖелезоДо 1,0
МедьОстальное
После литья антифрикционного изделия из сплава его подвергают отжигу при 870 ± ±20°С.
Этот сплав обладает недостаточными технологическими и антифрикционными свойствами.
Известна также антифрикционная бронза следующего химического состава, мас.%:
Алюминий
Свинец
Железо
Кремний
Медь
3-5
8-14
1,5-2
0,3-0.7
Остальное
Данная бронза обладает удовлетворительными технологическими свойствами, но склонна к образованию задиров при трении и усталостных трещин, что снижает ее эксплуатационную стойкость.
Наиболее близким к предлагаемому является сплав на основе меди, содержащий компоненты в следующем соотношении, мас.%:
Олово2-11
Фосфор0,01-0,3
Один или более
металлов из группы,
содержащей хром,
ванадий, цирконий,
титан0,3-2,0
VI
ю сл
Јь
VI
Сумма железа и кобальтаДо 0,8
МедьОстальное
Цель изобретения - повышение механических и эксплуатационных свойств.
Поставленная цель достигается тем, что сплав на основе меди, содержащий олово, фосфор, железо и один металл, выбранный из группы, содержащей хром и ванадий, дополнительно содержит никель, углерод и бор при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Олово2-11
Фосфор0,2-0,9
Один металл,
выбранный из группы, содержащей хром и ванадий0.05-0,3
Железо0,02-0,5
Никель0,02-0,5
Бор0,002-0,01
Углерод0,002-0,05
МедьОстальное
Отличием предлагаемого технического решения является дополнительное введе- ние никеля (0,02-0,5 мас.%), углерода (0,002-0,05 мас.%) и модифицирующей добавки - бора - в количестве 0,002-0,01 мас.%, что повышает механические и эксплуатационные свойства.
Содержание компонентов в сплаве определено исходя из следующих закономерностей их влияния.
Содержание основного легирующего компонента в сплаве обеспечивает необхо- димые механические и эксплуатационные свойства.
При увеличении концентрации олова более 11 мас.% снижаются жидкотекучесть, удароустойчивость и эксплуатационные свойства сплава. Нижний предел содержания олова (2 мас.%) обусловлен недостаточными антифрикционными свойствами, твердостью и износостойкостью при меньших его концентрациях.
Дополнительное введение никеля обусловлено его способностью повышать технологические и антифрикционные свойства, что способствует повышению эксплуатационных свойств. При концентрации никеля до 0,02 мас.% технологические и эксплуатационные свойства недостаточны. При увеличении концентрации более 0,5 мас.% снижается однородность структуры, стабильность антифрикционных и эксплуата- ционных свойств.
Бор оказывает модифицирующее влияние, измельчает структуру и повышает пластичность, износостойкость и эксплуатационную долговечность. Его модифицирующее влияние начинает сказываться при концентрации 0,002 мас.% и выше, а при повышении его содержания более 0,01 мас.% увеличивается содержание неметаллических включений, снижаются однородность структуры, технологические и механические свойства.
Введение фосфора в количестве 0,2-0,9 мае. % обеспечивает повышение жидкотеку- чести, твердости и износостойкости сплава. Верхний предел содержания фосфора (0,9 мас.%) обусловлен снижением ударной вязкости, технологических и механических свойств при более высоких концентрациях. При концентрации фосфора до 0,2 мас.% жидкотекучесть сплава, его технологические и эксплуатационные свойства недостаточны.
Из группы компонентов, содержащей тугоплавкие металлы, в сплав вводятся хром и ванадий, что способствует упрочнению матрицы, повышению твердости, износостойкости, механических и эксплуатационных свойств. Их влияние на твердость и эксплуатационные свойства начинает сказываться при концентрации 0,05 мас.% и выше. При увеличении содержания хрома или ванадия более 0,3 мас.% снижаются однородность структуры, ударная вязкость, упругопластические и эксплуатационные свойства.
Железо и углерод измельчают зерно матрицы, повышают пластичность сплава, механические и эксплуатационные свойства. При концентрации железа до 0,02 мае. % и углерода менее 0,002 мас.% упругопласти- ческйе и эксплуатационные свойства недостаточны. Верхние пределы их содержания обусловлены снижением однородности структуры, стабильности механических и эксплуатационных свойств при более высоких концентрациях.
Пример. Плавку сплава производят в индукционных печах ИСТ-0,4. Вначале под слоем угля расплавляют никель и медь и нагревают расплав до 1100-1150°С. Введе- ннем фосфористой меди (ГОСТ 4515-75) про- изводят операцию раскисления. Затем вводят легирующие компоненты и перегревают расплав до 1120-1200°С. В качестве борсодержащей модифицирующей добавки используют техническую буру (ГОСТ 8429- 77). Разливку расплава в литейные формы производят при 1170-1250°С.
В табл. 1 приведены химические составы сплавов опытных плавок.
В табл. 2 приведены механические и эксплуатационные свойства сплавов.
Как видно из табл. 2, предлагаемый сплав обладает более высокими механическими и эксплуатационными свойствами, чем известный.
Формула изобретения Сплав на основе меди, содержащий олово, фосфор, железо и один металл, выбранный из группы, содержащей хром и ванадий, отличающийся тем, что, с целью повышения механических и эксплуатационных свойств, он дополнительно содержит никель, углерод и бор при следующем соотношении компонентов, мае. %:
Олово Фосфор
2-11 0.2-0,9
Один металл, выбранный из группы, содержащей хром и ванадий 0,05-0,3
0
Железо
Никель
Бор
Углерод
Медь
0.02-0.5
0.02-0,5
0,002-0,01
0,002-0,05
Остальное
.Таблица 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Чугун для металлических форм | 1990 |
|
SU1724716A1 |
Высокопрочный легированный антифрикционный чугун | 2019 |
|
RU2720271C1 |
ВЫСОКОПРОЧНЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ ЧУГУН | 2014 |
|
RU2581542C1 |
Высокопрочный чугун | 1988 |
|
SU1581770A1 |
ВЫСОКОПРОЧНЫЙ ЛЕГИРОВАННЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ ЧУГУН | 2019 |
|
RU2718843C1 |
Высокопрочный чугун | 1990 |
|
SU1742348A1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ ЧУГУН | 2013 |
|
RU2527572C1 |
ВЫСОКОПРОЧНЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ ЧУГУН | 2007 |
|
RU2352675C1 |
Износостойкий чугун | 1983 |
|
SU1068530A1 |
Высокопрочный антифрикционный чугун | 2015 |
|
RU2615409C2 |
Изобретение относится к антифрикционным медным сплавам, используемым для изготовления литых червячных колес, вкладышей и подшипников. Цель изобретения - повышение механических и эксплуатационных свойств. Сплав на основе меди содержит компоненты в следующем соотношении, мае.%: олово 2-11; фосфор 0,2-0,9; один металл, выбранный из группы, содержащей хром и ванадий, 0,05-0,3; железо 0,02-0,5; никель 0.02-0,5; бор 0,002-0,01; углерод 0,002-0,05; медь остальное. Свойства сплава следующие: предел прочности при растяжении 318-361 МПа; твердость НВ 95-100; уд. вязкость 40-45 Дж/см, эксплуатационная стойкость 815-878 ч. 2 табл.
Продолжение табл.1
15
Таблица 2
Продолжение табл.2
Патент США № 4732602, кл | |||
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Транспортер для тары к расфасовочноупаковочным машинам | 1974 |
|
SU491543A1 |
Прибор для нагревания перетягиваемых бандажей подвижного состава | 1917 |
|
SU15A1 |
Авторы
Даты
1992-04-15—Публикация
1990-03-05—Подача