Транспортное средство с гусеничным движителем Советский патент 1992 года по МПК B62D55/26 

Описание патента на изобретение SU1729890A1

Изобретение относится к средствам пе- редвижения, в частности к транспортным средствам, и может применяться в машинах на гусеничном ходу, например в гусеничных тягачах, в тракторах, а также в машинах, управляемых дистанционно.

Известно якорное устройство транспортного средства, содержащее грунтоза- цеп, установленный шарнирно в двух фланцах с упором, взаимодействующим с опорной поверхностью транспортного средства.

Известно устройство для самовытаскивания гусеничной машины/содержащее гусеницу с цевочным зацеплением звеньев, зацеп с проушинами, соединенный при помощи пальца, установленного в указанные проушины с серьгой, соединенной с тросом, и бревно, охваченное указанным тросом.

Известно также якорное устройство гу- сеничного транспортного средства, содержащее установленный на наклонной ветви шарнирной гусеничной цепи и снабженный упором съемный грунтозацеп с выступами, взаимодействующими с наружными повер- хностями шарниров гусеничной цепи.

Указанные устройства не обеспечивают надежного стопорения, непрерывной эксплуатации, а также требуют много времени для их установки с обязательным выходом экипажа из машины и большой трудоемкости крепежно-монтажных работ.

Известно также гусеничное транспортное средство, содержащее корпус, движитель, включающий натяжные, ведущие колеса и опорные катки, охваченные обводом гусеничной цепи, а в сквозных пазах траков гусеничной цепи расположены подпружиненные внутрь обвода подвижные грунтозацепы с роликами, присоединенны- ми к их верхним частям. Устройство внедре- ния грунтозацепов в грунт включает продольную балку, шарнирно соединенную со штоками гидроцилиндров и взаимодействующую с роликами, которые расположены в шахматном порядке относительно продольной оси симметрии гусеницы. Устройство также содержит дополнительную продольную балку, управляемую гидроцилиндрами. Названные гидроцилиндры управляются собственными гидрораспределителями, сообщающимися между собой. Основная и дополнительная продольная балки расположены с разных сторон относительно оси симметрии.

Недостатками такой конструкции являются необходимость устанавливать продольную балку с гидроцилиндрами в нижней части движителя, что затрудняет его обслуживание в полевых условиях и требует

много времени для монтажа; неудобные условия монтажа и демонтажа; увеличение веса траков; усложнение конструкции траков, их обслуживания и ремонта; малая эффективность устройства в случаях посадки машины на днище, усложняющая самовытаскивание транспортного средства, особенно при его застревании в слабых грунтах; малая рабочая площадь грунтозацепов.

Дистанционное управление таким устройством многоступенчатое, а поэтому сложное и мало надежное.

Выполнение устройства таково, что при многократном его использовании оно постоянно взаимодействует с грунтом, что повышает вероятность выхода его из строя.

Целью изобретения является уменьшение времени для монтажа устройства-, для повышения эффективности самовытаскивания транспортного средства при его застревании в слабых грунтах и создание условий для дистанционного управления процессом самовытаскивания.

Эта цель достигается тем, что в транспортном средстве с гусеничным движителем, содержащем корпус, симметрично расположенное относительно продольной оси гусеничной цепи устройство для самовытаскивания, шарнирно связанное силовым гидроцилиндром с корпусом, механизм установки устройства на гусеничной цепи, устройство для самовытаскивания закреплено на основании над верхней ветвью каждой гусеничной цепи и содержит кожух, два симметрично расположенных анкерных узла, соединенных ребрами жесткости, между которыми расположены перегородки, и выполненных с возможностью изгиба в центре, а механизм установки устройства на гусеничной цепи содержит раму, связанную с обоими анкерными узлами устройства, направляющие на раме для вертикального ее перемещения при установке устройства, штанги, взаимосвязанные с направляющими, и гидроцилиндр, шток которого связан со штангой.

Каждый анкерный узел может содержать два шарнирно соединенных звена, первое из которых на участке соединения с вторым звеном выполнено в виде гильзы, а на свободных участках обоих звеньев имеются полости, две лапы для фиксации узла в технологических отверстиях траков гусеничной цепи, расположенных со стороны свободного участка соответствующего звена, два подпружиненных штока, взаимодействующих с полостью соответствующего свободного участка и соединенных шарнирно с соответствующей лапой.

В каждом штока выполнена прорезь для перемещения соответствующей лапы относительно штока. Каждая лапа может иметь шаровой замок для фиксации ее в технологическом отверстии траков гусеничной цепи.

Каждый анкерный узел имеет одну или две дополнительные лапы, укрепленные на тросе на участке шарнирного соединения звеньев анкерного узла, а ребро жесткости, расположенное вблизи шарнирного соединения звеньев, выполнено полым и в его полости закреплен барабан для намотки на него троса соответствующей лапы и держатель троса, установленный на барабане с возможностью вращения.

Ребро жесткости, расположенное вблизи шарнирного соединения анкерных узлов, выполнено с прямоугольным отверстием, в котором укреплен торсион, на противоположных концах которого расположены сухари, взаимодействующие с шарнирным соединением соответствующего анкерного узла.

В полости гильзы установлен сухарь с пружиной, поддерживающей звенья анкерного узла в шарнирном соединении.

Устройство для сэмовытаскивания имеет отпашные щитки, расположенные по обе его стороны и шарнирно соединенные с крайними ребрами жесткости.

Механизм установки устройства для самовытаскивания на гусеничной цепи может содержать фиксирующий стержень для ориентации анкерных узлов относительно гусеничной цепи, установленный на кожухе с возможностью его отделения от кожуха, проходящий через полость в кронштейне, смонтированном на плите, и имеющий подпружиненный шарнир, зубчатое колесо, расположенное на свободном конце фиксирующего стержня, и упор, охватывающий проушиной фиксирующий стержень и установленный на кронштейне, а каждый анкерный узел со стороны, обращенной к раме механизма установки, может быть закрыт кожухом, на наружной поверхности которого выполнен паз, и на участках, соответствующих размещению лап, в пазу расположены рейки, каждая из которых шарнирно соединена с соответствующим ей выступом на раме.

Устройство для самовытаскивания с механизмом его установки на гусеничной цепи позволяет обеспечить самовытаскивание транспортного средства при его застревании в слабых грунтах без ручного труда оператора транспортного средства, что создает условия для дистанционного управления

процессом монтажа такого устройства и самовытаскиванием транспортного средства. На фиг. 1 изображено транспортное средство; на фиг. 2 - устройство для самовытаскивания, общий вид; на фиг. 3 - то же, вид сбоку; на фиг. 4 - то же, вид сверху; на фиг. 5 - разрез А-А на фиг. 4; на фиг. 6 - устройство с дополнительной лапой, разрез; на фиг. 7 - то же, продольный разрез;

на фиг. 8 - устройство для самовытаскивания, установленное на гусеничном движителе; на фиг. 9 - анкерный узел устройства, установленного на прямолинейном участке гусеничного движителя; на фиг. 10 - анкерный узел, смонтированный при повороте гусеничного движителя на его криволинейном участке; на фиг. 11 - анкерный узел, смонтированный на наклонном участке гусеничного движителя; на фиг. 12 - анкерный узел

при его расположении за первым катком гусеничного движителя; на фиг. 13 - анкерный узел при вытаскивании транспортного средства; на фиг. 14 - анкерный узел, имеющий трос, при вытаскивании транспортного

средства.

Устройство используется на транспортном средстве, содержащем гусеничный дви- житель 1 (фиг. 1), расположенный на корпусе 2 и имеющий гусеничную цепь 3.

опорные катки 4, ведущую звездочку 5 и натяжное колесо 6. Над верхней ветвью 7 каждой гусеничной цепи установлено основание 8, на котором укреплено устройство 9 для самовытаскивания транспортного средства и симметрично относительно продольной оси гусеничной цепи 3.

Устройство 9 установлено между кронштейнами 10 (фиг. 2), укрепленными болтами 1 1 на основании 8. Устройство 9

содержит кожух 12, внутри которого смонтирован механизм 13 его установки на гусеничной цепи 3 (фиг. 1) и два анкерных узла 14 (фиг. 2).

На фиг. 3 показано устройство 9 для

самовытаскивания транспортного средства со снятой стенкой кожуха 12 и механизмом 13 его установки на верхней ветви 7 гусеничной цепи 3. Механизм 13 содержит раму 15, на которой установлены направляющие 16

для ее вертикального перемещения, штанги 17-21 и гидроцилиндр 22. Штанги 17 и 19 одним концом закреплены на плите 23, которая установлена на направляющих 24 кожуха 12. Другой конец штанги 19 соединен

со штоком 25 гидроцилиндра через шарнир 26, с которым соединены также одним концом штанги 20 и 21.. Другой конец штанги 21 соединен шарниром 27 со штангами 17 и 18, а штанги 20 и 18 соединены также с карет

ками 28, взаимосвязанными с направляю-пазы 64. В пазах 64 расположены рейки 65

щими 16.(фиг. 3), соединенные шарниром 66 с выступом 67 на раме 15.

Анкерные узлы 14 соединены ребрамиУстройство 9 имеет отпашные щитки 68

29 (фиг. 4), между которыми расположены 5(фиг. 4), расположенные по обе стороны устперегородки 30. Каждый анкерный узел 14ройства 9 на осях 69 и шарнирно соединенсодержит два шарнирно соединенных звенаные с крайними ребрами 29 жесткости.

31 и 32. Звено 32 выполнено в виде гильзы.В случае легкого застревания транспорОба звена 31 и 32 имеют полости 33 на сво-тного средства для его самовытаскивания бедных концах. 10 используют устройство 9, расположенное

Каждый анкерный узел 14 содержит так-над гусеничной цепью 3. Для этого гидроциже лапы 34 (фиг. 3) для его фиксации в техно-линдр 22 своим штоком 25 через шарнир 26

логических отверстиях 35 траков 36перемещает плиту 23 по направляющим 24.

гусеничной цепи 3. Каждая лапа установленаВместе с плитой 23 перемещается кронш- на оси 37, размещенной в проушине 38, ко- 15 теин 55 со стержнем 53, который выходит из

торая соединена со штоком 39 и является егозацепления с кронштейном 54. Опускается

продолжением. Шток 39 расположен в поло-стержень 53 до касания зубчатым колесом 57

сти 33 и подпружинен пружиной 40, а в про-цевки 70 трака 36 верхней ветви гусеничной

ушине выполнена прорезь 41 для созданияцепи 3, которая в данный момент неподвиж- условий для перемещения лапы 34 при рабо- 20 на. Колесо 57 катится по цевке 70 до попадате анкерного узла 14.ния в межцевочное пространство. При

На каждой лапе 34 расположен шаровойдальнейшем движении стержень.53 изгибазамок 42 для его фиксации в отверстии 35ется в шарнире 56, перемещая упор 58 по(фиг. 3),средством проушины 59. Упор 58 В полости звена 32 установлен сухарь 43 25 освобождает кронштейн 60. Под воздейстс пружиной 44, поддерживающий звенья 31вием штанг 17-21, собственного веса и веса

и 32 в шарнирном соединении.анкерных узлов 14 последние опускаются по

Ребро 29 жесткости, расположенноенаправляющим 16, лапы 34 входят в отвервблизи шарнирного соединения звеньев 31стия 35 и фиксируются в них шаровыми зам- и 32 анкерного узла 14, выполнено полым и 30 ками 42.

в его полости 45 установлена перекладинаВерхняя ветвь гусеничной цепи 3 начи- 46 с прямоугольным отверстием, в которомнает горизонтальное движение вместе с ус- укреплен торсион 47. На противоположныхтройством 9, которое смещается с реек 65 и концах торсиона 47 установлен сухарь 48,принимает положение, представленное на взаимодействующий с шарнирным соедине- 35 фиг. 9. Гусеничная цепь 3 движется.дальше нием звеньев 31 и 32 соответствующего ан-до расположения анкерных узлов 14 (фиг. 10) керного узла 14.на изгибе верхней гусеничной цепи 3. В ре- Анкерный узел 14 имеет еще одну допол-зультате анкерные узлы 14 поворачиваются нительнуюлапу49(фиг. 6) с шаровым замкомв шарнирном соединении звеньев 31 и 32, 42, укрепленную на тросе 50 и расположен- 40при этом штоки 39 перемещаются в полостях ную на участке шарнирного соединения33 звеньев 31 и 32. Одновременно лапы 34 звеньев 31 и 32. В полости 45 (фиг. 7) ребраповорачиваются на осях 37. Посредством су- 29 жесткости закреплен барабан 51 для на-харя 48 поворачивается торсион 47. мотки троса 50 и держатель 52 троса, уста-На наклонной ветви (фиг. 11) гусеничной новленный на барабане 51 с возможностью 45цели 3 анкерные узлы продолжают удержи- вращения. Барабан 51 выполнен полым, и вваться под действием сопротивления грунта его полости расположен торсион 47.на торцы проушин 38 и на щитки 68. Анкер- Механизм 13 содержит фиксирующийные узлы 14 распрямляются, и звенья 31, стержень 53 (фиг. 3), установленный на крон-преодолевая воздействие пружин 44 через штейне 54 кожуха 12 и проходящий через 50 сухари 43, входят в полости звеньев 32. полость кронштейна 55, смонтированногоГусеничная цепь 3 продолжает двигать- на плите 23. Стержень 53 имеет подпружи-ся, и после прохождения под первым опор- ненный шарнир 56, зубчатое колесо 57 на егоным катком первая по ходу движения лапа свободном конце и упор 58, охватываемый34 (фиг. 12) выходит из отверстия 35. При проушиной 59, На упор 58 опирается кронш- 55последующем движении гусеничной цепи 3 теин 60 рамы 15.анкерные узлы углубляются в грунт, прини- Анкерные узлы 14 со стороны рамы 15мая приблизительно вертикальное положе- закрыты кожухами 61 (фиг. 4), 62 и 63, нание, как показано на фиг. 13. Дальнейшее наружной поверхности которых выполненыдвижение гусеничной цепи 3 перемещает

массу всего транспортного средства впереднения с вторым звеном выполнено в виде

(или назад), извлекая ее из грунта. При этомгильзы, а на свободных участках обоих

последняя по ходу лапа 34 на участке подъ-звеньев имеются полости, две лапы для фик

ема гусеничной цепи 3 поднимается вместесации узла в технологических отверстиях траков

с ней. выходит из проушины 38. Анкерный5 гусеничной цепи, расположенных со стороузел 14 остается в грунте.ны свободного участка соответствующего

При наличии дополнительной лапы 49 назвена, два подпружиненных штока, взаимоучастке изгиба гусеничной цепи 3 лапа 49 от-действующих с полостью соответствующего деляется от анкерного узла 14, вытягивая троссвободного участка и соединенных шарнир 50. По мере поворота гусеничной цепи 3 трос10 но с соответствующей лапой. (фиг. 14) вытягивается из барабана 51 и фик-3. Транспортное средство по п. 2, о г л и сирует анкерный узел 14 в вертикальном по-чающееся тем. что в каждом штоке ложении. На участке подъема гусеничнойвыполнена прорезь для перемещения соот- цепиЗ трос 50 вырывается из лапы 49, котораяветствующей лапы относительно штока. остается в технологическом отверстии 35.15 4. Транспортное средство по п. 3, о т л иПредлагаемое техническое решение по-чающееся тем, что каждая лапа имеет зволяет уменьшить время на самовытаски-шаровой замок для фиксации ее в техноло вание транспортного средства без участия вгическом отверстии траков гусеничной цепи. этом процессе оператора и без подкопа под5. Транспортное средство по пп. 1-4, гусеничную цепь. Изобретение может ис-20 отличающееся тем, что каждый пользоваться под водой и в слабых грунтах,анкерный узел имеет одну или две допол- Его можно применять при дистанционномнительные лапы, укрепленные на тросе на управлении, в том числе на значительныхучастке шарнирного соединения звеньев аи- расстояниях, а также з условиях зараженнойкерного узла, а ребро жесткости, распало- местности.25 женное в зоне шарнирного соединения

Формула изобретениязвеньев, выполнено полым и в его полости

1.Транспортное средство с гусеничнымзакреплен барабан для намотки на него тро- движителем, содержащее корпус, симмет-са соответствующей лапы и держатель тро- рично расположенное относительно про-са, установленный на барабане с дольной оси гусеничной цепи устройство для30 возможностью вращения. . самовытаскивания, шарнирно связанное си-6. Транспортное средство по п. 5, о т л м- ловым гидроцилиндром с корпусом, меха-чающееся тем, что ребро жесткости, низм установки устройства на гусеничнойрасположенное в зоне шарнирного соедине- цепи, от л и ч а ю щее с я тем, что, с цельюния анкерных узлов, выполнено с прямо- уменьшения времени для монтажа устройст-35 угольным отверстием, в котором укреплен ва, для повышения эффективности самовы-торсиок, на противоположных концах кото таскивания транспортного средства при егорого расположены сухари, взаимодействую- застревании в слабых грунтах и созданиящие с шарнирным соединением условий для дистанционного управлениясоответствующего анкерного узла, процессом самовытаскивания, устройство40 7. Транспортное средство по п. 6, от л и- для самовытаскивания закреплено на осно-чающееся тем, что в полости гильзы вании над верхней ветвью каждой из гусе-установлен сухарь с пружиной, поддерживэ- ничной цепи и содержит кожух, двающий звенья анкерного узла в шарнирном симметрично расположенных анкерных уз-соединении.

ла, соединенных ребрами жесткости, между45 8. Транспортное средство по пп. 1-7, о ткоторыми расположены перегородки, и вы-личающееся тем, что устройство для

полненных с возможностью изгиба в центре,самовытаскивания имеет отпашные щитки,

а механизм установки устройства на гусе-расположенные по обе его стороны и шарничной цепи содержит раму, связанную снирно соединенные с крайними ребрами

обоими анкерными узлами устройства, на-50 жесткости.

правляющие на раме для вертикального ее9. Транспортное средство по пп. 1-8,

перемещения при установке устройства,отличающееся тем, что механизм

штанги, взаимосвязанные с направляющи-установки устройства для самовытаскими, и гидроцилиндр, шток которого связан свания содержит фиксирующий стержень

одной из штанг.55 для ориентации анкерных узлов относитель2.Транспортное средство по п. 1, от л и-но гусеничной цепи, установленный на ко чаю щееся тем, что каждый анкерныйжухе с возможностью его отделения от узел содержит два шарнирно соединенныхкожуха, проходящий через полость в кронш- звена, первое из которых на участке соеди-теине, смонтированном на плите, и имеющий подпружиненный шарнир, зубчатое колесо, расположенное на свободном конце фиксирующего стержня, и упор, выполненный с проушиной для схватывания фиксирующего стержня и установленный на кронштейне.

10. Транспортное средство по пп. 1-9, отличающееся тем, что каждый анкерный

узел со стороны, обращенной к раме механизма установки, закрыт кожухом, на наружной поверхности которого выполнен паз, и на участках, соответствующих размещению лап, в пазу расположены рейки, каждая из которых шарнирно соединена с соответствующим ей выступом, выполненным на раме.

Похожие патенты SU1729890A1

название год авторы номер документа
Устройство для самовытаскивания транспортного средства с гусеничных движителем 1991
  • Янбеков Камиль Фаритович
  • Алексеюк Валерий Васильевич
SU1837029A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 1993
  • Янбеков К.Ф.
  • Афанасьев В.Е.
RU2037446C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ САМОВЫТАСКИВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГУСЕНИЧНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ 1993
  • Янбеков К.Ф.
RU2037447C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СЛОЯ ПОЧВОГРУНТА 2003
  • Носов С.В.
  • Азовцев Н.Н.
  • Бондаренко П.А.
  • Маслов Б.А.
RU2236673C1
Колесно-гусеничный движитель 1984
  • Кацыгин Виталий Викторович
  • Орда Александр Николаевич
  • Котлобай Анатолий Яковлевич
  • Канопа Видмантис Альфонсович
SU1162665A1
Способ повышения проходимости гусеничного транспортного средства и гусеничное транспортное средство для его осуществления 1988
  • Котлобай Анатолий Яковлевич
  • Бородкин Виктор Анатольевич
  • Зарецкий Владимир Павлович
  • Юруц Николай Игнатьевич
  • Бородкин Андрей Викторович
SU1523454A1
Колесно-гусеничный движитель 1985
  • Бойков Владимир Петрович
  • Котлобай Анатолий Яковлевич
  • Свирщевский Игорь Юрьевич
  • Гуськов Валерий Владимирович
SU1263573A2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СЛОЯ ПОЧВОГРУНТА 2013
  • Носов Сергей Владимирович
  • Минаков Антон Юрьевич
  • Пашенцев Александр Анатольевич
  • Бачурин Виталий Юрьевич
RU2540432C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СЛОЯ ПОЧВОГРУНТА 2008
  • Носов Сергей Владимирович
  • Перегудов Николай Евгеньевич
  • Киндюхин Юрий Юрьевич
RU2365916C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ САМОВЫТАСКИВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2007
  • Сергиенко Николай Егорович
  • Худолий Александр Иванович
  • Сергиенко Антон Николаевич
  • Худолий Наталья Борисовна
RU2340482C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 729 890 A1

Реферат патента 1992 года Транспортное средство с гусеничным движителем

Изобретение относится к транспортным средствам, снабженным гусеничным движителем. Цель изобретения -уменьшение времени для монтажа устройства, для повышения эффективности самовытаскивания транспортного средства при его застревании в слабых грунтах и создания условий для дистанционного управления процессом самовытаскивания. Цель достигается тем, что в транспортном средстве с гусеничным движителем, содержащем корпус 2, устройство 9 для самовытаскивания, шарнирно связанное силовым гидроцилиндром с корпусом 2 и закрепленное на основании 8 над верхней ветвью каждой из гусеничной цепи, и механизм 13 установки устройства на гусеничной цепи, устройство содержит кожух 12и два симметрично расположенных анкерных узла 14, соединенных ребрами жесткости, между которыми расположены перегородки. Анкерные узлы 14 выполнены с возможностью изгиба в центре. Механизм 13установки устройства содержит раму, связанную с обоими анкерными узлами 14, направляющие на раме для вертикального ее перемещения, штанги, взаимосвязанные с направляющими, и гидроцилиндр, шток которого связан с одной из штанг. 9 з.п.ф- лы, 14 ил.

Формула изобретения SU 1 729 890 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1729890A1

Устройство для самовытаскивания гусеничной машины 1978
  • Дружинин Гавриил Федорович
SU889487A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1
Катунский A.M
Вождение танков, М.: Воениздат,1976, с
Раздвижной паровозный золотник с подвижными по его скалке поршнями между упорными шайбами 1922
  • Трофимов И.О.
SU148A1
Многоцелевой тягач тяжелый МТТ
Руководство по эксплуатации, 1961, М.: Изд-во МО СССР, с
Телефонно-трансляционное устройство 1921
  • Никифоров А.К.
SU252A1
Гусеничное транспортное средство 1986
  • Котлобай Анатолий Яковлевич
  • Расолько Александр Михайлович
  • Луцков Борис Александрович
  • Свирщевский Игорь Юрьевич
SU1409516A1
кл
Способ крашения тканей 1922
  • Костин И.Д.
SU62A1

SU 1 729 890 A1

Авторы

Янбеков Камиль Фаритович

Кулаков Михаил Васильевич

Даты

1992-04-30Публикация

1990-04-23Подача