Изобретение относится к транспортному машиностроению и, в частности, к коробкам передач, используемых в конструкциях самоходных машин.
Известна коробка передач транспортного средства, содержащая входной и выходной валы, планетарный механизм с коронной шестерней, связанной с входным валом, двумя солнечными шестернями и водилом, муфту для выборочной связи выходного вала с водилом или солнечной шестерней с меньшим числом зубьев. Фрикционные устройства для выборочной связРГСолнечных шестерен с корпусом или блокировки планетарного механизма, распределитель, установленный между источником рабочей жидкости и гидробаком с одной стороны и магистралями управления фрикционными устройствами с другой, и рычаг управления.
Недостатком данной коробки передач являются ухудшенные условия эксплуатации и пониженная безопасность из-за наличия двух независимых управляющих устройств.
Известна также коробка передач транспортного средства, частично устраняющая эти недостатки, содержащая входной и выходной валы, планетарный механизм с коронной шестерней, связанной с входным валом, двумя солнечными шестернями и водилом, муфту для выборочной связи выходного вала с водилом или солнечной шестерней с меньшим числом зубьев, фрикционные устройства для выборочной связи солнечных шестерен с корпусом или блокировки планетарного механизма, распределитель, установленный между источником рабочей жидкости и гидробаком с одной стороны и магистралями управления фрикционными устройствами с другой, рычаг управления с ограничительной кулисой и взаимодействующий с концом рычага управления передаточный механизм для управления распределителем и муфтой,
Недостатком данной коробки передач из-за отсутствия нейтрального гюложения является невозможность остановки транспортного средства, посредством коробки передач в режим изменения прямых скоростей, а также резкое возрастание скорости при переходе из режима реверсирования направления движения в режим изменения прямых скоростей. В определенной степени не соответствует общепринятому и ухудшен в данной коробке передач и стереотип управления, т.е., соответствие положения ры- чага коробки передач направлению и скорости перемещения транспортного средства. Это в итоге сказывается как на
условиях эксплуатации, так и не безопасности использования коробки передач и транспортного средства.
Цель изобретения - улучшение условий
эксплуатации и повышение безопасности использования.
Поставленная цель достигается тем, что в коробке передач транспортного средства распределитель выполнен в виде корпуса и
0 поворотного относительно него золотника, золотник снабжен двумя расположенными в диаметральных плоскостях и смещенными относительно оси рядами каналов, выполнен подвижным в осевом и окружном
5 направлении и связан посредством передаточного механизма с муфтой для выбор очного соединения рядов каналов с рядами каналов корпуса, связанных с магистралями управления фрикционными устройствами, а
0 ограничительная кулиса выполнена в виде двух продольных и поперечной направляющих, при этом продольные направляющие соединены поперечной в положении рычага управления, соответствующем позициисвя5 зи фрикционных устройств с гидробаком при связи муфты с водилом и позиции связи с корпусом солнечной шестерни с меньшим числом зубьев при связи муфты с указанной солнечной шестерней.
0 Изобретение обеспечивает улучшение условий эксплуатации коробки передач и повышение безопасности.
На фиг.1 показана предлагаемая коробка передач; на фиг.2 - то же, продольный
5 разрез по распределителю; на фиг.3,4 - то же, поперечные разрезы по распределителю.
Коробка передач транспортного средства содержит входной 1 и выходной 2 валы, планетарный механизм 3 с коронной шес0 терней 4, связанной с входным валом 1, двумя солнечными шестернями 5, б и водилом 7, муфту 8 для выборочной связи выходного вала 2 с водилом 7 или солнечной шестерней с меньшим числом зубьев 5,
5 фрикционные устройства 9-11 для выборочной связи солнечных шестерен 5,6с корпусом 12 или блокировки планетарного механизма 3, распределитель 13 установленный между источником рабочей жидко0 сти 14 и гибробаком 15с одной стороны и магистралями 16 управления фрикционными устройствами 9-11 с другой, рычаг управления 17 с ограничительной кулисой 18 и взаимодействующий с концом рычага уп5 равления 17 передаточный механизм 19 для управления распределителем 13 и муфтой 8. Распределитель 13 выполнен в виде корпуса 20 и поворотного относительно него золотника 21. Золотник 21 снабжен двумя расположенными в диаметральных плоскостях и смещенными относительно оси рядами каналов 22, 23, выполнен подвижным в осевом и окружном направлении и связан посредством передаточного механизма 19 с муфтой 8 для выборочного соединения рядов 22, 23 каналов с рядом 24 каналов корпуса 20, связанных с магистралями 16 управления фрикционными устройствами 9- 11. Ограничительная кулиса 18 выполнена в виде двух продольных 25, 26 и поперечной 27 направляющих, при этом продольные направляющие 25, 26 соединены поперечной 27 в положении рычага управления 17, соответствующем позиции связи фрикционных устройств 9-11 с гидробаком 15 при связи муфты 8 с водилом 7 (данная позиция распределителя 13 показана на фиг.4) и позиции связи с корпусом 12 солнечной шестерни 5 с меньшим числом зубьев при связи муфты 8 с данной солнечной шестерней 5 (данная позиция распределителя 13 показана на фиг.З).
Предлагаемая коробка передач обеспечивает работу транспортного средства в двух режимах.
Первый режим (режим реверсирования направления движения) обеспечивается при движении рычага управления 17 по продольной прорези 26 кулисы 18. Переднее положение рычага 17, при котором посредством распределителя 13 включено фрикционное устройство 11 и планетарный механизм 3 заблокирован, соответствует переднему ходу транспортного средства. Заднее положение рычага 17, прим котором включено фрикционное устройство 10 и остановлена солнечная шестерня 6, соответствует заднему ходу транспортного средства. В положении рычага 177 показанном на схеме, т.е. при вклю- ченном фрикционном устройстве 9 и остановленной солнечной шестерне 5, транспортное средство заторможено.
Второй режим (режим изменения прямых скоростей) обеспечивается при движении рычага управления 17 по продольной прорези 25. Крайнее заднее положение, при котором посредством распределителя 13 фрикционные устройства 9-11 связаны с гидробаком 15, соответствует нахождению коробки передач в нейтрали с отсутствием движения транспортного средства. Последовательное движение рычага 17 вперед с остановкой первоначально солнечной шестерни б, потом солнечной шестерни 5 и затем блокировкой планетарного механизма 3 соответствует включению соответственно низшей, средней и высшей передач.
Для переключения режимов рычаг уп- 5 равления 17 движется по поперечной направляющей 27, при этом одновременно с муфтой 8 перемещается и золотник 21 распределителя 13, переводя коробку передач из положения остановки выходного вала 2 в
0 нейтральное положение, в результате чего в обоих случаях транспортное средство движения не получает.
Формула изобретения Коробка передач транспортного средст5 ва, содержащая входной и выходной валы, планетарный механизм с коронной шестерней, связанной с входным валом, двумя солнечными шестернями, и бодилом, муфту для выборочной связи выходного вала с води0 лом и солнечной шестерней с меньшим числом зубьев, фрикционные устройства для выборочной связи солнечных шестерен с корпусом и блокировки планетарного механизма, распределитель, установленный
5 между источником рабочей жидкости и гидробаком с одной стороны и магистралями управления фрикционными устройствами - с другой, рычаг управления с ограничительной кулисой и взаимодействующий с кон0 цом рычага управления передаточный механизм для управления распределителем и муфтой, отличающаяся тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации и повышения безопасности, распредели5 тель выполнен в виде корпуса и поворотного относительно него золотника, золотник снабжен двумя расположенными в диаметральных плоскостях и смешенными относительно оси рядами каналов, вы0 полней подвижным в осевом и окружном направлениях и связан посредством передаточного механизма с муфтой для выборочного соединения рядов Каналов с рядами каналов корпуса, связанных с магистралями
5 управления фрикционными устройствами, а ограничительная кулиса выполнена в виде двух продольных и поперечной направляющих, при этом продольные направляющие соединены поперечной в положении рычага
0 управления, соответствующем позиции связи фрикционных устройств с гидробаком при связи муфты с водилом и позиции связи с корпусом солнечной шестерни с меньшим числом зубьев при связи муфты с упомяну5 той солнечной шестерней.
20
П
А-А
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка передач транспортного средства | 1989 |
|
SU1661008A1 |
Планетарная коробка передач | 1990 |
|
SU1733767A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1988 |
|
SU1588577A1 |
Планетарная коробка передач | 1990 |
|
SU1786319A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1743928A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1987 |
|
SU1512818A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1988 |
|
SU1527025A1 |
Планетарная коробка передач | 1989 |
|
SU1642153A1 |
Коробка передачи транспортного средства | 1990 |
|
SU1710373A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1712200A2 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к механизмам управления коробками передач, используемых в конструкциях самоходных машин. Цель изобретения - улучшение условий эксплуатации и повышение безопасности работы транспортного средства. Распределитель 13 выполнен в виде корпуса и поворотного относительно него золотника Последний Ь; Г 1 ю Ш I 2 снабжен двумя расположенными в диаметральных плоскостях и смещенными относительно оси рядами каналов, выполнен подвижным в осевом направлении и связан посредством передаточного механизма 19с муфтой 8 для выборочного соединения рядов каналов с рядом 24 каналом корпуса При перемещений рычага управле ния 17 в продольной направляющей 26 ограничительной кулисы 18 обеспечивается реверсивное движение транспортного средства с остановкой перед изменением направления движения. При перемещении рычага 17 в поперечной направляющей 27 обеспечивается переход режима остановки к режиму включения нейтрали в коробке передач. При перемещении рычага 17 в направляющей 25 обеспечиваются режимы нейтраль, низкая, средняя и высшая скорости движения. 4 ил. ел с XI со ю XI 00 4 Фи&1
Коробка передач транспортного средства | 1988 |
|
SU1533885A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1992-12-23—Публикация
1990-04-23—Подача