Изобретение относится к области нанесения покрытий газотермическими методами, в частности к напылению оплавляемых покрытий, и может быть использовано в различных отраслях машиностроения.
Известны способы напыления покрытий с последующим оплавлением всего по- .крытия.
Недостатком способов является высокий уровень остаточных напряжений в покрытии.
Известен способ напыления покрытий, включающий газотермическое напыление покрытия на детали полосами с перекрытием полос не более, чем на 0,5 ширины полосы и оплавление локальным источником нагрева.
Недостатками известного способа являются пониженные прочность сцепления и износостойкость покрытий.
Цель изобретения - повышение прочности сцепления и износостойкости.
Покрытие напыляют параллельными по- . лосами и при нанесении каждой последующей полосы проводят оплавление предыдущей полосы до 0,7 ее ширины, но не менее ширины перекрытия полос, а также прилегающего к предыдущей полосе участка детали на глубину не менее 50 мкм. Порядок следования полос соответствует направлению движения детали при ее работе в паре трения. Изобретение включает совмещение напыления и оплавления с формированием определенной структуры покрытия.
Способ получения покрытий осуществляют следующим образом.
Детали под напыление готовят известными методами. Напыление покрытия осуществляют любым подходящим устройством параллельными полосами с использованием порошка преимущественно грануляцией 60-16С MKMS Поверхность деталей непосредственно перед пятном напыления нагревают каким-либо источником локального нагрева до оплавления тонкого поверхностного слоя (глубина оплавления не менее 50 мкм). Одновременно с оплавле- . нием подложки этим же источником оплав(Л
С
х| го ы ел ю
ляют часть предыдущей полосы покрытия. В качестве распылителя целесообразно использовать плазмотрон, а в качестве источника локального нагрева - аргоно-дуговую наплавочную горелку, смонтированную с плазмотроном в единое целое, или дополнительный плазмотрон, В оптимальном варианте порядок следования полос соответствует направлению движения детали при ее работе в паре трения. Т1осле ох- лаждения детали с покрытием поступают на механическую обработку.
Пример. На образцы (Ст.45) плазменным методом напыляют порошок марки ПГСР-4. Поверхность образцо в перед пят- ном напыления нагревают аргоно-дуговой наплавочной горелкой до оплавления слоя толщиной 50-100 мкм (металлографическая оценка). На полученных образцах определяют прочность сцепления (клеевая методи- ка), в результате получают прочность сцепления более 3 кгс/мм2.
П р и м е р 2. На образцы (Ст.45) известным способом напыляют порошок ПГСР-4. После напыления всего покрытия произво- дят оплавление параллельными полосами. Прочность сцепления неоплавленных участков равна 1,7 кгс/мм2.
ПримерЗ. Материал образца (Ст.45), материал покрытия ПГСР-4. Проводят налы- пение полосами шириной 20 мм и перекрыванием 10 мм, Ширина оплавления 20 мм (10 мм покрытие, 10 мм деталь). Испытание на износостойкость проводят с использованием чугунного контртела. Величина износа
при совпадении порядка следования полос и направления движения детали равна 0,45 г/см . При противоположных направлениях порядка следования полос и движения детали износ составляет 0,63 г/см2,
П р и м е р 4 (известный). То же, что в примере 3, только оплавление проводят после напыления. Ширина оплавленных и неоплавленных полос составляет 10 мм. Величина износа 0,87 г/см2.
Изобретение обеспечивает повышение прочности сцепления и износостойкость покрытий, что позволяет использовать его в машиностроении.
Формула изобретения
1.Способ получения покрытий, включающий газотермическое напыление покрытия на деталь полосами с перекрытием полос не более, чем на половину ширины полосы и оплавление локальным источником нагрева, отличающийся тем, что. с целью повышения прочности сцепления и износостойкости, покрытия напыляют параллельными полосами и при нанесении каждой последующей полосы проводят оплавление предыдущей полосы до 0,7 ее ширины, но не менее ширины перекрытия полос, а также прилегающего к предыдущей полосе участка детали на глубину не менее 50 мкм.
2.Способ по п. 1,отличающийся тем. что порядок следования полос соответствует направлению движения детали при ее работе в паре трения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПЛАЗМЕННОГО НАПЫЛЕНИЯ ПОКРЫТИЙ НА РАБОЧИЕ ПОВЕРХНОСТИ ШНЕКА | 2022 |
|
RU2782903C1 |
Способ обработки металлизированных покрытий из самофлюсующихся сплавов | 1984 |
|
SU1244204A1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СЕКТОРОВ РАЗРЕЗНОГО КОЛЬЦА СОПЛОВОГО АППАРАТА | 1994 |
|
RU2069137C1 |
КОМПОЗИЦИОННЫЙ СОСТАВ ПОРОШКООБРАЗНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ПЛАЗМЕННОГО НАПЫЛЕНИЯ | 2022 |
|
RU2803173C1 |
СПОСОБ НАПЫЛЕНИЯ ПОКРЫТИЯ НА ВНУТРЕННЮЮ ПОВЕРХНОСТЬ ИЗДЕЛИЙ ТРУБЧАТОЙ ФОРМЫ | 2000 |
|
RU2186148C2 |
Способ получения многослойных покрытий на восстанавливаемых деталях | 1987 |
|
SU1465226A1 |
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПОРОШОК ДЛЯ ГАЗОТЕРМИЧЕСКИХ ПОКРЫТИЙ | 1994 |
|
RU2085613C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОКРЫТИЙ ИЗ САМОФЛЮСУЮЩИХСЯ ПОРОШКОВЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ИЗДЕЛИЯХ ИЗ ЖЕЛЕЗОУГЛЕРОДИСТЫХ СПЛАВОВ | 1997 |
|
RU2112815C1 |
СПОСОБ ПЛАЗМЕННОГО НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЯ | 2000 |
|
RU2198239C2 |
СПОСОБ ПЛАЗМЕННОГО НАПЫЛЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКИХ ПОКРЫТИЙ | 2011 |
|
RU2462533C1 |
Использование: нанесение износостойких покрытий на детали машин. Сущность изобретения: покрытие наносят на деталь полосами с частичным (не более, чем на 0,5 ширины) перекрытием полос и одновременно оплавляют локальным источником часть (до 0,7) ширины каждой предыдущей полосы, а также прилегающего к предыдущей полосе-участка детали на глубину не менее 50 мкм. При этом порядок следования полос соответствует направлению движения детали при ее работе в паре трения, 1 з.п. ф-лы.
Хасуй А., Моригаки О, Наплавка и напыление | |||
- М.: Машиностроение, 1985, с | |||
Джино-прядильная машина | 1922 |
|
SU173A1 |
Способ обработки металлизационных покрытий | 1977 |
|
SU645984A1 |
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб | 1921 |
|
SU23A1 |
Авторы
Даты
1992-06-23—Публикация
1989-12-19—Подача