Изобретение относится к металлообработке, а именно к составам, предназначенным для операций гибки труб, и может быть использовано при изготовлении труб глушителя к легковым автомобилям ВАЗ.
Гибка - это технологическая операция, в результате которой происходит изменение геометрии деталей без изменения заготовки. Для снижения коэффициента трения при скольжении инструмента по поверхности изгибаемой заготовки применяется смазка.
Известны составы смазок, применяемых при различных операциях холодной обработки металлов давлением на основе минерального масла.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является технологическая смазка для холодной обработки металлов давлением Лимол
Смазка содержит, мае %. аэросил марок АМ-1-175 и AM -1-130 2,5-3.5%. дисульфид молибдена марки ДМ-1 58.062,0%; (п-нитрофенил)-2-аминопропандиол - 1,3 0,4-0,6%; масло минеральное марки МС-20до 100%.
Однако указанная смазка не удовлетворяет ряду технологических требований: полностью не удовлетворяется с поверхности обрабатываемых деталей никакими моющими средствами. При серийном производстве это связано с большими затратами рабочего времени на протирку вручную с применением углеводородных растворителей, например, уайт-спирита при подготовке поверхности обрабатываемых деталей к последующим операциям, например окраске: повышенный расход смазки на обработку одной детали, что в связи с высокой ее стоимостью приводит к увеличению себестоимости выпускаемой продукции.
Цель изобретения - улучшение смывае- мости смазки с деталей после обработки и уменьшение расхода смазки на обработку деталей.
Поставленная цель достигается тем, что смазка, содержащая аэросил, декстрамин.
(Л
С
vi
Јь
о о
дисульфид молибдена, окись алюминия активную, масло минеральное, дополнительно содержит триэтаноламин, олеиновую кислоту, сульфонат натрия, нафтеновую кислоту, нитрит натрия и водный конденсат (вода) при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Аэросил1,5-2,1
Декстрамин0,25-0,35
Окись алюминия0,7-1,0
Дисульфид молибдена 30,0-42,0 Олеиновая кислота3,0-5,0
Нафтеновая кислота 1,7-3,0 Триэтаноламин8,8-15,0
Суяьфонат натрия3,0-5,0
Нитрит натрия0,3-0,5
Масло минеральное 17,0-25,0 Водадо 100
Технология получения предлагаемой смазки состоит из следующих операций. Вначале приготавливают смазку Л имол на основе дисульфида молибдена и минерального масла, содержащую аэросил. декстра- мин и активную окись алюминия. Затем в эту смесь вводят триэтаноламинолеиновую кислоту, сульфонат натрия, дистиллированную нафтеновую кислоту, нитрит натрия и дистиллированную воду в виде отдельных компонентов или в виде готовой смазки Олинол-1.
Ниже приведены примеры составов смазок (табл.1).
Сравнительные испытания смазок 1-3 и смазки Лимол по прототипу (4) проводили на операции гибки труб глушителей автомобилей ВАЗ из ферритной стали на трубоги- бочной машине. В процессе испытания опенивали количество смазки, требуемой для процесса гибки труб и степень смывае- мости смазки с готовой поверхности труб.
Результаты испытаний приведены в табл. 2.
В процессе испытаний все образцы предлагаемых смазок и прототипа обеспечивали получение качественных труб с требуемой геометрией. Однако, как видно из табл. 2, при применении смазки Лимол (состав 4), поверхность готовой трубы не отмывается от смазки - степень смываемости 0,%, в то время как у предлагаемых образцов (состав 1-3) смываемость смазки на 70-90% лучше. Расход лимола у предлагаемых образцов уменьшается в 2-3 раза.
Формула изобретения
Смазка для холодной обработки металлов давлением, содержащая минеральное масло, аэросил (п-нитрофенил)-2-аминопро- пандиол-1,3, окись алюминия и дисульфид молибдена, отличающаяся тем, что, с целью улучшения удаляемости смазки с поверхности деталей после обработки и снижения ее расхода, смазка дополнительно содержит триэтаноламин, олеиновую кислоту, сульфонат натрия, нафтеновую кислоту, нитрат натрия и воду при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Аэросил1,5-2,1
(п-нитрофенил)-2-аминопропандиол-1,30,25-0,35
. Окись алюминия0.7-1,0
Дисульфид молибдена 30,0-42,0 Олеиновая кислота3,0-5,0
Нафтеновая кислота 1,7-3,0 Триэтаноламин8,8-15,0
Сульфонат натрия3,0-5,0
Нитрит натрия0,3-0,5
Минеральное масло 17,0-25,0 ВодаОстальное
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Смазка для холодной обработки металлов давлением | 1989 |
|
SU1744105A1 |
Смазка для узлов трения скольжения | 1973 |
|
SU469735A1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 1992 |
|
RU2017796C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 1993 |
|
RU2102442C1 |
Смазка для механической обработки металлов | 1990 |
|
SU1778163A1 |
ПАСТА ПОЛИРОВАЛЬНАЯ ЖИДКАЯ | 2005 |
|
RU2293097C1 |
КОНЦЕНТРАТ СМАЗОЧНО-ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ | 2017 |
|
RU2650525C1 |
Смазка для механической обработки металлов | 1991 |
|
SU1778164A1 |
Уплотнительная смазка для резьбовых соединений | 1990 |
|
SU1737005A1 |
Смазка для волочения металлов | 1983 |
|
SU1122686A1 |
Сущность изобретения: смазка содержит, %: аэросил 1,5-2,1; (п-нитрофенил)-2- . аминопропандиол-1,3 0,25-0,35; окись алюминия 0,7-1,0: дисульфид молибдена 30,0-42,0; олеиновая кислота 3,0-5,0; нафтеновая кислота 1,7-3,0; триэтаноламин 8,8-15,0; сульфонат натрия 3.0-5,0, нитрит натрия 0,3-0,5; минеральное масло 17,0- 25,0 и вода - остальное. 2 табл.
Таблица 1
Таблица 2
Авторское свидетельство СССР | |||
Смазка для покрытия металлических поверхностей | 1979 |
|
SU883162A1 |
кл | |||
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Твердая смазка | 1980 |
|
SU929699A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Синицын В.В | |||
Пластичные смазки в СССР, М.: Химия, 1984, с | |||
Способ получения суррогата олифы | 1922 |
|
SU164A1 |
Авторы
Даты
1992-06-30—Публикация
1989-10-16—Подача