Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для регулирования положения спинки сиденья транспортного средства.
Известно устройство регулирования угла наклона спинки сиденья транспортного средства, содержащее двуплечие рычаги, шарнирно установленные на кронштейнах подушки, закрепленных на боковых ее сторонах и одними концами зафиксированные стопорным механизмом, а вторыми концами шарнирно связанные с кронштейном спинки, шарнирно соединенным с кронштейном подушки.
Однако в этом устройстве не обеспечивается бесступенчатое регулирование угла наклона спинки и регулирование глубины сиденья, что ухудшает комфортабельность устройства.
Известно также устройство для регулирования положения спинки сиденья транспортного средства, содержащее закрепленные на основании и спинке боковые кронштейны, выполненные с отверстиями для установки оси шарниров их соединения и регулировочный винт с правой и левой резьбой, кинематически связанный с гайками.
ч ел о о о VI
В этом устройстве также не обеспечивается регулирование глубины сиденья, что ухудшает его комфортабельность при работе водителей различного роста и телосложения, а также при работе одного и того же водителя в летнее и зимнее время (в летней и зимней одежде). Кроме того, механизм угла наклона спинки неудобен в эксплуатации ввиду нерациональной траектории дви- жения руки человека при вращении рукоятки привода механизма регулировки.
Цель изобретения - устранение указанных недостатков, а именно повышение комфортабельности.
Поставленная цель достигается тем, что в известном устройстве для регулирования положения спинки сиденья транспортного средства, содержащем закрепленные на основании и спинке боковые кронштейны, выполненные с отверстиями для установки оси шарниров их соединения и регулировочный винте правой и левой резьбой, кинематически связанный с гайками, оно снабжено до- полнительнымкронштейном,
установленным на наружной стороне спинки в средней ее части, и тягами, которые посредством универсальных шарниров связаны одними своими концами с дополнительным кронштейном, а другими - с гайками, подвижно установленными на винте, который шарнирно закреплен на кронштейнах основания, при этом отверстия боковых кронштейнов основания выполнены в виде наклонных прорезей, в которых указанные оси шарниров установлены с возможностью перестановки и последующей их фиксации.
При этом прорези кронштейнов основания выполнены с концевыми расточками, а оси шарниров выполнены с лысками, снабжены фиксирующими рукоятками и установ- ТГены с возможностью поворота в расточках прорезей. При этом ширина прорезей больше или равна толщине осей между лысками, а диаметр расточек больше или равен диаметру осей.
На фиг.1 изображено устройство при расположении спинки в переднем положении, общий вид; на фиг.2 - то же, при расположении спинки в заднем положении; на фиг.З - вид А на фиг.1; на фиг.4 - вид Б на фиг,1; на фиг.5 - разрез В-В на фиг.2; на фиг,6 - разрез Г-Г на фиг.5.
Устройство содержит основание 1 сиденья, кинематически связанное с подушкой 2 и спинкой 3, закрепленные на основании и спинке боковые кронштейны А и 5, в каждом из котор ых выполнены прорези 6 с концевыми расточками 7 и 8.
Спинка содержит основные кронштейны 9 и 10, расположенные по ее краям, и дополнительный кронштейн 11, расположенный на наружный стороне спинки в
средней ее части 12.
В показанном на фиг.1, положении спинки 3 на концевых участках 7 кронштейнов 4 и 5 расположены оси 13, концы 14 которых шарнирно закреплены на основных
0 кронштейнах 9 и 10 спинки. На других концах 15 осей 13 закреплены рукоятки 16. В зонах взаимодействия с кронштейнами 4 и 5 оси 13 имеют лыски 17, причем размер а между поверхностями 18 лысок 17 равен
5 или меньше ширины b прорезей 6. При этом оси 13 установлены так, что поверхности 18 лысок 17 примерно перпендикулярны осям 19 прорезей 6. Поверхности 20 рукояток 16 находятся во взаимодействии с поверхностями 21 кронштейнов 4 и 5 основания.
0 Ниже прорезей 6 на кронштейнах 4 и 5 шарнирно закреплен регулировочный винт 22, снабженный рукояткой 23 и имеющий резьбовые части 24 и 25 соответственно с правой и левой резьбой. На резьбовых час5 тях 24 и 25 винта 22 установлены гайки 26, кинематически связанные с универсальными шарнирами 27, расположенными на концах 28 тяг 29, выполненных в виде жестких стержней. Другие концы 30 тяг 29 посредст0 вом аналогичных универсальных шарниров 31 связаны сдополнительным кронштейном 11 спинки 3.
Устройство работает следующим образом.
5 Для увеличения глубины сиденья производится перестановка спинки 3 из положения, показанного на фиг.1, в положение, показанное на фиг.2. Для этого водитель поворачивает рукоятки 16 так, чтобы лыски
0 17 осей 13 расположились параллельно поверхностям осей 19 прорезей 6. Благодаря наличию универсальных шарниров 27 и 31, соединяющих концы 30 тяг 29 с гайками 26, кинематически связанными с винтом 22,
5 при указанном положении рукоятки 16 обеспечивается возможность перемещения по прорезям 6. Воздействуя затем на спинку 3, водитель перемещает ее назад до упора осей 13 в концевые расточки 8 прорезей 6.
0 и, повернув рукоятки 16 в ту либо другую сторону примерно на 90°, фиксирует оси 13 в требуемом положении. Уменьшение глубины сиденья (перестановка спинки из положения, показанного на фиг.2, в
5 положение, показанное на фиг,1) производят аналогично.
При регулировке глубины сиденья происходит нескоторое изменение угла наклона спинки. Так, при перемещении осей 13 в
крайнее заднее положение (увеличении глубины сиденья) верхний конец спинки несколько перемещается вперед, те. угол наклона спинки уменьшается. И, наоборот, при уменьшении глубины сиденья угол на- клона спинки увеличивается. Поскольку угловое положение спинки зависит от расположения осей 13 относительно кронштейнов 4 и 5 сиденья, после регулировки глубины сиденья водителю необходимо произвести соответствующую корректировку, а именно отрегулировать с помощью рукоятки 23 угол наклона спинки по субъективным ощущениям.
Наличие универсальных шарниров 27 и 31 на концах 30 тяг 29 обеспечивает возможность поворота спинки 3 в ту либо другую сторону при вращении рукоятки 23. При этом оси 13 остаются в неподвижном положении относительно кронштейнов 5, по- скольку они зафиксированы относительно последних за счет сил трения рукоятки 16 о поверхность 21 кронштейна 5.
Учитывая, что диапазон регулировки спинки по углу наклона сравнительно не- большой (15° по ГОСТ 2000-62-81), возмох - ность перемещения осей 13 по прорезям 6 для регулирования глубины сиденья обеспечивается при любом положении спинки. При этом величина углового смещения спинки при различных ее исходных положениях будет неодинаковой Однако в услови- ях эксплуатации это не имеет существенного значения, учитывая необходимость описанной корректировки (регули- ровки угла наклона спинки после изменения глубины сиденья).
Регулирование угла наклона спинки 3 при зафиксированных в определенном положении осях 13 производится путем вра- щения рукоятки 23 регулировочного винта 22 в ту или другую сторону При этом гайки 26 либо сближаются, либо удаляются одна от другой, перемещая тяги 29, кинематически связанные с дополнительным кронш- теином 11 спинки 3. Тем самым осуществляется поворот спинки 3 на осях 13. Фиксация требуемого угла наклона спинки осуществляется автоматически после прекращения воздействия на рукоятку 23.
Такое выполнение устройства позволяет осуществлять изменение глубины сиденья при сохранении возможности регулирования угла наклона спинки с неизменным положением подушки сиденья относительно кабины транспортного средства, что повышает комфортабельность сиденья, в том числе при работе водителя в зимней либо летней одежде. Кроме того, повышается удобство регулировки сиденья за счет более рационального расположения регулировочной рукоятки, а также отсутствие специального механизма для фиксации положения спинки после изменения ее угла наклона. Все это позволяет улучшить успо- вия труда механизаторов.
Формула изобретения
1.Устройство для регулирования положения спинки сиденья транспортного сродства, содержащее закрепленные на основании и спинке боковые кронштейны, выполненные с отверстиями для установки оси шарниров их соединения, и регулировочный винт с правой и левой резьбой, кинематически связанный с гайками, отличающееся тем, что, с целью повышения комфортабельности, оно снабжено дополнительным кронштейном, установленным ча наружной стороне спинки в средней ее части, и тягами, которые посредством универсальных шарниров связаны одними сво- ими концами с дополнительным кронштейном, а другими - с гайками, по движно установленными на винте, который шарнирно закреплен на кронштейнах основания, при этом отверстия боковых кронштейнов основания выполнены в виде наклонных прорезей, в которых указанные оси шарниров установлены с возможностью перестановки и последующей их фиксации.
2.Устройство поп.1,отличающее- с я тем, что прорези кронштейнов основания выполнены с концевыми расточками, а оси шарниров выполнены с лысками, снабжены фиксирующими рукоятками и установлены с возможностью поворота в расточках прорезей, при этом ширина прорезей больше или равна толщине осей между лысками, а диаметр расточек больше или равен диаметру осей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для регулированияНАКлОНА СпиНКи СидЕНья ТРАНСпОРТНОгОСРЕдСТВА | 1979 |
|
SU846339A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2225797C2 |
Устройство регулирования угла наклона спинки сиденья транспортного средства | 1979 |
|
SU867714A1 |
Устройство для регулирования сиденья транспортного средства по высоте | 1978 |
|
SU718310A2 |
Подвеска сиденья транспортного средства | 1982 |
|
SU1041334A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ УГЛА НАКЛОНА СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2182087C2 |
Сиденье транспортного средства | 1979 |
|
SU885086A1 |
ВЕЛОМОБИЛЬ | 2006 |
|
RU2299826C1 |
Устройство для определения геометрических параметров сиденья водителя транспортного средства | 1981 |
|
SU988598A1 |
Сиденье транспортного средства | 1971 |
|
SU467847A1 |
Изобретение направлено на повышение комфортности сиденья транспортного средства, Устройство содержит закрепленные на основании и спинке боковые кронштейны, выполненные с отверстиями для установки оси шарниров их соединения, и регулировочный винт с правой и левой резьбой, кинематически связанный с гайками. Новизна устройства в том, что оно снабжено дополнительным кронштейном.установлен- ным на наружной стороне спинки в средней ее часта, и тягами, которые посредством универсальных шарниров связаны одними своими концами с дополнительным кронштейном, а другими - с гайками, подвижно установленными на винте, который шарнир- но закреплен на кронштейнах основания, при этом отверстия боковых кронштейнов основания выполнены в виде наклонных прорезей, в которых указанные оси шарнир- но установлены с возможностью перестановки и последующей их фиксации. 1 з.п. ф-лы, 6 ил. СП с
Фиг.1
Фиг 2.
23
/ 24
Фиг 3
11
22 25
фигЛ
фиъ.5
77
5Л0
t ii
18
Регулятор уровня воды в оросительном канале | 1979 |
|
SU868714A2 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Дверной замок, автоматически запирающийся на ригель, удерживаемый в крайних своих положениях помощью серии парных, симметрично расположенных цугальт | 1914 |
|
SU1979A1 |
Масс-спектрометр с одновременным анализом отрицательных и положительных ионов | 1990 |
|
SU1755333A1 |
кл | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
/ |
Авторы
Даты
1992-07-30—Публикация
1990-05-23—Подача