(54) УСТРОЙСТВО для РЕГУЛИГОВАНИЯ УГЛА НАКЛОНА СПИНКИ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно - к средствам повы шения комфортабельности сидений пассажирских транспортных средств. Наиболее близким к изобретению является устройство для регулирования наклона спинки сиденья транспортного средства, содержащее шар нирно-параллелограммный подъемный механизм, связанный со стопорным приспособлением, вклю чающим в себя зубчатый сектор для фиксации кронштейна со спинкой относительно основания сиденья 1. Недостатком данного устройства является повышенная трудоемкость регулирования накло на спинки и сложная его конструкция. Цель изобретения - снижение трудоемкости регулирования при одновременном упрощении конструкции. Поставленная цель достигается тем, что стгопорное приспособление содержит подвижно связанный срычагом подъемного механизма шток верхним торцом кинематически связанный с зубчатым сектором, и кулачок, установленный с возможностью взаимодействия с нижним торцом штока, при зтом в последнем вывыполнено несквозное отверстие, в котором размещена пружина растяжения, связывающая шток с кулачком, а перпендикулярно оси ука-. занного отверстия в штоке выполнена прорезь для установки кулачка. На фиг. 1 показано сиденье, вид сбоку; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1 (без подушки сиденья); на фиг. 3 - вид Б на фиг. 2 (в увеличенном масштабе) частичный разрез; на фиг. 4 - сечение В-В на фиг. 3. На рычаге шарнирно-паралпелограммного . подъемного механизма 2 установлен кронштейн 3 с возможностью поворота его относительно оси 4. Нижняя часть кронштейна 3 выполнена в виде стопорного приспособления, включающего в себя зубчатый сектор 5, кинематачески связанный со штоком 6, который свободно установлен в рычаге 1, и кулачок 7, установлшный с возможностью взаимодействия с нижним торцом штока. Для исключения разворота последнего вокруг продольной оси- в той части штока, которая взаимодействует с кулачком 7, выполнена прорезь а, ;-при этом в штоке 6 выполнено несквозное отверстие б в котором размещена пр)окина 8 растяжения, связывающая шток 6 с кулачком 7, На кулачке снята лыска в на глубину h s 3 мм (где h - высота зуба щтока 6), что обеспечивает возвратно-поступательное перемещение штока при развороте рукоятки 9 управления 7 на угол а. В этом случае прорезь последнего разворачивается перпендшсулярно продол ной оси штока 6, а пружина 8 растяжения смещает его в нижнее положение и освобождает зубчатый сектор 5 кронштейна 3 от связи с рычагом 1. Верхняя часть кронштейна 3 в поперечном сечении имеет Т-образную форму, на внутрен ней стороне по его продольной оси выполнены кольцевые выемки, одна из которых связана с поворотным пальцем 10, шарнирно соединенным с замком 11 и скобой 12 Спин ки 13 сиденья. Замок 11 охватывает кронштейн 3 и свободно может перемещаться по его продольной оси. Спинка 13 .сиденья выполнена профилированной для поясничной опоры водителя, совм щение осуществляется за счет регулирования ее по продольной оси кронштейна 3. Для снижения трения спины водителя о спинку 13 при прогибе подушки 14 и/или подвески 15 сиденья в скобе 12 выполнен паз Д для перемещения спинки относительно замка 11 по продольной оси кронштейна 3. Спинка 13 заневолена в верхнем положении пружиной .16. Это обеспечивает комфортабельность сиденья, и, следовательно, поддержание длительной работоспособности водителя При необходимости изменения угла наклон спинки 13 сиденья устройство работает следу ющим образом. Водитель поворотом рукоятки 9 разворачивает кулачок 7 до горизонтального расположения его лыски в, которая освобождает шток 6, пружина 8 растяжения смещает его в нижнее положение и освобождает зубчатый сектор 5 кронштейна 3 от связи с рычагом 1 после чего кронштейн 3 со спинкой 13 устанавливается в нужное положение и фиксируется разворотом рукоятки 9 управления в исходное положение. Наличие на сиденье удобного в обращении устройства для регулирования угла наклона спинки сиденья позволяет снизить трудоемкость регулирования, занять водителю удобное рабочее положение и обеспечить смену рабочей позы при движении транспортного средства, следовательно, сохранить длительную устойчивую работоспособность. Кроме того, достигается упрощение конструкции устройства. Формула изобретения Устройство для регулирования угла наклона спинки- сиденья транспортного средства, содержащее шарнирно-параллелограммный подъемный механизм, связанный со стопорным приспособлением, включаюплим в себя зубчатый сектор для фиксации кронштейна со спинкой относительно основания сиденья, о тличающееся тем, что, с целью снижения трудоемкости регулирования при одновременном упрощении конструкции, стопорное приспособление содержит подвижно связанный с рычагом подъемного механизма шток, верхним торцом кинематически связанный с зубчатым сектором, и кулачок, установленный с возможностью взаимодействия с нижним торцом штока, при зтом в последнем вьшолнено несквозное отверстие, в котором размещена пружина растяжения, связывающая шток с кулачком, а перпендикулярно оси указанного отверстия в штоке выполнена прорезь для установки кулачка. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР по заявке N.2544053/11, кл. В 60 N 1/02, 1977 (прототип).
V//////7/////////// f/tf///-/////////// / //7.
Фиг I
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подвеска сиденья транспортного средства | 1983 |
|
SU1181911A1 |
Подъемный механизм сиденья транспортного средства | 1974 |
|
SU517523A1 |
Устройство для регулирования наклона спинки сиденья транспортного средства | 1978 |
|
SU779108A1 |
Устройство регулирования угла наклона спинки сиденья транспортного средства | 1979 |
|
SU867714A1 |
СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2105521C1 |
Устройство для регулирования сиденья транспортного средства по высоте | 1978 |
|
SU718310A2 |
Устройство для регулирования наклона спинки сиденья транспортного средства | 1977 |
|
SU716889A1 |
Опора подголовника для сиденья транспортного средства | 1976 |
|
SU609656A1 |
Устройство для регулирования положения спинки сиденья транспортного средства | 1990 |
|
SU1750997A1 |
Шарнир для сиденья транспортного средства | 1975 |
|
SU633460A3 |
Авторы
Даты
1981-07-15—Публикация
1979-05-03—Подача