Изобретение относится к черной металлургии и предназначено для использования преимущественно в сталеплавильном производстве при выплавке стали для железнодорожных рельсов.
Известна выбранная в качестве прототипа рельсовая сталь 1, содержащая, мас.%: ,
Углерод
Кремний
Марганец
Ванадий
Азот
Титан
Медь
Бор
Железо
0.51... 0.18... 0.50... 0.01 ... 0,003 , 0.005, 0,05... 0,0005
0,82 0,80 1,30 0,05 ,. 0,008 ,. 0.06 0.40 ... 0.003
Остальное Причем содержание бора составляет 0,003-0,012 содержания меди. -Существенными недостатками данного прототипа является то, что нижний предел содержания углерода занижен, что не обеспечивает
прочности эвтектоидной стали. Из-за указанного в прототипе диапазона кремния невозможно получить желаемую твердость рельсов. Недостатком прототипа является и то, что содержание титана в стали колеблется в широких пределах. Это приводит к зна- чительным колебаниям показателей механических свойств рельсов, особенно это отражается на ударной вязкости. Из производственного опыта известно, что при содержании в рельсовой стали титана более 0,030% ударная вязкость понижается. К тому же бор, содержащийся в стали, повышая прочность, одновременно снижает пластичность и вязкость.
Целью изобретения является повышение механических свойств и ударной вязкости рельсовой стали.
Для достижения указанной цели рельсовая сталь, содержащая углерод, марганец, кремний, азот, бор и железо дополнительно содержит ниобий при соотVIVI
Ј 00
о
со
ношении --- 2,16 ... 7,50 и при следующем соотношении компонентов, мас.%: Углерод0,69 ... 0,80
Марганец0,50... 1,30
Кремний0,18...0,40
Ванадий0,01 ... 0,05
Азот0,006 ... 0,015
Бор0,0003 ... 0,0015
Ниобий0,003 ... 0,010
Железо Остальное
Ниобий, присаживаемый в сталь в количестве 0,003 ... 0,010 %, создает условия для образования исключительно мелкого зерна, не внося в сталь нежелательных оксидных включений, т.к. обладает малой раскисли- тельной способностью. К тому же в заявляемой стали содержится необходимое количество углерода (0,69 ... 0.80), азота (0.006 ... 0.015 %), ванадия (0,01 „. 0,05 %) и ниобия (0,003 ... 0,010 %) дпя образования карбидонитридов ванадия и ниобия, которые в процессе нагрева выше критических точек являются зародышами при образовании новых зерен аустенита, и повышая тем самым предел текучести металла, уменьшают склонность металла к хрупким разрушениям. Комплексное легирование стали бором и ниобием оказывает упрочняющее действие.
Проведенный анализ заявляемой рельсовой стали свидетельствует, что положительный эффект при осуществлении изобретения будет получен благодаря вводу в рельсовую сталь 0,003 ... 0,01 % ниобия и осущеV+Nb
ствления соотношения
N
2,16
7.50. т.к при выполнении этих условий достигаются высокие механические свойства и ударная вязкость термообработанной стали
Для определения механических свойств и ударной вязкости было выплавлено 8 сталей с граничными оптимальными и с выходящими за граничные соотношениями ингредиентов, а также 2 стали с соотношеV + Nb
выходящим за граничные
нием
N
росиликомарганецалюминий и ферромарганец из расчета получения среднезадан- ного содержания марганца, затем через 3... 5 мин вводили силикованадий производства
Кузнецкого завода ферросплавов из расчета ввода 150 ... 300 г ванадия па 1 т стали и феррониобий из расчета ввода 40 ... 120 г ниобия на 1 т стали. Для регулирования содержания азота в металле в печь вводили
азотированный феррованадий в количестве 100 ,.. 300 г/т. Продолжительность раскисления составила 15 ... 20 мин, При раскислении заявляемой стали во время выпуска плавки в ковш равномерно присаживали силикокальций из расчета ввода 450 ... 700 г кальция на 1 т стали и ферробор из расчета ввода 6 ... 30 г бора на 1 т стали. При раскислении же стали-прототипа в печь вместо феррониобия вводили медь из расчета ввода 1,5 кг меди на 1 т стали, в ковш-ферроти- тан из расчета ввода 300 г титана на 1 т стали.
Химический состав полученных сталей приведен в табл. 1.
Металл разлили в слитки массой 8,5 т и прокатали на рельсы Р65.
В табл. 2 приведены результаты испытаний полученных сталей.
Как показали данные приведенных исследований лучшие результаты имеют стали 1,2,3.5,7.
Согласно данных проведенных испытаний заявляемое изобретение в сравнении с прототипом обладают следующими преимуществами:
а)повышаются механические свойства стали:
-предел текучести в среднем на 20 Н/мм2;
- относительное удлинение в среднем на 2,2%;
-временное сопротивление на разрыв в среднем на 52,5 Н/мм2;
-относительное сужение в среднем на 2.5 %:
б)увеличивается ударная вязкость в среднем на 0,08 МДж/м2.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РАСКИСЛЕНИЯ, МИКРОЛИГИРОВАНИЯ И МОДИФИЦИРОВАНИЯ РЕЛЬСОВОЙ СТАЛИ | 1991 |
|
RU2033433C1 |
СПОСОБ ВЫПЛАВКИ РЕЛЬСОВОЙ СТАЛИ В ЭЛЕКТРОПЕЧАХ | 1999 |
|
RU2197539C2 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА РЕЛЬСОВОЙ СТАЛИ | 2006 |
|
RU2327745C2 |
Способ раскисления, модифицирования и микролегирования рельсовой стали | 1991 |
|
SU1786110A1 |
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ | 2008 |
|
RU2368694C1 |
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ | 2008 |
|
RU2365666C1 |
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ | 2008 |
|
RU2365667C1 |
СПОСОБ МИКРОЛЕГИРОВАНИЯ УГЛЕРОДИСТОЙ СТАЛИ | 1997 |
|
RU2131931C1 |
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ | 1999 |
|
RU2161210C1 |
Способ микролегирования стали азотом | 1990 |
|
SU1731826A1 |
Изобретение относится к черной металлургии. Предлагаемая рельсовая сталь содержит, мас.%: 0,69-0,8 С; 0,5-1,3 Мп; 0,18-0,40 Si; 0.01-0,05 V; 0.006-0,015 N; 0,0003-0,0015 В; 0,003-0,01 Mb и остальное - железо. При этом отношение суммы содержаний ниобия и ванадия к азоту составляет 2,16-7,5. Предлагаемая сталь имеет повышенные механические свойства и ударную вязкость. 2 табл.
пределы.
Для обеспечения сопоставительного анализа с прототипом была также выплавлена сталь с известным оптимальным соотношением ингредиентов.
Сталь выплавляли в 400-тонной мартеновской печи Кузнецкого металлургического комбината в соответствии с существующей технологической инструкцией. Раскисление металла производили по следующей технологии. В печь при температуре металла 1575 1585°С вводили ферФормула изобретения
Рельсовая сталь, содержащая углерод, марганец, кремний, ванадий, азот, бор и железо, отличающаяся тем, что, с целью повышения механических свойств и ударной вязкости, она дополнительно содержит ниобий при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Углерод0,69-0,80:
Марганец0.50-1,30:
Кремний0.18-0,40
0,01-0,05;
0,006-0,015;
0,0003-0,0015;
0,003-0.01;
Свойства предлагаемой и известной сталей
Железоостальное,
причем отношение суммы содержаний ниобия и ванадия к азоту (V + Nb): N составляет 2,16-7,50.
Таблица 1
Таблица 2
Рельсовая сталь | 1985 |
|
SU1242539A1 |
кл | |||
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Авторы
Даты
1992-10-23—Публикация
1991-04-04—Подача