Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в мотор-колесах транспортных средств.
Известно мотор-колесо, содержащее приводной двигатель, планетарный бортовой редуктор и устройство для устранения кинематической связи гидромотора и ведущего колеса, выполненное в виде поворотного относительно корпуса редуктора диска с фигурными пазами на боковой поверхности для взаимодействия с выступами подвижной в осевом направлении втулки, которая через подшипник связана с подвижной относительно шлицевого вала редуктора солнечной шестерней, подпружиненной относительно поворотного диска и фиксатора, удерживающего устройство в рабочем положении.
Недостатком этого мотор-колеса являются сложность конструкции устройства для устранения кинематической связи гидромотора и ведущего колеса и низкая работоспособность устройства, обусловленная полным выходом из зацепления солнечной
шестерни с сателлитами, что затрудняет обратное включение.
Наиболее близким по технической сущности является мотор-колесо, содержащее гидромотор, планетарный бортовой редуктор с закрепленным на нем ведущим колесом и устройство для разрыва кинематической связи гидромотора и ведущего колеса, выполненное в виде кулачковой муфты, неподвижная полумуфта которой расположена на торце вала редуктора, удерживаемой в фиксированном включенном или выключенном положении пружиной, опертой на опору поворотного валика, который расположен соосно валу редуктора и подпружинен относительно него с возможностью вращения и осеиого перемещения с подвижной . полумуфтой на величину не менее, чем высота кулачков муфты и имеет на своей боковой поверхности радиальные выступы, расположенные между рядами кулачков для взаимодействия с впадинами подвижной полумуфты или с пазами на торцах ее кулачков.
XI Ч
ГО
о о
N
Недостатком данного мотор-колеса является низкая работоспособность вала редуктора, сечение которого ослаблено отверстием, необходимым для размещения подпружиненного относительно него поворотного валика.
Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение работоспособности мотор-колеса.
Для достижения поставленной цели в мотор-колесе, содержащем гидромотор, планетарный бортовой редуктор с закрепленным на нем ведущим колесом устройство для устранения кинематической связи гидромотора ведущего колеса, выполненное в виде кулачковой муфты с неподвижной и подвижном в осевом направлении полумуфтам, расположенными на торце вала редуктора и на боковой поверхности солнечной шестерни редуктора соответственно, удерживаемой в фиксированном включенном или выключенном положении пружиной, опертой на опору поворотного валика, который расположен соосно валу редуктора и под- пружинен с возможностью вращения, а на боковой поверхности имеет радиальные выступы, на солнечной шестерне редуктора на противоположной от кулачковой муфты боковой стороне выполнена цилиндрическая, рас- положенная соосно валу редуктора поверхность, на которой выполнены фигурные пазы для взаимодействия с радиальными выступами поворотного валика, который подпружинен относительно солнечной шестерни, которую перемещают при вращении поворотного валика из одного крайнего положения в другое по фигурным пазам в осевом направлении на величину не менее, чем высота кулачков муфты.
Применение дополнительной цилиндрической поверхности на боковой стороне солнечной шестерни и расположенной соосно валу редуктора, позволяет подпружинить поворотный валик с помощью одной замыкающей пружины, которая расположена в отверстии, выполненном в солнечной шестерне, обеспечив таким образом равнопроч- ность сечения на всем рабочем участке вала редуктора, что упрощает конструкцию и повышает работоспособность мотор-колеса.
С помощью фигурных пазов на дополнительной цилиндрической поверхности обеспечивается фиксация кулачковой муфты в крайних, включенном-выключенном, положениях, что устраняет возможные поломки при работе с частично включенной муфтой и,повышает работоспособность мотор-колеса.
На фиг. 1 изображен общий вид мотор- колеса, на фиг 2 устройство для устранения кинематической связи гидромотора и ведущего колеса по включенном состоянии; на фиг. 3 - то же, в выключенном состоянии; па фиг. 4 - вид по стрелке А па фиг. 2; на фиг.
5 - вид по стрелке Б на фиг. 3.
Мотор-колесо содержит гидромотор 1, закрепленный на неподвижной опоре 2, соединенный с планетарным бортовым редуктором 3, на котором крепят ведущее колесо
0 4 транспортного средства. В редукторе 3 выполнено устройство 5 для устранения кинематической связи гидромотора 1 и ведущего колеса 4. Ведущий вал 6 бортового редуктора 3 соединен с ведущей солнечной
5 шестерней 7, входящей в зацепление с ведомыми сателлитами 8, посредством устройства 5 для устранения кинематической связи, которое содержит соосно расположенный с валом 6 поворотный валик 9, с
0 радиальными выступами 10 для взаимодействия с пазами 11, выполненными на цилиндрической поверхности 12 солнечной шестерни 7. Солнечная шестерня 7 на боковой поверхности имеет кулачки 13, которые
5 взаимодействуют с ответными кулачками 14 неподвижной полумуфты, которые выполнены на торце йала 6. В фиксированном положении кулачковую муфту удерживают с помощью пружины 15, которая взаимодей0 ствует с шестерней 7 через опору 16 и с поворотным валиком 9 через опору 17. В редукторе 3 устройство 5 совместно с валом б удерживается от осевых перемещений с помощью упора 18 и подшипника 19, распо5 ложенного между крышкой 20 редуктора и поворотным валиком 9. В крышке 20 редуктора соосно с поворотным валиком 9 выполнена пробка 21 с выступами 22 под ключ, соответствующими выступам 23, выполнен0 ным на поворотном валике 9.
Мотор-колесо работает следующим образом.
Крутящий момент и вращение от гидромотора 1 передаются через ведущий вал 6,
5 неподвижную кулачковую полумуфту 14, подвижную полумуфту 13, выполненную на ве- солнечной шестерне 7, ведомые сателлиты 8 далее через бортовой редуктор 3 на ведущее колесо 4.
0 Для облегчения буксирования транспортного средства с неисправным двигателем или объемным гидроприводом ходовой системы необходимо устранить кинематическую связь гидромотора 1 с ведущим ко5 лесом 4. Для этого ключом транспортного средства удаляют пробку 21. Вводя в зацепление ключ с выступами 23, поворачивают валик 9 из одного крайнего положения в другое. Выступы 10 взаимодействуют с па- зами 11 и перемещают в осевом направлении солнечную шестерню 7, на которой выполнены кулачки 12 подвижной полумуфты, до полного выхода кулачков 12 из зацепления с кулачками 13, при этом поворотный валик 9 фиксируется в крайнем положении своими радиальными выступами 1и i. yi лениях фигурных пазов 11 и . помощью пружины 15 кулачковую муфту в выключенном положении.
При неполном повороте валика 9 из одного крайнего положения в другое не обес- печивается рассоединение кулачков подвижной 13 и неподвижной 14 полумуфт и пружина 15 возвращает в исходное положение солнечную шестерню 7, пре.югррз- щая поломку упомянутых кулачкое при буксировании транспортного средства. Для полного рассоединения кулачков необходимо повторить поворот валика 9 до фиксации его в. конечном положении.
После устранения неисправности поворотный валик 9 с помощью ключа возвращают в исходное положение и под действием пружины 15 подвижная солнечная шестерня 7 занимает первоначальное положение, исключая при этом неполное зацепление кулачков 13 подвижной и 14 неподвижной, полумуфты.
В случае несовпадения кулачков подвижной полумуфты со впадинами неподвижной при возвращении солнечной шестерни в исходное положение после приложения крутящего момента к валу б происходит поворот кулачков 14 относительно кулачков 13.
При этом достигается совпадение кулачков и впадин соответственно и пружина 15 обеспечивает полное замыкание кулачковой муфты.
Таким образом, использование дополнительной цилиндрической поверхности на подвижной солнечной шестерне обеспечивает упрощение конструкции и надежную работу мотор-колеса.
Формула изобретения Мотор-колесо, содержащее гидромотор, планетарный бортовой редуктор с закрепленным на нем ведущим колесом и устройство для разрыва кинематической связи гидроматора и ведущего колеса, выполненное в виде кулачковой муфты с неподвижной и подвижной в осевом
направлении полумуфтами, расположенными на торце вала редуктора и на боковой поверхности солнечной шестерни редуктора соответственно, удерживаемой в фиксированном включенном или выключенном
положении пружиной, опертой на опору поворотного валика, который расположен соос- но валу редуктора и подпружинен с возможностью вращения, а на боковой поверхности имеет радиальные выступы, от л ичающееся тем, что с целью упрощения конструкции и повышения работоспособности мртор колеса, солнечная шестерня редуктора имеет на противоположной от кулачковой муфты боковой стороне цилиндрическую расположенную соосно валу редуктора поверхность, на которой выполнены фигурные пазы для взаимодействия с радиальными выступами поворотного валика, который подпружинен относительно солнечной
шестерни, которую перемещают при вращении поворотного валика из одного крайнего положения в другое по фигурным пазам в осевом направлении на величину не менее, чем высота кулачков муфты.
s
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Мотор-колесо транспортного средства | 1987 |
|
SU1497071A1 |
МОТОР-КОЛЕСО | 1991 |
|
RU2009899C1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1984 |
|
SU1230871A1 |
ДВУХСКОРОСТНОЙ ПРИВОД ХОДА ДОРОЖНОЙ МАШИНЫ | 1992 |
|
RU2025307C1 |
Механизм розыска "раза" к ткацкому станку | 1987 |
|
SU1509438A1 |
Трансмиссия полноприводной само-ХОдНОй МАшиНы | 1978 |
|
SU795999A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ГРЕЙФЕР | 1999 |
|
RU2165386C2 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1988 |
|
SU1556940A2 |
Электропривод трубопроводной арматуры с ручным дублером | 2022 |
|
RU2797329C1 |
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2003 |
|
RU2258623C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в мотор-колесах транспортных средств. Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение работоспособности мотор-колеса. Мотор-колесо, у которого на одной из боковых поверхностей подвижной солнечной шестерни, выполнены кулачки соединительной муфты, а на противоположной - дополнительная цилиндрическая поверхность, расположенная со- осно с валом редуктора, на которой выполнены фигурные пазы для взаимодействия с радиальными выступами поворотного валика, подпружиненного относительно солнечной шестерни. 3 ил.
Мотор-колесо транспортного средства | 1987 |
|
SU1497071A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1992-10-30—Публикация
1991-01-03—Подача