Мотор-колесо Советский патент 1992 года по МПК B60K7/00 

Описание патента на изобретение SU1772004A1

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в мотор-колесах транспортных средств.

Известно мотор-колесо, содержащее приводной двигатель, планетарный бортовой редуктор и устройство для устранения кинематической связи гидромотора и ведущего колеса, выполненное в виде поворотного относительно корпуса редуктора диска с фигурными пазами на боковой поверхности для взаимодействия с выступами подвижной в осевом направлении втулки, которая через подшипник связана с подвижной относительно шлицевого вала редуктора солнечной шестерней, подпружиненной относительно поворотного диска и фиксатора, удерживающего устройство в рабочем положении.

Недостатком этого мотор-колеса являются сложность конструкции устройства для устранения кинематической связи гидромотора и ведущего колеса и низкая работоспособность устройства, обусловленная полным выходом из зацепления солнечной

шестерни с сателлитами, что затрудняет обратное включение.

Наиболее близким по технической сущности является мотор-колесо, содержащее гидромотор, планетарный бортовой редуктор с закрепленным на нем ведущим колесом и устройство для разрыва кинематической связи гидромотора и ведущего колеса, выполненное в виде кулачковой муфты, неподвижная полумуфта которой расположена на торце вала редуктора, удерживаемой в фиксированном включенном или выключенном положении пружиной, опертой на опору поворотного валика, который расположен соосно валу редуктора и подпружинен относительно него с возможностью вращения и осеиого перемещения с подвижной . полумуфтой на величину не менее, чем высота кулачков муфты и имеет на своей боковой поверхности радиальные выступы, расположенные между рядами кулачков для взаимодействия с впадинами подвижной полумуфты или с пазами на торцах ее кулачков.

XI Ч

ГО

о о

N

Недостатком данного мотор-колеса является низкая работоспособность вала редуктора, сечение которого ослаблено отверстием, необходимым для размещения подпружиненного относительно него поворотного валика.

Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение работоспособности мотор-колеса.

Для достижения поставленной цели в мотор-колесе, содержащем гидромотор, планетарный бортовой редуктор с закрепленным на нем ведущим колесом устройство для устранения кинематической связи гидромотора ведущего колеса, выполненное в виде кулачковой муфты с неподвижной и подвижном в осевом направлении полумуфтам, расположенными на торце вала редуктора и на боковой поверхности солнечной шестерни редуктора соответственно, удерживаемой в фиксированном включенном или выключенном положении пружиной, опертой на опору поворотного валика, который расположен соосно валу редуктора и под- пружинен с возможностью вращения, а на боковой поверхности имеет радиальные выступы, на солнечной шестерне редуктора на противоположной от кулачковой муфты боковой стороне выполнена цилиндрическая, рас- положенная соосно валу редуктора поверхность, на которой выполнены фигурные пазы для взаимодействия с радиальными выступами поворотного валика, который подпружинен относительно солнечной шестерни, которую перемещают при вращении поворотного валика из одного крайнего положения в другое по фигурным пазам в осевом направлении на величину не менее, чем высота кулачков муфты.

Применение дополнительной цилиндрической поверхности на боковой стороне солнечной шестерни и расположенной соосно валу редуктора, позволяет подпружинить поворотный валик с помощью одной замыкающей пружины, которая расположена в отверстии, выполненном в солнечной шестерне, обеспечив таким образом равнопроч- ность сечения на всем рабочем участке вала редуктора, что упрощает конструкцию и повышает работоспособность мотор-колеса.

С помощью фигурных пазов на дополнительной цилиндрической поверхности обеспечивается фиксация кулачковой муфты в крайних, включенном-выключенном, положениях, что устраняет возможные поломки при работе с частично включенной муфтой и,повышает работоспособность мотор-колеса.

На фиг. 1 изображен общий вид мотор- колеса, на фиг 2 устройство для устранения кинематической связи гидромотора и ведущего колеса по включенном состоянии; на фиг. 3 - то же, в выключенном состоянии; па фиг. 4 - вид по стрелке А па фиг. 2; на фиг.

5 - вид по стрелке Б на фиг. 3.

Мотор-колесо содержит гидромотор 1, закрепленный на неподвижной опоре 2, соединенный с планетарным бортовым редуктором 3, на котором крепят ведущее колесо

0 4 транспортного средства. В редукторе 3 выполнено устройство 5 для устранения кинематической связи гидромотора 1 и ведущего колеса 4. Ведущий вал 6 бортового редуктора 3 соединен с ведущей солнечной

5 шестерней 7, входящей в зацепление с ведомыми сателлитами 8, посредством устройства 5 для устранения кинематической связи, которое содержит соосно расположенный с валом 6 поворотный валик 9, с

0 радиальными выступами 10 для взаимодействия с пазами 11, выполненными на цилиндрической поверхности 12 солнечной шестерни 7. Солнечная шестерня 7 на боковой поверхности имеет кулачки 13, которые

5 взаимодействуют с ответными кулачками 14 неподвижной полумуфты, которые выполнены на торце йала 6. В фиксированном положении кулачковую муфту удерживают с помощью пружины 15, которая взаимодей0 ствует с шестерней 7 через опору 16 и с поворотным валиком 9 через опору 17. В редукторе 3 устройство 5 совместно с валом б удерживается от осевых перемещений с помощью упора 18 и подшипника 19, распо5 ложенного между крышкой 20 редуктора и поворотным валиком 9. В крышке 20 редуктора соосно с поворотным валиком 9 выполнена пробка 21 с выступами 22 под ключ, соответствующими выступам 23, выполнен0 ным на поворотном валике 9.

Мотор-колесо работает следующим образом.

Крутящий момент и вращение от гидромотора 1 передаются через ведущий вал 6,

5 неподвижную кулачковую полумуфту 14, подвижную полумуфту 13, выполненную на ве- солнечной шестерне 7, ведомые сателлиты 8 далее через бортовой редуктор 3 на ведущее колесо 4.

0 Для облегчения буксирования транспортного средства с неисправным двигателем или объемным гидроприводом ходовой системы необходимо устранить кинематическую связь гидромотора 1 с ведущим ко5 лесом 4. Для этого ключом транспортного средства удаляют пробку 21. Вводя в зацепление ключ с выступами 23, поворачивают валик 9 из одного крайнего положения в другое. Выступы 10 взаимодействуют с па- зами 11 и перемещают в осевом направлении солнечную шестерню 7, на которой выполнены кулачки 12 подвижной полумуфты, до полного выхода кулачков 12 из зацепления с кулачками 13, при этом поворотный валик 9 фиксируется в крайнем положении своими радиальными выступами 1и i. yi лениях фигурных пазов 11 и . помощью пружины 15 кулачковую муфту в выключенном положении.

При неполном повороте валика 9 из одного крайнего положения в другое не обес- печивается рассоединение кулачков подвижной 13 и неподвижной 14 полумуфт и пружина 15 возвращает в исходное положение солнечную шестерню 7, пре.югррз- щая поломку упомянутых кулачкое при буксировании транспортного средства. Для полного рассоединения кулачков необходимо повторить поворот валика 9 до фиксации его в. конечном положении.

После устранения неисправности поворотный валик 9 с помощью ключа возвращают в исходное положение и под действием пружины 15 подвижная солнечная шестерня 7 занимает первоначальное положение, исключая при этом неполное зацепление кулачков 13 подвижной и 14 неподвижной, полумуфты.

В случае несовпадения кулачков подвижной полумуфты со впадинами неподвижной при возвращении солнечной шестерни в исходное положение после приложения крутящего момента к валу б происходит поворот кулачков 14 относительно кулачков 13.

При этом достигается совпадение кулачков и впадин соответственно и пружина 15 обеспечивает полное замыкание кулачковой муфты.

Таким образом, использование дополнительной цилиндрической поверхности на подвижной солнечной шестерне обеспечивает упрощение конструкции и надежную работу мотор-колеса.

Формула изобретения Мотор-колесо, содержащее гидромотор, планетарный бортовой редуктор с закрепленным на нем ведущим колесом и устройство для разрыва кинематической связи гидроматора и ведущего колеса, выполненное в виде кулачковой муфты с неподвижной и подвижной в осевом

направлении полумуфтами, расположенными на торце вала редуктора и на боковой поверхности солнечной шестерни редуктора соответственно, удерживаемой в фиксированном включенном или выключенном

положении пружиной, опертой на опору поворотного валика, который расположен соос- но валу редуктора и подпружинен с возможностью вращения, а на боковой поверхности имеет радиальные выступы, от л ичающееся тем, что с целью упрощения конструкции и повышения работоспособности мртор колеса, солнечная шестерня редуктора имеет на противоположной от кулачковой муфты боковой стороне цилиндрическую расположенную соосно валу редуктора поверхность, на которой выполнены фигурные пазы для взаимодействия с радиальными выступами поворотного валика, который подпружинен относительно солнечной

шестерни, которую перемещают при вращении поворотного валика из одного крайнего положения в другое по фигурным пазам в осевом направлении на величину не менее, чем высота кулачков муфты.

s

Похожие патенты SU1772004A1

название год авторы номер документа
Мотор-колесо транспортного средства 1987
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Кандрусев Игорь Иванович
  • Белькович Александр Сергеевич
  • Лукерчик Леонид Михайлович
  • Особов Вадим Ильич
  • Комяк Игорь Михайлович
  • Кузьмин Михаил Дмитриевич
  • Довнар Олег Игоревич
SU1497071A1
МОТОР-КОЛЕСО 1991
  • Скойбеда А.Т.
  • Белькович А.С.
  • Зенькович А.А.
  • Иоффе М.П.
  • Федорович С.А.
  • Безмен О.В.
RU2009899C1
Мотор-колесо транспортного средства 1984
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Боталенко Андрей Андреевич
  • Бобровник Александр Иванович
  • Зенькович Адам Адамович
  • Белькович Александр Семенович
  • Шац Леонид Залманович
  • Баршай Моисей Вениаминович
  • Лыгин Владимир Петрович
SU1230871A1
Муфта включения привода колеса транспортного средства 1988
  • Сибогатов Валерий Михайлович
  • Латипов Вафо Бахрамович
  • Семиков Виктор Георгиевич
SU1588576A1
Муфта включения привода ведущего колеса транспортного средства 1988
  • Сибогатов Валерий Михайлович
  • Семиков Виктор Георгиевич
SU1676843A1
Механизм розыска "раза" к ткацкому станку 1987
  • Шумов Георгий Васильевич
  • Васильев Николай Никифорович
  • Романов Александр Васильевич
SU1509438A1
ДВУХСКОРОСТНОЙ ПРИВОД ХОДА ДОРОЖНОЙ МАШИНЫ 1992
  • Самуйлов Виктор Андреевич
RU2025307C1
Мотор-колесо транспортного средства 1988
  • Заричный Игорь Феодосьевич
  • Паренчик Геннадий Иванович
  • Пиндус Ярослав Семенович
SU1556940A2
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ГРЕЙФЕР 1999
  • Головань В.Э.
RU2165386C2
БЕССТУПЕНЧАТЫЙ ПРИВОД АВТОМОБИЛЯ 1995
  • Бубнов Марк Петрович
RU2086430C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 772 004 A1

Реферат патента 1992 года Мотор-колесо

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в мотор-колесах транспортных средств. Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение работоспособности мотор-колеса. Мотор-колесо, у которого на одной из боковых поверхностей подвижной солнечной шестерни, выполнены кулачки соединительной муфты, а на противоположной - дополнительная цилиндрическая поверхность, расположенная со- осно с валом редуктора, на которой выполнены фигурные пазы для взаимодействия с радиальными выступами поворотного валика, подпружиненного относительно солнечной шестерни. 3 ил.

Формула изобретения SU 1 772 004 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1772004A1

Мотор-колесо транспортного средства 1987
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Кандрусев Игорь Иванович
  • Белькович Александр Сергеевич
  • Лукерчик Леонид Михайлович
  • Особов Вадим Ильич
  • Комяк Игорь Михайлович
  • Кузьмин Михаил Дмитриевич
  • Довнар Олег Игоревич
SU1497071A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 772 004 A1

Авторы

Скойбеда Анатолий Тихонович

Шуринов Валентин Алексеевич

Иоффе Марк Павлович

Белькович Александр Семенович

Зенькович Адам Адамович

Безмен Олег Вадимович

Ничипорчик Николай Константинович

Даты

1992-10-30Публикация

1991-01-03Подача