Изобретение относится к транспортным игрушкам, а именно к движителям игрушек типа вездеход.
Цель изобретения - расширение игровых возможностей при повышении проходимости.
Поставленная цель достигается тем, что в известном движителе транспортной игрушки на каждой оси с шестерней установлен дополнительный кулачок, причем точка пересечения хорд сегментов кулачка и дополнительного кулачка расположена на продольной оси с шестерней, а кулачок и дополнительный кулачок установлены симметрично относительно оси с шестерней.
На фиг. 1 изображен предлагаемый движитель; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.З, 4 - формы движителя при изменении мест расположений кулачков в нем; на фиг.5 - форма движителя в виде гребного колеса; на фиг.6, 7, 8 - след форм движителя на фиг.1, 3, 4 на опорной поверхности соответственно.
Движитель транспортной игрушки состоит из связанного с электродвигателем вала 1, на котором с возможностью свободного вращения установлена крестовина 2, неподвижно закреплено центральное зубчатое колесо 3 и установлены с возможностью продольного перемещения на шпонке полумуфта 4, имеющая храповые зубья с направлением, противоположным направлению зубьев на торце ступицы крестовины 2, упорная шайба 5 и пружина 6. В радиальных лучах крестовины 2 на резьбе закреплены оси 7, на которых с возможностью свободного вращения установлены шестерни 8, взаимодействующие с зубчатым колесом 3, кулачки 9 и дополнительные кулачки 10, втулки 11. Кулачки 9 и 10 в профильной проекции представляют собой два симметричных относительно хорды сегмента круга, а точка пересечения хорд сегментов кулачка 9 и дополнительного кулачка 10 расположена на продольной оси с шестерней, причем кулачок 9 и дополнительный кулачок 10 установлены симметрично относительно оси с
-XI XJ
СЛ
jhO ICO
шестерней. Кулачки 9 и 10 через втулки 11 соединяются с шестернями 8 креплением типа крестообразный шип - паз.
Для более равномерного распределения нагрузок на движитель на концы осей 7, имеющих буртики и продольные пазы, установлена крестовина 12. Продольные пазы в осях 7 позволяют крепить крестовину без дополнительных элементов. На оси 13, закрепленной в корпусе транспортного средства, установлена собачка 14, взаимодействующая с крестовиной 2, причем собачка 14 одним плечом взаимодействует с толкателем 15. В исходном положении кулачки 9 и 10 расположены таким образом, что наружные их контуры в профильной проекции составляю окружность, как показано на фиг.2.
Движитель работает следующим образом.
Режим движения в форме круглого (в профиль) колеса, При движении исходной формы колеса полумуфта 4 своими зубьями входит в зацепление с зубьями на ступице крестовины 2. Вращение с вала 1 передается на крестовину 2, шестерни 8 при этом не вращаются. Крестовина 2 свободно проворачивается под собачкой 14. Толкатель 15 отведен в крайнее положение, и не взаимодействует с собачкой 14.
Режим движения на некруглых колесах (на кулачках). При реверсировании с электродвигателя полумуфта 4 выходит из зацепления с зубьями на ступице крестовины 2, вращение при этом передается с вала 1 и зубчатого колеса 3 на шестерни,кулачки 9 и 10 при этом вращаются, а положение крестовины 2 фиксируется собачкой 14. Движитель катится на нижних кулачках 9 и 10, верхние кулачки вращаются в холостую.
Поворот транспортного средства, Нажав на толкатель 15, перемещают одно из плеч собачки 14, что приводит к повороту собачки 14 вокруг оси 13 и перемещению другого плеча собачки 14 от лучей крестовины 2. Затем включают электродвигатель в направлении движения, соответствующем движению на некруглых колесах. Второй движитель с ненажатым толкателем 15 будет катиться на нижних кулачках 9 и 10.
Движитель с нажатым толкателем будет осуществлять следующее движение.
При вращении вала 1 и опоре движителя на одну пару состоящую из кулачка 9 и кулачка 10 не происходит поворота этой пары кулачков, а крестовина 2, поворачиваясь в противоположную сторону вращения вала 1 на шарнире кулачков 9 и 10, будет опускаться до тех пор, пока другая пара кулачков 9 и 10 не начнет контактировать с
опорной поверхностью. Поскольку угол между опорной парой кулачков 9 и 10 и крестовиной 2 будет изменяться, то благодаря одинаковой зубчатой связи между кулачками 9 и 10 и зубчатым колесом 3 все остальные кулачки 9 и 10 также будут изменять свое угловое положение относительно крестовины 2, причем относительно нее будут вращаться в противоположную сторону.
0К моменту поворота крестовины приблизительно на 25-30° передняя пара кулачков 9 и 10 расположится перпендикулярно опорной поверхности и упрется в нее своим острым участком. Поскольку она вращается в
5 противоположную сторону относительно крестовины 2, то дальнейшее движение крестовины 2 вперед прекратится и начнется ее движение назад с дальнейшим опусканием вала 1 транспортного средства. После пере0 катки движителя на первую пару кулачков 9 и 10 цикл повторяется.
Таким образом происходит подъем и опускание транспортного средства с раскачкой его вперед и назад.
5Противоположный движитель осуществляет поворот транспортного средств относительно движителя с поднятой собачкой 14.
Холостой ход. Нажав на оба толкателя 15, поднимают плечи собачек 14 отводя их
0 от лучей крестовины 2.
Оба движителя вращаются вышеописанным образом, транспортное средство стоит на месте,
Режим движения по воде. Снимают ку5 лачки 9 с осей 7 и устанавливают их на эти же оси 7 с поворотом на 90° или устанавливают их на другие оси 7 без поворота с получением формы гребного колеса (фиг.5). Включаютдвижитель в режиме круглого
0 колеса. Движитель будет вращаться и выполнять функцию гребного колеса. Описание работы движителя выполнено из условия того, что при переходе из движения на некруглых колесах (на кулачках) на дви5. жение в форме круглого колеса, движитель автоматически принимает первоначальную форму, т.е. круглого колеса или если была форма гребного колеса то эту форму,
Такое условие обеспечивается напри0 мер при соотношении чисел зубьев на зубчатом колесе 3 и зубьев на шестерне 8, равном 2:1. Скорость движения транспортного средства при этом на некруглых колесах и в форме круглого колеса одинакова.
5Движитель можно выполнять и с другими соотношениями чисел зубчатых колес и шестерен, при котором он будет автоматически принимать форму гребного колеса и различные промежуточные формы между круглым колесом и гребным колесом, а также иметь различную скорость при движении на некруглых колесах и в форме круглого колеса. Кулачки 9 и 10 в таком случае необходимо выполнять из эластичного материала, например резины, для снижения ударных нагрузок, возникающих при движении движителя по суше в колесном режиме (в форме гребного колеса), т.к. движитель переступает с острой кромки на острую кромку с ударом, наибольшим при форме гребного колеса. Такой движитель легко преодолевает уступы, высотой порядка 2/3 диаметра колеса первоначальной круглой формы. Различные первоначальные формы (фиг. 1,3.4,5) получают различной установ- кой пар кулачков 9 и 10 на осях 7. Полученные модификации движителя имеют повышенную проходимость, так как обкатка движителя по опорной поверхности происходит по двум синусоидам, а не по одной и при этом габарит движителя не увеличен.
При выполнении кулачков 9 и 10 под углом 90° друг к другу траектория обкатки будет состоять из полуокружностей или их частей. Траектория обкатки различных мо- дификаций движителя по опорной поверхности в форме колеса представляет дополнительный интерес. Использование
движителя позволит увеличить разнообразие игрушечных транспортных средств, расширит игровые возможности при повышении проходимости.
Формула изобретения 1. Движитель, содержащий установленные на соединенном с приводом валу зубчатое колесо и крестовину с осями, свободно смонтированные на осях шестерни, установленные на осях под углом к ним и соеди- ненные с шестернями посредством разъемного соединения кулачки, профиль каждого из которых имеет форму двух симметричных относительно хорды сегментов круга, зубчатую муфту и храповой механизм, отличающийся тем, что, с целью расширения игровых возможностей при повышении проходимости, на каждой оси с шестерней установлен дополнительный кулачок.
2.Движитель поп.1,отличающий- с я тем, что точка пересечения хорд сегментов кулачка и дополнительного кулачка расположена на продольной оси оси с шестерней.
3.Движитель по пп.1 и 2, о т л и ч а ю- щ и и с я тем, что кулачок и дополнительный кулачок установлены симметрично относительно оси с шестерней.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Движитель транспортной игрушки | 1980 |
|
SU1018659A1 |
Движитель транспортной игрушки | 1979 |
|
SU867387A1 |
Движитель транспортной игрушки | 1987 |
|
SU1526713A1 |
"Движитель "Элликс" | 1990 |
|
SU1747115A1 |
Транспортное средство | 2017 |
|
RU2660185C1 |
Механизм самопередвижения зерноочистительных и погрузочных машин | 1981 |
|
SU1231306A1 |
Движитель транспортного средства | 1981 |
|
SU1044541A1 |
Командоаппарат для управления исполнительными механизмами станков | 1977 |
|
SU739506A1 |
Устройство для заточки диффузионных ножей | 1975 |
|
SU740480A1 |
Коробка передач | 1990 |
|
SU1753104A1 |
Использование: в транспортных игрушках. Сущность изобретения: движитель транспортной игрушки содержит соединенный с электродвигателем вал 1 с зубчатым колесом 3 и крестовиной 2, в радиальных лучах которой закреплены оси 7 с установленными на каждой из них с возможностью свободного вращения шестерней 8, кулачком 9 и дополнительным кулачком 10. Профиль каждого основного 9 и дополнительного 10 кулачка имеет форму двух, симметричных относительно хорды, сегментов круга, при этом точка пересечения хорд сегментов основного 9 и дополнительного 10 кулачков расположена на продольной оси 7. 2 з.п.ф-лы. 8 ил.
7/777/
&US i
А-А
Фиг. 2
-rf / 11if)i
1775123
ti
Фиг.3
фиг. 5
Фиг. 6
Фиг.7
Фиг. 8
Движитель транспортной игрушки | 1980 |
|
SU1018659A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1992-11-15—Публикация
1990-06-11—Подача