Изобретение относится к машинострбе- нию, в частности к узлам трения, работающим в абразивных средах.
Известен подшипник скольжения, содержащий полый металлический корпус, внутреннюю металлическую обойму и расположенный между ними вкладыш из прессованной древесины с радиальным расположением волокон, пропитанный антифрикционным веществом.
Недостатком подшипника является низкая долговечность при работе в абразивной среде.
Наиболее близким из известных является подшипник скольжения, включающий
втулку из пропитанной антифрикционным веществом прессованной древесины с па- диальным расположенном волокон и охватывающий втулку металлический корпус.
Недостатком подшипника является недолговечность при работе в абразивной среде, т.к. частицы абразива, попадая в зону трения, внедряются во втулку из прессованной древесины, как имеющую меньшую твердость по сравнению с металлом и интенсивно изнашивают контртело (вал). Твердость стали составляет HRC 50-60, прессованной древесины - до HRC 12-22.
Цель изобретения - повышение долговечности подшипникового узла.
Х| 00
05
СО
Указанная цель достигается тем, что о подшипниковом узле, содержащем установленный на валу подшипник скольжения, включающий втулку из пропитанной антифрикционным веществом прессованной древесины с радиальным расположением волокон и охватывающий втулку корпус, концентрично установлена дополнительная втулка из прессованной древесины с продольным расположением волокон, жестко закрепленная на полом металлическом сердечнике, установленном на валу с натягом.
На фиг.1 изображен подшипниковый узел скольжения, разрез; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.З - фрагмент I подшипникового узла фиг,1 (увеличено).
Узел состоит из втулки 1, выполненной из пропитан ной твердой смазкой прессованной древесины с радиальным расположением волокон, запрессованной в корпус 2, и установленную концентрично дополнительную втулку 3, выполненную из прессованной древесины с продольным расположением волокон, жестко закрепленную на полом металлическом сердечнике 4. Сердечник 4 устанавливается на валу 5 с натягом. Сбоку подшипник закрывается крышкой 6. Втулка 1 пропитывается твердой смазкой, например, суспензией дисульфида молибдена в церезине.
Отличительной особенностью подшипникового узла является то, что трение происходит между внутренней поверхностью втулки 1 и внешней поверхностью втулки 3, выполненных из прессованной древесины, т.к. втулка 1 жестко фиксирована в корпусе 2, а втулка 3 - на сердечнике 4.
Подшипник работает следующим образом. При попадании в зону трения между втулкой 1 и втулкой 3 абразивных частиц они внедряются в древесину обеих втулок. Твердость прессованной древесины вдоль волокон (наторец)равна HRC 20- 22,т.е. такой бу - деттвердость поверхности втулки 1. Твердость прессованной древесины поперек волокон
равна HRC 14-16 и это будет твердость поверхности втулки 3. Вследствие этого частицы абразива (например, корунд) в первую очередь внедряются между волокнами древесины дополнительной втулки 3 и лишь наиболее мелкие, диаметр которых соизмерим с размерами полостей клеток, внедряются в древесину втулки 1. Схематично это изобра- жено на фиг.З. Таким образом, трение происходит не столько между древесиной втулок 1 и 3, сколько между слоями абразива на поверхности этих втулок. Коэффициент сухого трения древесина - древесина и древесина - абразив довольно велик и равен
0,7-0,8. Для снижения коэффициента трения до 0,15-0,2 втулку 1 наполняют твердой смазкой.
В процессе эксплуатации подшипникового узла в абразивной среде по мере износа происходит замещение внедренных частиц абразива новыми и равномерный износ контактирующих поверхностей втулок 1 и 3 в течение длительного времени. Вал при этом не изнашивается. Подшипниковый
узел данной конструкции может работать практически в любых абразивных средах, и по сравнению с известным подшипником срок службы узла трения повышается раз.
Формула изобретения Подшипниковый узел, содержащий установленный на валу подшипник скольжения, включающий втулку из пропитанной
антифрикционным веществом прессованной древесины с радиальным расположением волокон и охватывающий втулку корпус, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности при работе в абразивной среде, подшипник содержит установленную концентрично дополнительную втулку из прессованной древесины с продольным расположением волокон, жестко закрепленную на полом металлическом сердечнике, установленном на валу с натягом.
А-А
J
Фиг2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подшипник скольжения | 1991 |
|
SU1788353A1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2013 |
|
RU2539022C1 |
УЗЕЛ ТРЕНИЯ С РАДИАЛЬНО-ОСЕВЫМ ПОДШИПНИКОМ ИЗ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ДРЕВЕСИНЫ | 2000 |
|
RU2222724C2 |
Подшипник скольжения | 1982 |
|
SU1110952A1 |
Устройство для изготовления подшипников скольжения из модифицированной древесины | 1987 |
|
SU1428575A1 |
РОЛИК КОНВЕЙЕРНЫЙ | 2003 |
|
RU2265567C2 |
УЗЕЛ ТРЕНИЯ С ПОДШИПНИКОМ ИЗ ПРЕССОВАННОЙ ДРЕВЕСИНЫ | 2011 |
|
RU2462626C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2018 |
|
RU2727301C2 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2005 |
|
RU2286489C1 |
БУРОВОЕ ШАРОШЕЧНОЕ ДОЛОТО (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2437998C1 |
Использование: узлы трения, работающие-в абразивных средах. Сущность изобретения: в корпусе запрессована втулка из пропитанной твердой смазкой прессованной древесины с радиальным расположением волокон. Концентрично установлена дополнительная втулка из прессованной древесины с продольным расположением волокон. Дополнительная втулка жестко закреплена па полом металлическом сердечнике, установленном на валу с натягом. При работе подшипникового узла взаимодействуют внутренняя поверхность втулки с ради- альным расположением волокон и наружная поверхность дополнительной втулки с продольным расположением волокон. Частицы абразива, попадающие в зону трения, внедряются во взаимодействующие поверхности втулок и трение происходит между слоями абразива в присутствии смазки. Вал при этом не изнашивается, повышается долговечность узла при работе в абразивной среде. 3 ил. k/ t
Фиг.
Фие.Ъ
Подшипник скольжения | 1989 |
|
SU1636609A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Семенов А.П | |||
и др | |||
Метзлло-фторопла- стовые подшипники | |||
М.; Машиностроение, 1975, стр | |||
Крутильная машина для веревок и проч. | 1922 |
|
SU143A1 |
Подшипник скольжения | 1979 |
|
SU926397A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-12-23—Публикация
1991-04-01—Подача