Подшипник скольжения Советский патент 1993 года по МПК F16C17/12 

Описание патента на изобретение SU1788353A1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения машин.

Известен подшипник скольжения, состоящий из корпуса и втулки, выполненной из прессованной древесины с радиальным расположением волокон переменной плотности, пропитанной смазкой

Недостатком подшипника является невысокая долговечность вследствие низкой теплопроводности прессованной древесины. В процессе эксплуатации, особенно при больших скоростях, температура в зоне трения стремительно растет, происходит терморазложение древесины и подшипник выходит из строя.

Наиболее близким из известных является подшипник скольжения, содержащий корпус, вкладыши в виде сегментов из прессованной древесины.с радиальным расположением волокон, резервуар для смазки,

размещенные в нем теплопроводные, элементы, в полостях которых находится газо- рбразующее вещество - гидрокарбонат кальция.. .

Недостатком подшипника является то, что при разложении гидрокарбоната кальция выделяется углекислый газ, корродиру- ющий вал. Кроме того, в присутствии масла поверхность древесины размягчается, ее твердость падает и, следовательно, снижается износостойкость.

Цель изобретения - увеличение долговечности подшипника.

Это достигается тем, что в подшипнике; содержащем корпус, установленную в нем втулку из сегментов прессованной древесины с радиальным расположением волокон, емкость с жидкой смазкой и газообразующее вещество, древесина втулки содержит карбамид, силикат натрия, в качестве газообразующего вещества - нитрит аммония, а

00

с

VJ

со со со ел

СО

между втулкой и корпусом установлена обойма из пористого металла, соединенная с емкостью охлаждающей жидкости.

Известен подшипник скольжения, в котором между не приводящим жидкость антифрикционным слоем и корпусом расположена обойма из пористого металла, соединенная с емкостью для охлаждающей жидкости.

В этом подшипнике обойма из пористого металла выпрлняеттеплоотводящую роль за счет прокачки охлаждающей жидкости, подводимой через циркуляционные каналы. В предлагаемом подшипнике обойма из пористого металла служит не только для прокачки охлаждающей жидкости, но и выполняет конструкционную роль, т.е. фиксирует размеры втулки из прессованной древесины. Кроме того, эффективность охлаждения зоны трения в подшипнике невы- сока из-за того, что теплоотвод осуществляется за счет подачи холодной охлаждающей жидкости и удаления горячей охлаждающей жидкости практически без ее испарения. .

В предлагаемом подшипнике рабочий слой выполнен из ориентированного капиллярно-пористого антифрикционного материала, каким является прессованная древесина с радиальным расположением волокон переменной плотности по поперечному сечению. Такая конструкция рабочего слоя в условиях непрерывной подачи охлаждающей жидкости обеспечивает эффективное теплорассеивание в зоне трения за счет фазового превращения мельчайших частиц охлаждающей жидкости в пар. При этом резко снижается температура в узле за счет поглощения тепловой энергии.в процессе фазового перехода. Коэффициент теплопередачи в случае перехода жидкости в пар на два порядка (в сто раз) выше коэффициента теплопередачи любой смазки.

Применение газообразующих веществ в подшипниках скольжения известно.

Однако применение в качестве газообразующего вещества нитрита аммония неизвестно. Между тем, при разложении нитрита аммония образуются вода и азот. Газообразный азот в отличие от других газов не корродирует поверхность трения.

Известно применение карбамида (мочевины) для пластификации древесины, но ч предлагаемом способе карбамид применяется для повышения термостойкости древесного вещества. Силикат натрия в деревообработке используют преимущественно для огнезащитных покрытий древесины. В предлагаемом подшипнике силикат натрия используется для придания жесткости волокнам древесины в условиях размягчающего действия жидкостей и высоких температур. ..

На чертеже изображён подшипник

скольжения, продольный разрез.

Подшипник состоит из корпуса 1, в котором размещена обойма 2 из пористого металла, например бронзо-графитового материала или губчатого медного порошка. В

обойму 2 установлена втулка 3 из прессованной древесины с радиальным расположением волокон. Обойма 2 посредством трубопровода 4 соединена с емкостью для охлаждающей жидкости 5. Втулка 3 плотно

охватывает вал 6. Для предохранения втулки 3 от разбухания к корпусу 1 крепится крышка 7. Втулка 3 перед запрессовкой пропитывается под давлением раствором, состоящим из 40% воды, 20% карбамида

NH2CONH2,30% нитрита аммония NH-qNOa и 10% жидкого стекла №2$Юз пН20, после чего высушивается до влажности 2-3% при температуре не выше 60°С.

Подшипник работает следующим образом. .. Емкость 5 заполняется жидкой смазкой или смазывающе-охлаждающей жидкостью. По трубопроводу 4 охлаждающая жидкость заполняет пористую систему обойму 2 и через капилляры втулки 3 поступает в зону трения вала 6 и втулки 3 по всему пятну контакта. В процессе вращения испарение охлаждающей жидкости увеличивается и по закону равновесия усиливается приток жидкости в зону трения, что позволяет поддер- . живать температуру в зоне трения постоянной. Понижение температуры происходит за счет фазового перехода жидко- . стй в пар. При этом стабилизируется низкий

коэффициент трения (0,08-0,11). При увеличении скорости вращения количества испа- ряемой жидкости недостаточно, температура в зоне трения растет и начинается разложение нитрита аммония:

45

Г NH4N02 - N2+2H20.

Выделяющийся азот увеличивает подпор жидкости в зоне трения на всем пятне контакта и создает дополнительный паровой клин, не корридйруя вал. В этих условиях при наличии высокой температуры и пара твердость и прочность прессованной древесины снижается в 2-3 раза. Чтобы этого не

произошло в древесине присутствует силикат натрия, придающий древесине жесткость и не допускающий смятия волокон древесины под действием нагрузки. В условиях высоких температур в зоне пятна контакта 140-200°С происходит терморазложение древесины. Наличие карбамида предохраняет древесину от влияния высоких температур свыше 150°С, т.к. для.его разложения требуется значительное количество энергии. Таким образом, расширяется диапазон применения прессованной древесины как подшипникового материала. Подшипники данной конструкции могут длительное время устойчиво работать при больших оборотах (до 3000 об/мин). Так, при эксплуатации подшипников из прессованной древесины при скоростях вращения свыше 1 м/с срок службы не превышает 2000 ч, Срок службы предложенного подшипника при скорости 5-6 м/с составляет 16002000ч.

0

5

Формула изобретения Подшипник скольжения, содержащий корпус, установленную в нем втулку из сегментов прессованной древесины с радиальным расположением волокон, емкость с охлаждающей жидкостью и газообразующее вещество, отличающийся тем, что, с целью увеличения долговечности, древесина втулки содержит карбамид, силикат натрия и упомянутое газообразующее вещество, выполненное в виде нитрата аммония, а между втулкой и корпусом установлена обойме из пористого металла, поры которой сообщаются с емкостью для охлаждающей жидкости.

Похожие патенты SU1788353A1

название год авторы номер документа
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2013
  • Шамаев Владимир Александрович
  • Медведев Илья Николаевич
  • Галаворян Рубик Амборцумович
  • Манаев Василий Анатольевич
RU2539022C1
Подшипниковый узел 1991
  • Шамаев Владимир Александрович
  • Гаврилов Геннадий Константинович
  • Шамаев Олег Владимирович
SU1783184A1
Подшипник скольжения 1982
  • Шамаев Владимир Александрович
  • Цыхманов Михаил Владимирович
  • Шамаев Александр Андреевич
  • Винник Николай Иосифович
SU1110952A1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 1973
  • Авторы Изобретени Б. И. Купчинов, В. А. Белый, А. И. Свириденок А. П. Нешик Витель Институт Механики Металлополимерных Систем Белорусской Сср
SU388141A1
УЗЕЛ ТРЕНИЯ С ПОДШИПНИКОМ ИЗ ПРЕССОВАННОЙ ДРЕВЕСИНЫ 2011
  • Аксенов Алексей Александрович
  • Винник Николай Иосифович
  • Свиридов Леонид Тимофеевич
RU2462626C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2018
  • Пыриков Павел Геннадьевич
  • Памфилов Евгений Анатольевич
  • Пилюшина Галина Анатольевна
  • Данилюк Алексей Яковлевич
RU2727301C2
УЗЕЛ ТРЕНИЯ С РАДИАЛЬНО-ОСЕВЫМ ПОДШИПНИКОМ ИЗ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ДРЕВЕСИНЫ 2000
  • Винник Н.И.
  • Свиридов Л.Т.
  • Поляков Н.В.
  • Аксенов А.А.
  • Мильцын А.Н.
RU2222724C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВТУЛОК ИЗ ДРЕВЕСИНЫ 1992
  • Самодуров Иван Серафимович
RU2041805C1
СПОСОБ МОДИФИКАЦИИ ДРЕВЕСИНЫ 2006
  • Шамаев Владимир Александрович
  • Уэльский Анатолий Адамович
  • Гребенников Александр Васильевич
  • Стороженко Павел Аркадьевич
  • Рахманов Владимир Геннадьевич
RU2339505C2
Устройство для изготовления подшипников скольжения из модифицированной древесины 1987
  • Шамаев Владимир Александрович
  • Цыхманов Михаил Владимирович
  • Шамаев Александр Андреевич
  • Джабаров Рауф Джавадович
  • Мардиян Рачик Гагикович
SU1428575A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 788 353 A1

Реферат патента 1993 года Подшипник скольжения

Использование: узлы трения машин и механизмов. Сущность изобретения: в корпусе подшипника скольжения размещена обойма из пористого мета лла, соединенная с емкостью для охлаждающей жидкости. В обойме установлена втулка из прессованной древесины с радиальным расположением волокон. Древесина втулки пропитана раствором, содержащим карбамид, силикат натрия и нитрит аммония. При увеличении температуры в зоне трения нитрит аммония разлагается. Выделяющийся при этом азот увеличивает количество поступающей в зону трения охлаждающей жидкости. Силикат натрия обеспечивает сохранение механических свойств прессованной древесины втул- KVI, а карбамид предотвращает ее терморазложение. 1 ил,

Формула изобретения SU 1 788 353 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1788353A1

ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 0
  • Авторы Изобретени Б. И. Купчинов, В. А. Белый, А. И. Свириденок А. П. Нешик Витель Институт Механики Металлополимерных Систем Белорусской Сср
SU388141A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 788 353 A1

Авторы

Шамаев Владимир Александрович

Белокуров Владимир Петрович

Гаврилов Геннадий Константинович

Белокуров Сергей Владимирович

Даты

1993-01-15Публикация

1991-04-01Подача