контакта кнопки Пуск, одни выводы катушек первого и второго контакторов подключены к одним выводам размыкающих контактов противоположных контакторов соответственно, другой вывод катушки первого контактора подключен к первому выводу первого элемента задержки, одни выводы трех силовых контактов первого контактора подключены к концам фаз ста- торной обмотки электродвигателя, другие их выводы объединены в обидою точку, одни выводы трех силовых контактов второго контактора предназначены для подключены к фазам источника питания, другие их выводы подключены к концам фаз статорной обмотки соответственно, введены тре тий контактор с катушкой, с тремя силовыми и двумя замыкающими контактами, сирена с катушкой, второй элемент задержки с двумя выводами, а первый контактор снабжен замыкающим контактом, другой вывод замыкающего контакта кнопки Пуск подключен к другому выводу размыкающего контакта второго контактора и через включенные последовательно размыкающие контакты кнопки Пуск и первые замыкающие контакты третьего контактора соединен со вторым выводом первого элемента задержки, параллельно замыкающим контактам кнопки Пуск подсоединены последовательно включенные балластное сопротивление и первый замыкающий контакт первого контактора, другой вывод кнопки Стоп подключен к одним выводам вторых замыкающих контактов первого и третьего контакторов, другие выводы которых подключены соответственно к одному выводу катушки сирены и к другому выводу размыкающего контакта первого контактора, другой вывод катушки сирены подключен к одному выводу катушки третьего контактора, другой вывод которой подключен другим выводам катушек первого и вто- ; рого контакторов; выводы катушки сирены соединены с двумя выводами второго элемента задержки соответственно, одни выводы трех силовых контактов третьего контактора предназначены для подключения к фазам источив ййтанйя; другие выводы подключены к началам фаз статарной обмотки.
С целью повышения надежности и эф- фекти внбсти1 пуска, в электропривод введено токовое реле с катушкой и с размыкающим контактом, включенным поел едовательй о с замыкающим контактом третьего кон актора и первым элементом задержки, катушка токового реле включена между одной из фаз источника питания 16 и соответствующей фазой статорной обмотки.
Схема электропривода приведена на чертеже.
Электропривод содержит трехфазный асинхронный электродвигатель 1, первый
контактор с катушкой 2, с тремя силовыми 3 и с замыкающим 4 и размыкающим 5 контактами, второй контактор с катушкой 6, тремя силовыми Тис размыкающим 8 контактами, первый элемент задержки 9 с дву0 мя выводами 10, 11, кнопку Пуск, выполненную в виде размыкающего 12 и размыкающего 13 контактов, балластное сопротивление 14, кнопку Стоп 15,один вывод которой снабжен зажимом для
5 подключения к одной фазе источника питания 16, другой вывод кнопки Стоп 15 подключен к одному выводу замыкающего контакта 13 кнопки Пуск, одни выводы катушек первого 2 и второго контакторов под0 ключены к одним выводам размыкающих контактов 5, 8 противоположных контакторов соответственно, другой вывод катушки 2 первого контактора подключен к первому выводу 10 первого элемента задержки 9,
5 одни выводы трех силовых контактов 3 первого контактора 2 подключены к концам фаз статорной обмотки, другие их выводы объединены в общую точку, одни выводы трех .силовых контактов 7 второго контактора
0 предназначены для подключения к фазам источника питания 16, другие их выводы подключены к концам фаз статорной обмотки электродвигателя 1, третий контактор с катушкой 17, с тремя силовыми 18 и с двумя
5 замыкающими контактами 19, 20 сирена с катушкой 21, второй элемент задержки 22 с двумя выводами- 23, 24, первый контактор снабжен вторым замыкающим контактом 25, другой вывод замыкающего контакта 13
0 кнопки Пуск подключен к другому выводу размыкающего контакта 8 второго контактора и через включенные последовательно размыкающие контакты 12 кнопки Пуск и первые замыкающие контакты 19 третьего
5 контактора 17 соединен со вторым выводом 11 первого элемента задержки, параллельно замыкающим контактам 13 кнопки Пуск подсоединены последовательно включенные балластное сопротивление 14 и
0 первый замыкающий контакт 4 первого контактора, другой вывод кнопки Стоп 15 под- ключен к одним выводам вторых замыкающих контактов 4, 25 первого и третьего 20 контакторов, другие выводы ко5 торых подключены соответственно к одному выводу катушки сирены 21 и к другому выводу размыкающего контакта 5 первого контактора, другой вывод катушки сирены 21 подключен к одному выводу катушки 17 третьего контактора, другой вывод которой
подключен к другим выводам катушек первого 2 и второго 6 контакторов, выводы катушки сирены 21 с двумя выводами второго элемента задержки 22 соответственно, одни выводы трех силовых контактов 18 треть- 5 его контактора предназначены для подключения к фазам источника питания 16, другие выводы подключены к началам фаз статорной обмотки электродвигателя 1, токовое реле с катушкой 26 и с размыкаю- 10 щим контактом 27, включенным последовательно с замыкающим контактом 19 третьего контактора и первым элементом задержки 9, катушка 26 токового реле вклю чена между одной из фаз источника питания 15 16 и соответствующей фазой статорной об- мотки электродвигателя 1.
Обмотки асинхронного электродвигателя 1 подключаются через силовые контакты 3 и 18 соответственно первого 2 и третьего 20 17 контакторов к клеммам трехфазной сети 16 по схеме звезда, а через силовые контакты 18 и 7 третьего 17 и второго 6 контакторов по схеме треугольник, т.е. первоначально на пониженное, а затем но- 25 минальное напряжение обмоток. Одни выводы всех трех контакторов подключены к нулевому выводу 28, соединенному с сетью. В качестве токового реле могут быть использованы электромагнитные, электронные и 30 другие реле.
Электропривод работает следующим образом. При замыкании;кнопки 13 ток проходит через контакты 8 и катушку 2, и срабатывает первый контактор. Замыкающими 35 контактами 4 этого контактора катушка 2 подключается к сети через балластное сопротивление 14, например, резистор. Значение сопротивления резистора 14 и катушки 2 и подобраны таким образом, что- 40 бы основная часть напряжения сети падала на катушке 2 контактора и он удерживался включенным. Силовыми контактами 3 контактора 2 одни выводы статорных обмоток электродвигателя соединяются вместе. Од- 45 повременно замыкаются контакты.25 первого контактора, и через катушку 17 выключенного третьего контактора к клеммам сети 16, 28 подключается сирена 21, сигнализирующая о подготовке к включе- 50 нию электродвигателя 1. Пусковой ток контактора почти на порядок превышает ток сирены, поэтому основная часть напряжения питания падает на катушке сирены, и контактор 17 самостоятельно не выключает- 55 ся.
За счет падения напряжения на катушке 21 сирены под действием тока, выпрям- . ленного нижним левым диодом моста 41 второго элемента задержки, через резисторы 44 и 46 начинает заряжаться конденсатор 45 времязадающего RC-контура. и через резистор 48, ограничивающий напряжение на базах ОПТ 43 и резисторах 47, 49, заряжается конденсатор 51. Через выдержку времени, определяющую время звучания сирены, как только напряжение на конденсаторе 45 достигнет напряжения отпирания ОПТ 43, последний открывается. Конденсатор 45 через ОПТ 43 и резистор 47 разряжается на переход катод-управляющий электрод тиристора 42, и последний открывается. Тиристор 42 шунтирует катушку 21 сирены. При этом через замкнутые контакты 25 первого контактора, диодный мост41 .зашун- тированный через резистор 46 открытым ти- рйстором42 и катушку 17третьего контактора протекает ток, вызывающий включение третьего контактора. Силовые контакты 18 третьего контактора вместе с ранее включенными контактами 3 первого контактора подключаютстаторные обмотки, электродвигателя 1 к трехфазной сети в пусковой режим, например, по схеме звезда или на.нижнюю скорость. В момент отпирания тиристора 42 под действием падения напряжения на резисторе 46 за счет тока включения контактора 17 через диод 50 заряжается конденсатор 52, который разряжается на цепь управления тиристора 42, поддерживая его открытым при переходе напряжения на выходе моста 41 через нуль в течение времени включения контактора 17. После срабатывания контактора 17 его контакты 20 замыкаются, шунтируя сирену 21 и обеспечивая удержание контактора 17 во включенном положении и подсоединение других выводов статорных обмоток электродвигателя 1 к трем фазам сети.
Статорные обмотки электродвигателя 1 подключаются к сети по схеме звезда, т.е. на пониженное напряжение, и происходит его запуск. Одновременно замыкаются контакты 19 контактора 17. Контакты 19 и 27 до срабатывания токового реле могут незначительное время находиться во включенном состоянии, но так как они подключены параллельно обмотке контактора 2 через вход диодного моста 29 выключенного элемента задержки, то катушка контактора 2 не шунтируется, и контактор остается включенным. Под действием пускового тока электродвигателя срабатывает токовое реле 26, и его контакты 27 размыкаются, прежде чем успевает сработать элемент задержки, состоящий из диодного моста 29, тиристора 30 и других элементов. Когда ток статорных обмоток электродвигателя 1 снизится до номинального значения,контакты 27 токового реле 26 замкнутся. В этом случае через контакты 27 и замкнутые контакты 19 третьего контактора параллельно катушке 1 первого контактора подключается первый элемент задержки, составленный диодным мостом 29 и другими элементами. Через контакты 12 и 19, резистор 32 и один из диодов моста 29 заряжается конденсатор 33 до порога отпирания ОПТ 31. Через интервал времени, необходимый для исключения шунтирования катушки контактора 2 через замыкающиеся контакты 19 третьего контактора и ещё не успевшие разомкнуться контакты 27 токового реле и несколько превышающего время срабатывания токового реле, отпирается ОПТ 31 и тиристор 30. Ти- ристор 30 через диодный мост 29 шунтирует обмотку 2 первого контактора, который, размыкая силовые контакты 3, отключает друг от друга первые выводы статорных обмоток, При этом его контакты 4 размыкаются, а контакты 5 замыкаются, и через них включается второй контактор 6. Своими си-, левыми контактами 7 второй контактор подключает первые выводы .статорных обмоток электродвигателя 1 к фазам сети, и электродвигатель 1 подключается через силовые контакты 18 и 7 контакторов 17 и 6 по схеме треугольник, т.е. на номинальное напряжение обмоток. Для исключения одновременного срабатывания контактора 2 контактор 6 размыкает свои контакты 8. Процесс пуска электродвигателя заканчивается. . ; . . -; . ... - ;
Отключение электродвигателя осуществляется размыканием кнопки 15.
В первом элементе задержки, как и во втором, резистор 34, диод 38 и конденсатор 40 служат для удержания тиристора 30 в открытом положении в течение времени отключения контактора 2.
Из предложенного электропривода токовое реле 26, .27 может быть исключено. В этом случае выдержка времени первого эле- мента задержки должна определять время пуска электродвигателя, т.е. время подключения обмоток электродвигателя в звезду.
Электропривод позволяет осуществлять автоматический пуск асинхронных электродвигателей с различными условиями пуска в зависимости от требуемого значения силы пускового тока или по времени с регулировкой в широких пределах длительности предпусковой сигнализации. Устройство обеспечивает безопасность работы за счет предпусковой сигнализации, характеризуется простотой и высокой надежностью работы/так как в нем отсутствуют промежуточные реле и их контакты, обеспечивай оптимизацию режима пуска асинхронного электродвигателя.
Формула изобретения 1. Электропривод, содержащий трехфазный асинхронный электродвигатель, первый контактор с катушкой, с тремя силовыми и с замыкающим и размыкающим контактами, второй контактор с катушкой, тремя силовыми и с размыкающим контактами, первый элемент задержки с двумя выводами, кнопку Пуск, выполненную в виде
О размыкающего и замыкающего контактов, резистор, кнопку Стоп, один вывод которой снабжен зажимом для подключения к одной фазе источника питания, другой вывод кнопки Стоп подключен к одному вы5 воду замыкающего контакта кнопки Пуск, одни выводы катушек первого и второго контакторов подключены к одним выводам размыкающих контактов противоположных контакторов соответственно, другой вывод
0 катушки первого контактора подключён к первому выводу первого элемента задерж,- ки, одни выводы трех силовых контактов первого контактора подключены к концам фаз статорной обмотки, другие их выводы
5 объединены в общую точку, одни выводы трех силовых контактов второго контактора предназначены для подключения к фазам источника питания, другие их выводы подключены к концам фаз статорной обмотки
0 соответственно, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, в него введены третий контактор с катушкой, с тремя силовыми и с двумя замыкающими контактами, сирена с катушкой, второй элемент
5 задержки с двумя выводами, а первый контактор снабжен вторым замыкающим контактом, другой вывод замыкающего . контакта кнопки Пуск подключен к другому выводу размыкающего контакта второго
0 контактора, к одному выводу резистора и к одному выводу размыкающего контакта кнопки Пуск, другой вывод которой подключен к одному выводу первого замыкающего контакта третьего контактора, другой
5 вывод которого соединен с вторым выводом первого элемента задержки, другой вы.вод резистора подключен к одному выводу первого замыкающего контакта первого контактора, другой вывод которого подключен
0 к другому выводу кнопки Стоп и к одним выводам вторых замыкающих контакторов первого и третьего контакторов, другие выводы которых подключены соответственно к одному выводу катушки сирены и к другому
5 выводу размыкающего контакта первого контактора, другой вывод катушки сирены подключен к одному выводу катушки третьего контактора, другой вывод которой подключен к другим выводам катушек первого и второго контакторов, выводы катушки сирены соединены с двумя выводами второго элемента задержки соответственно, одни выводы трех силовых контактов третьего контактора предназначены для подключения к фазам источника питания, другие выводы подключены к началам фаз статорной обмотки.
2. Электропривод по п.1, о т л и ч а ю щ и й- с я тем, что, с целью повышения надежности и
эффективности пуска, в него введено токовое реле с катушкой и с размыкающим контактом, включённым между другим выводом замыкающего контакта третьего контактора и вторым выводом первого элемента задержки, катушка токового реле включена между другим выводом одного из трех силовых контактов третьего контактора и началом соответствующей фазы статорной обмотки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для управления трехфазным асинхронным электродвигателем | 1987 |
|
SU1539944A1 |
Электропривод | 1990 |
|
SU1786624A1 |
Устройство для управления асинхронным электродвигателем | 1984 |
|
SU1259457A1 |
Электропривод переменного тока | 1987 |
|
SU1598092A1 |
Устройство для торможения трехфазного асинхронного электродвигателя | 1986 |
|
SU1422348A1 |
Устройство для динамического торможения асинхронного двигателя | 1983 |
|
SU1175014A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕВЕРСИВНЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ | 1991 |
|
RU2011285C1 |
Устройство для управления асинхронным электродвигателем | 1987 |
|
SU1448379A1 |
Электропривод переменного тока со встроенным тормозом | 1986 |
|
SU1374387A1 |
Устройство для торможения противовключением трехфазного асинхронного электродвигателя | 1985 |
|
SU1283921A1 |
Авторы
Даты
1993-01-07—Публикация
1990-06-28—Подача