деформаций rid мере увеличения диаметра прокатываемого изделия, с учетом радиальной деформации заготовки между валками 1 и 2 (фиг. 1). возникает неравномерность обжатий по высоте со стороны верхнего 4 и нижнего 5 торцевых валков, следствием чего и является невыполнение профиля прокатываемого изделия по периметру со стороны верхнего или нижнего Торцевых валков. Это явление искажения правильной формы поперечного сечения вдоль периметра изделия приводит к нарушению геометрии очагов деформации в радиальном и осевом направлениях, т.е к нарушению стабильности прокатки, что, в свою очередь, ухудшает динамику процесса. В частых случаях это; явление приводит к аварийной ос-; тано в ке п роцесса прдкатки из-за подъема прокатываемого изделия в радиальном очаге деформации и выбросу его из осевого очага деформации, что увеличивает брак по прокату. В особенности это проявляется при прокатке профильных кольцевых изделий, для формирования формы поперечного .сечения которых необходимо осуществлять в процессе деформации изменения величины обжатий со стороны верхнего или нижнего т о р ц е в ы х в а л к о в, что та кж е не обеспечивается данным способом, так как в процессе прокатки отношение катающих .радиусов торцевых валков не изменяется/
Целью изобретения является, повышение качества получаемых изделий и расширение технологических возможностей.
Для этого в способе прокатки кольцевых изделий путем одновременного деформирования полой заготовки в радиальном направлении между наружным и внутренним валками и в осевом направлении между парой торцевых валков, деформацию полой заготовки в осевом направлении между торцевыми валками в процессе прокатки ведут при отношении величин катающих радиусов верхнего и нижнего валков в пределах
0,5 2,0.
Кн
Деформирование полой заготовки в осевом направлении между торцевыми валками при изготовлении изделий типа шайб осуществляют при отношении величин катающих радиусов верхнего и нижнего валков в пределах
Re
1.0
R
Ј2,0,
а при изготовлении изделий типа втулок деформирование полой заготовки в осевом направлении между торцевыми валками осуществляют при отношении величин катающих радиусов верхнего и нижнего валков в пределах
50,5 - 1,0.
Кн
В ряде случаев деформацию полой заготовки в осевом направлении между торцевыми валками в процессе прокатки осуществляют с изменением в процессе прокатки величины отношения катающих
радиусов в пределах
. . v: 0.5 sfКн
2,0.
Предлагаемый способ не может быть, реализован на известных устройствах для прокатки кольцевых изделий.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство для прокатки кольцевых изделий, содержащее станину.;укрепленный в ней приводной наружный валок, нажимной холостой внутренний валок с двухопорным креплением в суппорте, два торцевых приводных валка, смонтированные в клети , перемещаемой
в станине в радиальной плоскости прокатываёмого изделия и направляющие ролики, При этом верхний торцевой валок смонтирован в клети подвижным в направлении, параллельном осям наружного и внутреннего валков:
В указанном устройстве из-за конструктивных особенностей невозможно осуществить предлагаемый способ прокатки кольцевых изделий, так как на нем не обес- печиваются возможности, как на стадии
настройки, так и в процессе прокатки, изменения отношения величины катающих радиусов верхнего и нижнего торцевых валков, отличающегося от единицы (RB/RH 1), т.е. отсутствует возможность изменения положения хотя бы одного из торцевых валков в плоскости, параллельной плоскости прокатываемого изделия.
Для осуществления заявляемого способа в устройстве, содержащем приводной наружный валок, нажимной внутренний валок и два торцевых приводных валка, нижний из которых установлен в каретке неподвижно, а верхний выполнен подвижным в направлении, параллельном осям наружного и
внутреннего валков, хотя бы один из торцевых валков установлен с возможностью возвратно-поступательного перемещения в направлении, перпендикулярном осям наружного и внутреннего валков.
На фиг. 2 изображено устройство для осуществления предлагаемого способа; на фцг. 3, 4. 5 - схемы конкретного примера осуществления способа.
. Устройство состоит из станины 6, в ко- тоЬой стационарно смонтирован приводной валок 1, приводящийся во вращение двигателем 7 через редуктор 8; нажимного внутреннего валка 2, смонтйроваьно о в су торте 9. который снабжен силовые гид- рсцилиндром горизонтального пёрёмеще- нv я 10 относительйо наружного валка 1; центрирующих роликов 11 связанных через тя-и Т2 с гйдроцилийдром 13; клети 14, содержащей привбдйые торцевые валки 4 и 5, пр иводящиеся во вращение двигателями 15 че эез передачу 16. Клеть 14 снабжена сило- вьм гидроцилиндром 17 для перемещения ее в горизонтальной плоскости прокатывае- мсто изделия 3. Верхний торцевой валок 4 монтирован в кассете 18, перемещаемой в клети 14 в направлении, параллельном осям наружного 1 и внутреннего 2 валков посредством гидроцилиндра 19. Нижний торцевой валок 5 смонтирован в кассете 20, переме- щ.аемой в клети 14 возвратно-поступатель- нс в направлении, перпендикулярном осям наружного 1 и внутреннего 2 валков посредством гидроцилиндра 21. При этом пс ложение нижнего торцевого валка 5 от- не сительно верхнего 4 сможет быть при помощи гидроцилиндра 21 зафиксировано в заданном положении, т.е. для заданной ве- отношения катающих радиусов в пределах ; RB
1.0
RH
2,0;
III вид-кольца фасонные с профильным поперечным сечением.
На основании проведенного анализа экепёрймёйтальйых данных установлено, что при прокатке кольцевых изделий типа втулок величина отношения катающих радиусов торцевых валков должна находиться в RB
пределах 0,5 :
RH
1,0. Указанный верхний предел величины отношения RB/RH 1,0 ограничивается йзвёстны м способом изготовления кольцевых изделий квадратного сечения, т.е. для йзйёпий в которых отношения высоты Н к толщине S равно единице. Нижний предел величины Отношения RB/RH 2 0,5 при прокатке изделий типа втулок определён из условия получения качественного изделия. Установлено, что при уменьшении величины отйошёния, равным 0,5 процесс прокатки колец типа втулок дестабилизируется и на торцевых гранях в местах пёрёх5да™К наружной и внутренней поверхностям образуются закаты в виде плен. Это приводит к пйвьгшейно му браку изделий по прокату.
Величина отношения катающих радиусов торцевых валков при прокатке кольцевых изделий типа шайб должна находиться
R в пределах 1,0 -- 2,0. Нижний предел
RH
величины отношения
А.
RH
1,0 ограничивается, как уже говорилось, известным способом изготовления кольцевых изделий квадратного сечения. Верхний же предел
RB
2,0 определен
величины отношения
RH
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ прокатки кольцевых изделий | 1985 |
|
SU1480941A1 |
ЗУБЧАТО-РЕЕЧНЫЙ ПРИВОД ВАЛКА СТАНА ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПРОКАТКИ ТРУБ | 2011 |
|
RU2482933C2 |
Станок для прокатки кольцевых изделий | 1977 |
|
SU742016A1 |
Способ изготовления профильных кольцевых изделий | 1988 |
|
SU1606245A1 |
Способ прокатки кольцевых изделий | 1991 |
|
SU1782694A1 |
Стан для прокатки кольцевых изделий | 1980 |
|
SU940959A1 |
СПОСОБ ХОЛОДНОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПРОКАТКИ ТРУБ | 2010 |
|
RU2436640C1 |
СТАН ДЛЯ РАСКАТКИ КОЛЕЦ | 1993 |
|
RU2042463C1 |
Узел валков прокатной клети кварто полосового стана | 1989 |
|
SU1713696A1 |
Способ прокатки профильных колеци уСТРОйСТВО для ЕгО ОСущЕСТВлЕНия | 1979 |
|
SU810348A1 |
0,5 Rs
RH
1,0,
при помощи гидроцилиндра 21, в про- ц« ссе прокатки может изменяться в указан- mix крайних граничных значениях.. Крайние граничные значения отношений величин катающих радиусов верхнего и нижнего торцевых валков установлены на основании экспериментальных данных, полученных при изготовлении различного сортамента кольцевых изделий. Весь сортамент, выпускаемых кольцевых изделий, при экспериментах, был разделен на три основ- HIJIX вида;
| I вид- кольца типа втулок, которые ха- р ктеризуются отношением высота кольца НГк его толщине SB пределах H/S 1,1...8,0.
i l l вид - кольца типа шайб, в которых указанное отношение находится в пределах H/S 0,2...0.99;; .
0
5
0
5
также из условия получения качественного изделия. Экспериментами установлено, что увеличение величины отношения выше 2.0 процесс прокатки колец типа шайб прекращается из-за нарушения правильной формы поперечных сечений в очагах деформации, прокатываемая заготовка ползет вверх между наружным 1 и внутренним 2 валками и в конечном итоге выбрасывается из осевого очага деформации, что приводит к неисправимому браку, а в некоторых случаях, и к аварийным поломкам оборудования.
Отношение величин катающих радиусов верхнего и нижнего торцевых валков для рассмотренных случаев в процессе прокатки не изменяются и остаются постоянными. В результате экспериментальных данных установлены оптимальные предельные их значения при прокатке изделий различного вида, приведенные в таблице.
При изготовлении колец III вида, т.е. фасонных с профильным поперечным сечением, установлено, что отношение величин катающих радиусов торцевых валков в процессе прокатки следует последовательно изменять в указанных крайних граничных
R пределах, т.е. 0,5 iЈ-zr- 2.0. Изменение
RH
величины отношения
RB RH
от начального
значения в первый момент прокатки до конечного значения в момент завершения процесса прокатки рекомендуется осуществлять согласно величине отношения текущих значений толщин стенок у нижнего и верхнего оснований поперечного сечения
RB .-. SH RH SB
прокатываемой заготовки, т.е.
де SH и SB - соответственно текущие значеия толщин стенок (фиг. 5).
Предлагаемый способ осуществляется ледующим образом..
П р и м е р 1. Изготовление изделий ипа втулок (фиг. 2 и 3). Необходимо прокатать кольцо размерами DH x DBH х Нк 1500 х 1400x275 мм. На предварительной тадии определяют величину отношения Нк/Si 275/50 5,5. Согласно данным, представленным в таблице для втулок с отношением HK/Si 4.1...6,0 рекомендуемая величина отношения катающих радиусов торцевых валков в процессе прокатки находится в пределах 0.55-0,99. Величину отношения катающих радиусов для данного
R
случая выбираем равной ,69.
Кн
В дальнейшем для определения необходимых технологических величин пользуются методикой, заключающейся в следующем:
для нашего примера (фиг. 3) I 600 мм, Si - 50 мм; а - величина постоянная и для всех случаев равна 20 мм; « 206, di - 100 мм. т.е;
R H (600 - - 20) sin20° + 240 мм.
0
5
R
радиусов валков 0,69 находится ката- кн
ющий радиус верхнего торцевого валка в конце прокатки (фиг. 3): R B 0,69-R H 165,6мм.
c(lА
2
а)RL
sin a
600 50
20
20
: 71 мм.
Для нашего примера размеры исходной заготовки с учетом принятого диаметра внутреннего валка 2 равным 230 мм составляет: D-d-H 569 х 250 х 305 мм массой 492 кг, толщина етенки S 159,5 мм (на фиг. 3 не
указан).
учетом величины смещения С определяют значения катающих радиусов торцевых вал- Re ков и величину отношения
RH
в начальный
момент вступления их в работу, Для нашего примера размеры кольцевой заготовки в момент вступления в работу торцевых валков составляют D0 х do х Н0 630,5 х 370,5 х 305 мм, So 130 мм. При этом в момент вступления в работу торцевых валков катающий радиус нижнего составил RH 103,4 мм. а верхнего ,1 мм. Значит величина RB 79,1
отношения
RH Ю3,4
0,76 (фиг. 3), т.е.
находится в пределах данных, рекомендуе- Mtjix в таблице.
Последовательность выполнения не- по средственно предлагаемого способа на предлагаемом устройстве следующая: на стадии настройки устройства (фиг. 2) клеть 14 посредством гидроцилиндра 17 отводит- ся| в крайнее правое положение, Верхний торцевой валок 4 с кассетой 18 посредством гИ|Дроцилиндра подымается в верхнее крайнее положение. Нижний торцевой валок 5 с ка ссетой 20 посредством гидроцилиндра 21 выставляется относительно верхнего валка 4 согласно величине смещения С (фиг. 3), равной в примере 71 мм (см. п. 4 методики). Исходная заготовка размерами D x d x H НЕ 69 х 250x305 мм загружается на внутренне и валок 2 и под действием гидроцилиндра 1C вместе с суппортом 9 начинает перемещаться в сторону валка 1. Двигателем 7 через редуктор 8 осуществляется вращение валка 1 и при соприкосновении заготовки 3 с лавными. валками 1 и 2 начинается прокатка заготовки. Под действием гидроцилиндра перемещение 10 внутренний валок со здает усилия прокатки и заготовка 3 раскрывается до определенных размеров. В процессе прокатки заготовка 3 центрируется роликами 11 посредством гидроцилинд- рс в 13 через тяги 12. Одновременно с PC скаткой заготовки 3 в валках 1 и 2 гидро- щ-линдром 17 клеть 14 подается влево, при этом верхний торцевой валок 4 с кассетой 18 гидроцилиндром 19 опускается на заданную высоту. Когда размеры раскатываемой заготовки достигнут заданных размеров (для нашего примера D0 x do x Н0 630,5 х х370,5 х 305 мм; фиг. 3)в работу вступает верхний 4 и нижний 5 торцевые валки. По увеличения диаметра раскатываемой за готовки 3 ее сечение перемещается в зеве торцевых валков 4 и 5 пока не займет крайнее положение, определяемое размером а (фиг. 3), в примере равно 20 мм. В дальней- при этом положении клеть 14с торце- валками 4 и 5 равномерно по мере роста диаметра прокатываемой заготовки 3, отводится вправо. При достижении заданных размеров DH х х Нк 1500 х 1400 х х275 мм клеть 14 останавливается, осуществляется запирание всех гидроцилиндров и готовое изделие копируется в течение 3-4 оборотов. После этого процесс прокатки ав- то|матически-прекращается и все механиз- Mtlf устройства (фиг. 2} и рабочие валки перемещаются в исходное положение - выгрузки-загрузки последующей заготовки и процесс повторяется.
(. П р и м е р 2. Изготовление изделий типа шайб (фиг. 2, фиг. 4). Необходимо
и
прокатать кольцо размерами DH x de x H «. 1750 х 1410 х 65 мм. Для данного случая HK/Si 65/170 038. Согласно данным табл. 1 для шайб с отношением HK/Si 0,39-0,2 рекомендуемая величина отношения катающих радиусов торцевых валков в процессе прокатки находится в пределах 1,01-2,0,
R Принимает величину отношения в
R H
По ранее описанной методике аналогично определяем необходимые технологические величины. Размеры торцевых валков и угол наклона для данного примера сохраняем как и в вышеописанном. Отличие методики заключается в том, что максимальный катающий радиус определяется по параметрам верхнего торцевого валка. На основании расчетов (см. методику) для прокатки шайб размерами DH x de х Нк 1750 х х1410х 65 мм определены следующие параметры (фиг. 4):
максимальный катающий радиус верх- него торцевого валка
R B (600 - - 20) sln20 + - 219мм
максимальный катающий радиус ниж- 30 него торцевого валка (согласно R B/R H 1,25)
R H
RB 219 17с j 1,25 - 1,25
35 величину смещения С нижнего торцевого валка относительно верхнего (фиг, 4)
40
г ( --§1 RH С U 2 а; sine
20- 17.25 мм.
600170
т.е. для данного примера нижний валок пе- ремещают вправо;
размеры исходной полой заготовки D x d х Н 727 х 250 х 150 мм (на фиг. 4 не указаны);
размеры раскатаной заготовки при ко- торых вступают в работу торцевые валки (фиг. 4)
Do x do х Н0 747,75 х 303,75 х 150 мм; катающие радиусы верхнего и нижнего торцевого валков в момент вступления в работу и величина их отношения Ru 100,7; Рн 94,8мм; RB/RH 100.7/94,.06, . т.е. в рекомендуемых пределах 1,01...2,0 для данной шайбы.
Согласно определенным выше параметрам настраивают стан (фиг.) после чего осуществляют процесс прокатки в последовательности, описанной в примере 1.Ј Пример 3, Изготовление профильных изделий {фиг. 2 и 5). Необходимо прокатать кольцо габаритными размерами (фиг. 5); Dm 2100 м; DK - 2050 мм; dn 1890 мм; oV 1900 мм; S B 105 мм; S H 75 мм; Нк € 200 мм; t 140 мм. Для получения данного кольцевого изделия необходима профильная кольцевая заготовка параметрами (фиг. 5); Do 1050 мм; do - 658 мм; D3 942 мм; d3 550 мм; Н0 210 мм; SH 250 мм; SB 142мм. Для прокатки профильных изделий величину отношения RB/RH. как указывалось выше, рекомендуется в процессе раскатки изменять согласно величине отношения толщин стенок, т.е. SH/SB. Для нашего примера в начальный момент прокатки
. ;0 1,76, а в конечный момент вi
О -. . -
прокатки -Ј- 0,71. Из принятой технолоОВ- - .-....
гии прокатки данного кольца (фиг. 5), с уче- том, что SH SB определяем по ранее описанной методике, максимальную величину катающего радиуса верхнего торцевого валка в начальный момент прокатки, который для этого изделия составил RB 224
мм. Исходя из величины соотношения S ..
- .1,76 определяем величину катающего
Ъв .
радиуса нижнего торцевого валка:
RH - - -тЦ-в 127 мм. Величина
1,701,70
смещения С валков друг относительно друга составит С 284 мм (см. ранее изложенную методику). В конечный момент прокатки величине соотношения
s
- 0.71 будут соотi)B
ветствовать следующие расчетные значения катающих радиусов торцевых вал
Формула изобретения 1. Способ прокатки кольцевых изделий путем одновременно деформирования полой заготовки в радиальном направлении мёжДу наружным и внутренним валками и в осевом направлении между парой торцовых валков, олтличающийся тем, что. с целью повышения качества получаемых из0 5 0
5 0
ков; R H 235,5 мм и R B 168 мм, а величина смещения валков С будет равна С - -197,5 мм. Таким образом, в процессе прокатки вследствие изменения толщин стенок прокатываемого сечения SB и SH соответственно изменяется и величина отношения катающих радиусов торцевых валков от
RB А ,Re
5
0
1,76 до0,71. На практике это
R. , vy Mv , ИМН
осуществляется путем постоянного замера толщин стенок поперечного сечения прокатываемой заготовки (например фотоэлементами) и через счетное устройство подается импульс на гидроцилиндр 21 (фиг. 2) для изменения величины смещения С (фиг. 5) одного валка относительно другого (на примере - нижнего). При достижении в конце прокатки заданных размеров готового изделия торцевые валки 4 и 5 запираются при
R1 S в он „-,„ ..этом
соотношении
-0,71 и
RH SB
положении осуществляется полировка изделий в Течение 3-4 оборотов. Принцип работы устройства (фиг. 2) при. прокатке, загрузке и выгрузке сложнопрофильных изделий (фиг. 5) аналогичен работе устройства при прокатке изделий типа втулок и шайб. .: .
В результате прокаток по 1,2 и 3 примерам были получены изделия с выполнением профиля вдоль всего периметра. Процесс прокатки характеризовался стабильностью и не наблюдались выбросы изделия из осевого очага деформации. Брак гю указанным причинам практически не наблюдался, что повысило выход годного по прокату с 95 до 98%.
Применение предлагаемого способа с устройством для его осуществления позволяет повысить качество получаемых изделий и расширить технологические возможности.
делий и расширения технологических.возможностей, деформацию полой заготовки в осевом направлениимежду торцовыми валками в процессе прокатки осуществляют при отношении величин катающих радиусов верхнего RB и нижнего RH валков в пределах
RB
0,5 Ј
RH
Ј2,0,
: 2. Способ по п. 1,отличающийся тем, что деформирование полой заготовки в осевом направлении между торцовыми вал- каМи при изготовлении изделий типа шайб осуществляют при отношении величин катающих радиусов верхнего и нижнего валков в пределах
i1,0 .0. RH
а при изготовлении изделий типа втулок де- фбрмирование полой заготовки в осевом направлении между торцовыми валками осуществляют при отношении величин катающих радиусов верхнего и нижнего валков в пределах. .
э р
0.5 ,0
Кн
; 3. Способ по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ и й- с Я тем, что деформацию полой заготовки в
рекомендуемые оптимальные предельные значения отношений величин катающих редиу- |. сое орцевых валкое
осевом направлении между торцовыми валками осуществляют с изменением в процессе прокатки величиньфтношёния катающих радиусов в пределах;
Фиг. 1
Фиг. 2
Фиг. Ч
Авторы
Даты
1993-02-07—Публикация
1990-11-26—Подача