Тонкостенный вкладыш подшипникового узла кривошипно-шатунного механизма двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1993 года по МПК F16C33/04 

Описание патента на изобретение SU1809192A1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах валов, в частности двигателей внутреннего сгорания .

Целью изобретения является повышение долговечности и эксплуатации надежности путем равномерного распределения нагрузки на подшипник.

На фиг. 1 изображен тонкостенный вкладыш подшипникового узла; на фиг. 2 - сечение А-А: на фиг.1 на фиг. 3 - распределение давления на предлагаемый вкладыш подшипника; на фиг. 4 - распределение давления (эпюра давлений) на вкладыш подшипника, принятого за прототип, при перемещениях коленчатого вала в зазорах и деформациях его.

Тонкостенный вкладыш подшипникового узла (см. фиг. 1) состоит из стального корпуса 1,антифрикционного слоя 2,прира- боточного покрытия 3, торцевых поверхностей 4. После установки коленчатого вала 5 (см. фиг. 3) между слоем 3 и валом 5 находится масляный слой толщиной ho, который обеспечивает жидкостное трение при вращении коленчатого вала 5. Поперечное сечение стального корпуса 1 выполнено монотонно уменьшающимся от оси симметрии 0-0 (см. фиг. 2) к торцевым поверхностям 4. Толщина стального корпуса 1 у торцевых поверхностей 4 отличается от толщины слоя по оси симметрии 0-0 на величину Ј (0-2- 0,3) Д , где А - диаметральный зазор в подшипниковом узле в сборе.

Тонкостенный вкладыш подшипникового узла функционирует следующим образом. При работе двигателя внутреннего сгорания коленчатый вал 5 (см. фиг. 3) перемещается в зазорах и деформируется под действием нагрузок, а так как толщина стального корпуса 1 переменная, то это обеспечивает постоянную толщину h0 масляного слоя (см. фиг. 3) между коленчатым валом 5 и приработочным слоем 3, что уменьшает местную перегрузку на подшипник и улучшает условия прирабатываемо- ст и.

В предлагаемом вкладыше подшипника скольжения происходит смещение максимальной нагрузки от торца подшипника в

С

00

о о

ю

ю

сторону оси симметрии 0-0 при постоянной толщине масляного слоя п. При этом происходит перераспределение нагрузки по поверхности вкладыша подшипника, а значение qmax: смещается от торца вкладыша.

Максимальное давление у вкладыша подшипника, принятого за прототип (см.фиг. 4), смещено к торцевой поверхности 4 вкладыша подшипника. Поскольку толщина масляного слоя h0 переменная, то это ухудшает условия прирабатываемости вкладышей подшипников, а кроме того, макси- .мальное значение qmax удельного давления в этом случае увеличивается, так как нагрузка распределяется на меньшую площадь вкладыша подшипника.

Выполнение тонкостенного вкладыша подшипникового узла таким образом, что поперечное сечение металлического корпуса вкладыша выполнено монотонно уменьшающимся от оси симметрии к торцевым поверхностям, при этом разница толщины металлического корпуса у торца и по оси симметрии определяется из зависимости Д(0,2-0,3)Д , где А - диаметральный зазор в подшипниковом узле в сборе, обеспечивает угол наклона металлического корпуса соответствующим наклону коленчатого вала при перемещении в зазорах и деформациям под действием нагрузки. Это создает благоприятные условия для прира0

5

0

5

0

батываемости вкладыша подшипникового узла..

Таким образом, предлагаемый тонкостенный вкладыш подшипникового узла позволяет улучшить приспосабливаемость коленчатого вала в опорах, что снижает максимальное давление на вкладыш и следова- тельно повышается долговечность и эксплуатационная надежность последнего. Кроме того, за счет улучшения условий прирабатываемости, так как толщина масляного слоя постоянная, значительно снижается износ вкладышей подшипников. Формула изобретения Тонкостенный вкладыш подшипникового узла кривошипно-шатунного механизма двигателя внутреннего сгорания, содержащий металлический корпус с антифрикционным слоем и приработочным покрытием на его внутренней поверхности, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности и эксплуатационной надежности путем равномерного распределения нагрузки на подшипник, поперечное сечение металлического корпуса вкладыша выполнено монотонно уменьшающимся от оси симметрии к торцевым поверхностям, при этом разница толщины металлического корпуса у торца и по оси симметрии составляет (0,2-0,3) А , где А-диаметральный зазор в подшипниковом узле в сборе.

Похожие патенты SU1809192A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕМОНТА ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ФОРСИРОВАННОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1991
  • Ермолаев А.А.
  • Котельников Л.Д.
  • Соболев В.С.
RU2011499C1
АНТИФРИКЦИОННЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ 1993
  • Чернышов А.Е.
  • Кокуш И.Б.
  • Лавреньев П.И.
  • Анисимов В.С.
  • Бурхина А.Н.
  • Булыгин Ю.С.
RU2049140C1
СПОСОБ ДАГИСА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ 1991
  • Дагис Зигфрид Станиславович[Kz]
RU2082579C1
Многослойный шатунный вкладыш коленчатого вала 2023
  • Буянов Алексей Игоревич
  • Буянов Игорь Михайлович
  • Мельников Анатолий Васильевич
RU2813220C1
ПОДШИПНИК КОМБИНИРОВАННЫЙ 2007
  • Пинус Иосиф Яковлевич
RU2334138C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВКЛАДЫША ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2023
  • Ермолаев Александр Александрович
  • Жеверников Владимир Александрович
  • Мельников Анатолий Владимирович
RU2824409C1
Тонкостенный вкладыш подшипника скольжения высокофорсированного дизеля 1987
  • Косырев Сергей Петрович
  • Кочерженко Виктор Гаврилович
  • Гребнев Владимир Михайлович
SU1530847A1
ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ ФОРСИРОВАННОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Ермолаев А.А.
  • Буянов И.М.
RU2154754C2
Элемент скольжения 2018
  • Буянов Алексей Игоревич
  • Буянов Игорь Михайлович
  • Мельников Анатолий Васильевич
RU2712496C1
ПОДШИПНИК КОМБИНИРОВАННЫЙ 2006
  • Пинус Иосиф Яковлевич
RU2321781C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 809 192 A1

Реферат патента 1993 года Тонкостенный вкладыш подшипникового узла кривошипно-шатунного механизма двигателя внутреннего сгорания

Сущность изобретения: поперечное сечение металлического корпуса вкладыша с антифрикционным слоем и приработочным покрытием на внутренней поверхности выполнено монотонно уменьшающимся от оси симметрии к торцевым поверхностям, при этом разница толщины металлического корпуса у торца, и по оси симметрии составляет (0,2-0,3) Д гдеА -диаметральный зазор в подшипниковом узле в сборе. 4 ил.

Формула изобретения SU 1 809 192 A1

риа1

А-А повернуто

фиг.2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1809192A1

Орлин А.С
Двигатели внутреннего сгорания
Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей
М.: Машиностроение, 1984, с
Упругая металлическая шина для велосипедных колес 1921
  • Гальпер Е.Д.
SU235A1

SU 1 809 192 A1

Авторы

Гоц Александр Николаевич

Даты

1993-04-15Публикация

1991-06-07Подача