Способ изготовления детали типа автомобильного колеса Советский патент 1993 года по МПК B21D53/26 B21H1/00 

Описание патента на изобретение SU1814579A3

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении автомобильных колес.

Цель изобретения - повышение экономичности за счет изменения схемы деформации окончательного деформирования.

Поставленная цель достигается способом/включающим деформирование заготовки, близкой к форме готовой детали, путем прокатки по внутренней поверхности цилиндрической части заготовки до окончательного формообразования колеса роликом с профилем рабочей поверхности, аналогичным профилю внутренней поверхности обода колеса. Прокатку ведут в усло- виях сверхпластичности материала заготовки при Т 0,7...0,85 Тпл. Движение ролика преимущественно радиальное, с подачей, обеспечивающей скорость деформации .,. . Степень деформации

составляет 20...40%.Технологические режимы могут изменяться в зависимости от применяемых материалов.

Заготовка может быть выполнена из алюминиевых, титановых или магниевых

сплавов.. . .: ; . : . - ; . .-.- Процесс прокатки осуществляют в устройстве, имеющем раздвижные сектора с формообразующими поверхностями по профилю обода и реборд колеса, выполненными по внутренней полости секторов, причем сектора размещены в обойме с поворотным механизмом для снятия и закрепления детали. Ролик для прокатки закреплен консольно в роликодержателе на подвижной каретке, обеспечивающей рабочие движения ролика.

На фиг. 1 изображено устройство для прокатки при окончательной формовке детали; на фиг.2 - инструмент для прокатки оо

I

ы

ролик радиальной формовки; на фиг.З - заготовка.

Устройство для прокатки колес (фиг.1) состоит из планшайбы 1, закрепленной в шпинделе раскатного стана, лепестковых боковых секторов 2, составленных из трех частей с гравюрой наружной цилиндрической поверхности обода и реборд колеса, поворотного механизма 3 для раскрытия секторов при съеме раскатанной детали. Сектора располагают в обойме 4, имеющей конусные поверхности для центрирования секторов в собранном положении. Необходимую температуру деформации осуществляют нагревателем 5. Формообразующим инструментом служит ролик (фиг.2), рабочей поверхностью которого является профиль А, повторяющий боковой поверхностью профиль внутренней полости обода колеса. Ролик закреплен консольно в роликодержа- теле раскатного стана.

Пример с использованием оснастки для формообразования автомобильных колес марки 57x13.

Заготовка (фиг.З) после штамповки вы- полнена из алюминиевого сплава (виаль- АВ) предварительной штамповкой, имеет сформованные ступицу, полотно и одну из реборд, а также цилиндрическую часть, предназначенную для последующей про- катки. Заготовку устанавливают отштампованным торцом на планшайбе 1 прокатного устройства и закрепляют по установочному конусу 6, причем лепестки секторов 2 находятся в раскрытом положении. Поворотным механизмом 3 сектора смыкают, надевают обойму и закрепляют на планшайбе. Затем устанавливают нагреватель и при температуре штамповки Т 350±10°С придают вращательное движение шпинделю, при этом индуктор не вращается.

Радиальным перемещением ролик при скорости деформации осуществляют

прокатку цилиндрической части полуфабриката до полного формирования профиля колеса, причем степень деформации достигает 20.,.30%. Полученное колесо проверяют на соответствие техническим требованиям на данное изделие.

Предлагаемый способ может быть использован при изготовлении корпусных деталей авиационных двигателей и деталей самолета. Форма заготовки (длина и толщина цилиндрической части) может быть выбрана в соответствии с применяемым сплавом, в зависимости от деформируемо- сти материала. Предлагаемый способ позволяет получить изделие, отвечающее предъявляемым требованиям.

Использование роликов для прокатки, выполненных из сплава ЖС6У, позволяет производить прокатку материалов из титановых сплавов при Т 900...975°С.

Формула изобретения

1. Способ изготовления детали типа автомобильного колеса, включающий предварительное деформирование заготовки штамповкой до формы, близкой к форме готовой детали из материала с подготовленной структурой, и окончательное деформирование, отличающийся тем, что, с целью повышения экономичности процесса, окончательное деформирование осуществляют прокаткой по внутренней поверхности цилиндрической части до оконча- тельного формообразования колеса роликом с профилем рабочей поверхности, аналогичным профилю внутренней поверхности обода колеса.

2. Способ по п. 1,отличающийся тем, что штамповку заготовки до полного формообразования его ступицы, полотна, прилегающей реборды колеса и цилиндрической части осуществляют в режиме сверхпластической деформации.

л./

Похожие патенты SU1814579A3

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ТИПА ДИСКОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ КОЛЕС 1994
  • Утяшев Ф.З.
  • Кайбышев О.А.
  • Фархутдинов К.Г.
  • Петров Е.Н.
  • Смотров Н.В.
  • Тиханэ О.Н.
RU2093294C1
СТАН ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОСЕСИММЕТРИЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ 1997
  • Утяшев Ф.З.
  • Кайбышев О.А.
  • Валитов В.А.
RU2134175C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОСЕСИММЕТРИЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАГОТОВОК ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 1996
  • Утяшев Ф.З.
  • Кайбышев О.А.
  • Валитов В.А.
RU2119842C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СЛОЖНОПРОФИЛЬНЫХ ОСЕСИММЕТРИЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ТРУДНОДЕФОРМИРУЕМЫХ МНОГОФАЗНЫХ СПЛАВОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2000
  • Утяшев Ф.З.
  • Кайбышев О.А.
  • Плехов В.А.
  • Валитов В.А.
RU2187403C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОЛЕС ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 1998
  • Утяшев Ф.З.
  • Кайбышев О.А.
  • Трифонов В.Г.
RU2153946C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СЛОЖНОПРОФИЛЬНЫХ ОСЕСИММЕТРИЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ 2001
  • Кайбышев О.А.
  • Плехов В.А.
  • Шулепов С.А.
RU2204456C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЖИДКОЙ ШТАМПОВКИ И ГОРЯЧЕЙ ДЕФОРМАЦИИ 2002
  • Кайбышев О.А.
  • Трифонов В.Г.
  • Климов Е.А.
  • Нам Сук Канг
  • Жеонг Хун Баек
RU2233728C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОРШНЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Кайбышев О.А.
  • Трифонов В.Г.
RU2176943C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДАВИЛЬНЫХ РАБОТ 2001
  • Кайбышев О.А.
  • Михайлов С.И.
  • Плехов В.А.
  • Шулепов С.А.
RU2205716C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОРШНЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1990
  • Нечаев С.С.
  • Трифонов В.Г.
RU2036047C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 814 579 A3

Реферат патента 1993 года Способ изготовления детали типа автомобильного колеса

Использование: относится к обработке металлов давлением, при изготовлении автомобильных колес, корпусных деталей самолетных и ракетных двигателей. Сущность изобретения: способ включает прокатку заготовки, прошедшей термообработку отштампованной до полного формообразования ступицы, полотна и реборды колесе, прилегающей к полотну и имеющей цилиндрическую часть под формообразование обода и другой реборды. Прокатку ведут роликом а условиях свархпластмчибст материала по внутренней поверхности цилиндрической части заготовки при 0,70...0,85 Тпд. Профиль ролика обеспечивает профиль внутренней поверхности колеса. 1 з.п.ф-лы, 3 ил. 9

Формула изобретения SU 1 814 579 A3

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1814579A3

Способ торцовой раскатки полых цилиндрических изделий с фланцем 1985
  • Мышкин Борис Иванович
  • Галюк Наталья Григорьевна
SU1328039A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
Патент США №4579604, кл
Машина для добывания торфа и т.п. 1922
  • Панкратов(-А?) В.И.
  • Панкратов(-А?) И.И.
  • Панкратов(-А?) И.С.
SU22A1

SU 1 814 579 A3

Авторы

Юмагулов Самат Нуриахметович

Кайбышев Оскар Акрамович

Утяшев Фарид Зайнуллович

Петров Евгений Николаевич

Даты

1993-05-07Публикация

1991-02-20Подача