Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении автомобильных колес.
Цель изобретения - повышение экономичности за счет изменения схемы деформации окончательного деформирования.
Поставленная цель достигается способом/включающим деформирование заготовки, близкой к форме готовой детали, путем прокатки по внутренней поверхности цилиндрической части заготовки до окончательного формообразования колеса роликом с профилем рабочей поверхности, аналогичным профилю внутренней поверхности обода колеса. Прокатку ведут в усло- виях сверхпластичности материала заготовки при Т 0,7...0,85 Тпл. Движение ролика преимущественно радиальное, с подачей, обеспечивающей скорость деформации .,. . Степень деформации
составляет 20...40%.Технологические режимы могут изменяться в зависимости от применяемых материалов.
Заготовка может быть выполнена из алюминиевых, титановых или магниевых
сплавов.. . .: ; . : . - ; . .-.- Процесс прокатки осуществляют в устройстве, имеющем раздвижные сектора с формообразующими поверхностями по профилю обода и реборд колеса, выполненными по внутренней полости секторов, причем сектора размещены в обойме с поворотным механизмом для снятия и закрепления детали. Ролик для прокатки закреплен консольно в роликодержателе на подвижной каретке, обеспечивающей рабочие движения ролика.
На фиг. 1 изображено устройство для прокатки при окончательной формовке детали; на фиг.2 - инструмент для прокатки оо
I
ы
ролик радиальной формовки; на фиг.З - заготовка.
Устройство для прокатки колес (фиг.1) состоит из планшайбы 1, закрепленной в шпинделе раскатного стана, лепестковых боковых секторов 2, составленных из трех частей с гравюрой наружной цилиндрической поверхности обода и реборд колеса, поворотного механизма 3 для раскрытия секторов при съеме раскатанной детали. Сектора располагают в обойме 4, имеющей конусные поверхности для центрирования секторов в собранном положении. Необходимую температуру деформации осуществляют нагревателем 5. Формообразующим инструментом служит ролик (фиг.2), рабочей поверхностью которого является профиль А, повторяющий боковой поверхностью профиль внутренней полости обода колеса. Ролик закреплен консольно в роликодержа- теле раскатного стана.
Пример с использованием оснастки для формообразования автомобильных колес марки 57x13.
Заготовка (фиг.З) после штамповки вы- полнена из алюминиевого сплава (виаль- АВ) предварительной штамповкой, имеет сформованные ступицу, полотно и одну из реборд, а также цилиндрическую часть, предназначенную для последующей про- катки. Заготовку устанавливают отштампованным торцом на планшайбе 1 прокатного устройства и закрепляют по установочному конусу 6, причем лепестки секторов 2 находятся в раскрытом положении. Поворотным механизмом 3 сектора смыкают, надевают обойму и закрепляют на планшайбе. Затем устанавливают нагреватель и при температуре штамповки Т 350±10°С придают вращательное движение шпинделю, при этом индуктор не вращается.
Радиальным перемещением ролик при скорости деформации осуществляют
прокатку цилиндрической части полуфабриката до полного формирования профиля колеса, причем степень деформации достигает 20.,.30%. Полученное колесо проверяют на соответствие техническим требованиям на данное изделие.
Предлагаемый способ может быть использован при изготовлении корпусных деталей авиационных двигателей и деталей самолета. Форма заготовки (длина и толщина цилиндрической части) может быть выбрана в соответствии с применяемым сплавом, в зависимости от деформируемо- сти материала. Предлагаемый способ позволяет получить изделие, отвечающее предъявляемым требованиям.
Использование роликов для прокатки, выполненных из сплава ЖС6У, позволяет производить прокатку материалов из титановых сплавов при Т 900...975°С.
Формула изобретения
1. Способ изготовления детали типа автомобильного колеса, включающий предварительное деформирование заготовки штамповкой до формы, близкой к форме готовой детали из материала с подготовленной структурой, и окончательное деформирование, отличающийся тем, что, с целью повышения экономичности процесса, окончательное деформирование осуществляют прокаткой по внутренней поверхности цилиндрической части до оконча- тельного формообразования колеса роликом с профилем рабочей поверхности, аналогичным профилю внутренней поверхности обода колеса.
2. Способ по п. 1,отличающийся тем, что штамповку заготовки до полного формообразования его ступицы, полотна, прилегающей реборды колеса и цилиндрической части осуществляют в режиме сверхпластической деформации.
л./
Использование: относится к обработке металлов давлением, при изготовлении автомобильных колес, корпусных деталей самолетных и ракетных двигателей. Сущность изобретения: способ включает прокатку заготовки, прошедшей термообработку отштампованной до полного формообразования ступицы, полотна и реборды колесе, прилегающей к полотну и имеющей цилиндрическую часть под формообразование обода и другой реборды. Прокатку ведут роликом а условиях свархпластмчибст материала по внутренней поверхности цилиндрической части заготовки при 0,70...0,85 Тпд. Профиль ролика обеспечивает профиль внутренней поверхности колеса. 1 з.п.ф-лы, 3 ил. 9
Способ торцовой раскатки полых цилиндрических изделий с фланцем | 1985 |
|
SU1328039A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Патент США №4579604, кл | |||
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Авторы
Даты
1993-05-07—Публикация
1991-02-20—Подача