СПОСОБ РАЗГРУЗКИ ОСЕЙ ПОДВЕСА ГИРОСКОПИЧЕСКОГО ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА В ЦЕНТРИРУЮЩИХ ОПОРАХ Советский патент 2006 года по МПК G01C19/20 

Описание патента на изобретение SU1840254A1

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при создании поплавковых приборов, например двухстепенных гироскопов, являющихся прецизионными датчиками в инерциальных системах наведения, ориентации и стабилизации подвижных объектов.

Известен способ уменьшения вредных моментов на оси подвеса чувствительного элемента (ЧЭ), заключающийся в гидростатической разгрузке центрирующих опор подвеса, т.е. в компенсации веса ЧЭ выталкивающей силой поддерживающей жидкости (см. книгу Е.А.Никитина и А.А.Балашовой "Проектирование дифференцирующих и интегрирующих гироскопов и акселерометров", М.: 1969, с. 105, 106).

Известный способ имеет тот недостаток, что из-за остаточной плавучести и момента дифферента ЧЭ на оси подвеса возникают вредные моменты, снижающие точность прибора (например, момент трения в случае камневых центрирующих опор подвеса).

Известен способ уменьшения вредных моментов, действующих на ЧЭ поплавкового прибора, заключающийся в гидростатической разгрузке центрирующих опор, освобождении ЧЭ от действия центрирующих опор, на время измерений и центрировании ЧЭ за счет демпфирования его движений относительно корпуса при помощи поддерживающей жидкости (см. авт. св. №1840255 по кл. G 01 С 19/20).

Известный способ имеет тот недостаток, что погрешность центрирования ЧЭ, которое осуществляется за счет демпфирования движений ЧЭ поддерживающей жидкостью, возрастает с течением времени. При этом в процессе измерений увеличивается неопределенность пространственного положения связанной с ЧЭ измерительной системы координат и, как следствие, нарастает погрешность измерений, например из-за увеличения перекрестной ошибки.

Целью настоящего изобретения является повышение точности измерений, производимых поплавковым прибором.

Указанная цель достигается тем, что в известном способе уменьшения вредных моментов на оси подвеса ЧЭ, основанном на гидростатической разгрузке центрирующих опор и освобождении ЧЭ от действия центрирующих опор во время измерений, периодически восстанавливают действие центрирующих опор и центрируют ЧЭ относительно корпуса прибора за счет возвращения центрирующих опор в исходное состояние, предшествовавшее освобождению ЧЭ. Периодическое восстановление действия центрирующих опор в процессе измерений и последующее центрирование ЧЭ позволяют устранить нарастающую со временем погрешность центрирования ЧЭ, сохраняя при этом эффект уменьшения вредных моментов на оси подвеса за счет временного освобождения ЧЭ от действия центрирующих опор.

Предложенный способ поясняется схемами. На фиг.1, 2 показаны сцентрированное (заарретированное) и освобожденное (разарретированное) положения ЧЭ; на фиг.3 представлена временная диаграмма, отражающая периодическое освобождение и восстановление действия центрирующих опор подвеса.

Способ включает в себя следующие операции: в процессе измерений освобождают (разарретируют) ЧЭ 1 от действия центрирующих опор, например, сдвигая при помощи встроенных электромагнитов каждый подшипник 2 опоры относительно цапфы 3 с двумя сопряженными по конусу цилиндрическими поверхностями в сторону поверхности с меньшим диаметром. После этого центрирование ЧЭ 1 относительно корпуса 4 происходит за счет демпфирования движения ЧЭ поддерживающей жидкостью в осевом, поперечно-поступательном и поперечно-угловом направлениях (т.е. вдоль оси подвеса, поперек оси подвеса и вокруг поперечной оси, проходящей через центр ЧЭ). Спустя время t1, в течение которого ЧЭ 1 находится в освобожденном состоянии, восстанавливают действие центрирующих опор на время t2 и центрируют (арретируют) ЧЭ 1 относительно корпуса 4 за счет возвращения центрирующих опор в исходное состояние, предшествовавшее освобождению ЧЭ. Возвращение опор в исходное состояние осуществляют, например продольным перемещением каждого подшипника 2 по сопрягающему конусу цапфы 3 в первоначальное положение над ее поверхностью с большим диаметром. После возвращения центрирующих опор подвеса в исходное состояние, спустя время t2 снова освобождают ЧЭ 1 от их действия на время t1 и так далее, т.е. периодически повторяют указанную выше последовательность операций с периодом Т.

С точки зрения снижения вредных моментов на оси подвеса ЧЭ (например, момента трения) время t2 восстановленного действия центрирующих опор должно быть как можно меньшим. Однако возвращению опор в исходное состояние и, как следствие, центрированию ЧЭ после восстановления действия центрирующих опор препятствует демпфирование движений ЧЭ поддерживающей жидкостью. Поэтому время t2 выбирается таким, чтобы под действием восстанавливающего усилия ЧЭ успел занять свое исходное положение. Поскольку за время t2 под действием восстанавливающего усилия ЧЭ должен вернуться из положения, в которое он переместился за время t1 под действием остаточной нагрузки, то минимально допустимое время t2min, не вызывающее накапливания погрешности центрирования, выбирается из условий:

при горизонтальном положении оси подвеса, и

при вертикальном положении оси подвеса, где ΔМ - остаточная моментная нагрузка на ЧЭ относительно поперечной оси (например, момент дифферента);

ΔР - остаточная плавучесть ЧЭ;

F - осевое усилие, развиваемое подшипником опоры при возвращении в исходное положение;

l - расстояние между сопрягающими конусами цапф (длина ЧЭ);

γ - угол при вершине конуса, сопрягающего цилиндрические поверхности цапфы.

Для реального поплавкового гироприбора ΔМ≤0,2 Г·см, ΔР≤0,1 Г, l≈6 см, γ≈20°, F≈10 г и согласно приведенным выше формулам t2min≥0,001 t1 при горизонтальном положении оси подвеса и t2min≥0,01 t1 при вертикальном положении оси подвеса.

Таким образом, при периодическом восстановлении действия центрирующих опор (с соотношением t2≈0,01 t1 ) ЧЭ в процессе измерений большую часть времени (свыше 99%) находится в освобожденном состоянии, и при этом не происходит накапливания с течением времени погрешности центрирования ЧЭ и, как следствие, ухудшения точности выполняемых измерений.

Предлагаемый способ был проверен на макете двухстепенного поплавкового интегрирующего гироскопа с камневыми центрирующими опорами подвеса. Как показали эксперименты, при помощи освобождения ЧЭ от действия опор подвеса и периодического восстановления их действия в процессе измерений удалось снизить момент трения примерно в 10 раз без нарастания погрешности центрирования ЧЭ.

Таким образом, использование предлагаемого способа уменьшения вредных моментов на оси подвеса ЧЭ поплавкового прибора по сравнению с существующим способом обеспечивает повышение точности производимых прибором измерений без дополнительных расходов на совершенствование прецизионных опор подвеса.

Похожие патенты SU1840254A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЦЕНТРИРОВАНИЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА ПОПЛАВКОВОГО ПРИБОРА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1998
  • Андрианов К.А.
  • Павлов Ю.А.
  • Соколов Н.Н.
RU2149357C1
СПОСОБ ПОДВЕСА ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА ПОПЛАВКОВОГО ПРИБОРА (ВАРИАНТЫ) И УСТРОЙСТВО, ЕГО РЕАЛИЗУЮЩЕЕ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Иващенко Виктор Андреевич
  • Максименко Владимир Ефимович
  • Найденов Владимир Михайлович
  • Варкина Галина Николаевна
RU2276326C1
СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ВРЕДНЫХ МОМЕНТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОПЛАВКОВОГО ПРИБОРА 1975
  • Андрианов Константин Алексеевич
  • Павлов Юрий Александрович
  • Соколов Николай Николаевич
SU1840255A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА И СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОДНОСТОРОННИХ ОСЕВЫХ ЗАЗОРОВ В ГИДРОДИНАМИЧЕСКОМ ГИРОСКОПЕ 2004
  • Иващенко В.А.
RU2266522C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВ ОТКЛОНЕНИЯ ЗАДАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ОТ ВЕРТИКАЛИ И ПОПЕРЕЧНЫХ УСКОРЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ ГИРОСКОПОВ, СПОСОБ ПОДВЕСА ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА С АКСИАЛЬНЫМ СМЕЩЕНИЕМ ЦЕНТРА МАСС И СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕГО ПЛАВУЧЕСТИ 2004
  • Иващенко Виктор Андреевич
RU2269097C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТА ДИФФЕРЕНТА ПОПЛАВКОВОЙ ГИРОКАМЕРЫ ДВУХСТЕПЕННОГО ПОПЛАВКОВОГО ГИРОСКОПА 2015
  • Демидов Анатолий Николаевич
  • Демидова Елена Сергеевна
  • Махаев Егор Александрович
  • Святый Василий Васильевич
  • Шарыгин Борис Леонидович
RU2591287C1
СПОСОБ НАСТРОЙКИ ПОДВЕСА ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА, СПОСОБ НАСТРОЙКИ ЦЕНТРИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ ПОДВЕСА ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА, СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАВУЧЕСТИ ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА, СПОСОБ КОРРЕКТИРОВКИ КОЛИЧЕСТВА ЖИДКОСТИ В ПОДВЕСЕ ПОПЛАВКА ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА И УСТРОЙСТВО НАСТРОЙКИ ЦЕНТРИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ ПОДВЕСА (ВАРИАНТЫ) 2004
  • Иващенко Виктор Андреевич
  • Веденин Евгений Викторович
  • Приданников Сергей Гаврилович
RU2269096C2
СПОСОБ ПОДВЕСА ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА (ВАРИАНТЫ) 2004
  • Иващенко Виктор Андреевич
RU2270417C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТА ДИФФЕРЕНТА ДВУХСТЕПЕННОГО ПОПЛАВКОВОГО ГИРОПРИБОРА, НАПРИМЕР ИНТЕГРИРУЮЩЕГО ГИРОСКОПА 1977
  • Андрианов Константин Алексеевич
  • Лосева Нина Серафимовна
  • Павлов Юрий Александрович
  • Соколов Николай Николаевич
SU1840722A1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, ПОДВЕСА ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА ПОПЛАВКОВОГО МАЯТНИКОВОГО АКСЕЛЕРОМЕТРА И УСТРОЙСТВА ЕГО РЕАЛИЗУЮЩИЕ 2005
  • Иващенко Виктор Андреевич
  • Волосов Вячеслав Георгиевич
  • Рязапов Руслан Равильевич
  • Ганеев Эдуард Анварович
  • Зябиров Хасан Шарифжанович
  • Могилевич Лев Ильич
  • Найденов Владимир Михайлович
  • Варкина Галина Николаевна
  • Мазуренко Владимир Ильич
RU2281874C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 840 254 A1

Реферат патента 2006 года СПОСОБ РАЗГРУЗКИ ОСЕЙ ПОДВЕСА ГИРОСКОПИЧЕСКОГО ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА В ЦЕНТРИРУЮЩИХ ОПОРАХ

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при создании поплавковых приборов, например двухстепенных гироскопов. Сущность: способ осуществляется за счет компенсации веса чувствительного элемента выталкивающей силой поддерживающей жидкости и освобождения чувствительного элемента от действия центрирующих опор. После этого периодически восстанавливают действие центрирующих опор, центрируют чувствительный элемент относительно корпуса прибора возвращением центрирующих опор в исходное состояние. Затем освобождают чувствительный элемент от действия центрирующих опор. Технический результат: уменьшение вредных моментов на оси подвеса чувствительного элемента. 3 ил.

Формула изобретения SU 1 840 254 A1

Способ разгрузки осей подвеса гироскопического чувствительного элемента на центрирующих опорах, заключающийся в компенсации веса чувствительного элемента (ч.э.) выталкивающей силой поддерживающей жидкости и освобождении чувствительного элемента от действия центрирующих опор, отличающийся тем, что, с целью уменьшения вредных моментов на оси подвеса чувствительного элемента, после освобождения чувствительного элемента от действия центрирующих опор периодически восстанавливают действие центрирующих опор, центрируют чувствительный элемент относительно корпуса прибора возвращением центрирующих опор в исходное состояние и освобождают чувствительный элемент от действия центрирующих опор.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года SU1840254A1

Е.А.Никитин, А.А.Балашова
Проектирование дифференцирующих и интегрирующих гироскопов и акселерометров, М.: Машиностроение, 1969, с
Транспортер для перевозки товарных вагонов по трамвайным путям 1919
  • Калашников Н.А.
SU105A1
Авт
св
СССР, №1840255, G 01 C 19/20, 1974.

SU 1 840 254 A1

Авторы

Соколов Николай Николаевич

Андрианов Константин Алексеевич

Павлов Юрий Александрович

Даты

2006-09-10Публикация

1987-06-17Подача