ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ СКОРОСТИ ШАХТНЫХ НОДЪЕМНЫХ Л1АШИН Советский патент 1967 года по МПК B66D5/30 B66B15/00 

Описание патента на изобретение SU197896A1

Известные электрические ограничители скорости шахтных подъемных машин с использованием двух независимых контуров, каждый из которых содержит тахогенератор, командоаппарат задания, реле контроля скорости, реле контроля исправности контуров, регулировочные сопротивления и обший источник питания, в наиболее ответственных режимах снижения скорости не обеспечивают контроля исправности электрического ограничителя скорости, снижая надежность контроля в целом, а периодические регулировки и наладки ограничителя скорости, требующиеся при изменении высоты нодъема, ведут к понижению чувствительности и ложным срабатываниям.

Предлагаемое устройство отличается тем, что, с целью повышепия на:дежности ограничителя, в качестве реле контроля скорости применены двухобмоточные поляризованные реле, удерживаюш,ие обмотки каждого из которых включены в один из задублированных контуров, а тормозные обмотки каждого реле, соединенные с удерживаюш ими встречно, подключены к источнику питания через регулировочные сопротивления и размыкаюш,ие контакты реле контроля скорости другого контура, причем в качестве реле контроля исправности контуров применены трехобмоточные поляризованные реле, удерживающие обмотки каждого из которых также подключены к

источнику питания, а две другие оомотки включены в упомянутые контуры встречно.

На фиг. 1 изображена принципиальная электрическая схема описываемого ограничителя

скорости шахтных подъемных мащин; на фиг. 2 - схема включения контактов электрического ограничителя скорости в цепи защиты, сигнализации и выявления несработавшего контура ограничителя скорости.

Предлагаемый электрический ограничитель скорости состоит из двух независимых контуров, в каждый из которых входит тахогенератор (1ТГ и 2ТГ), командоаппарат задания (//(Л и 2ЛЛ) и реле контроля скорости

(1РКС и 2РЛ;С) для каждого контура соответственно. Для непрерывного контроля исправности контуров и входящих в них элементов двух дублирующих друг друга ограничителей скорости исиользуются два трехобмоточные электромагнитные реле 1РКН и 2РК,Н, обмотки которых включены по схеме, обеспечивающей самоконтроль работы этих реле.

При подаче па обмотки возбуждения тахогенераторов (О В-IT Г и ОВ-2ТГ) напряжения

срабатывают реле 1РКН и 2РКН (под действием тока в обмотках /) и замыкают свои н. о. контакты в цепи защиты (фиг. 2).

ной работе или при стоянке подъемной машины их якоря втянуты под действием тока в цепи, заданного начальным положением бесконтактных командоаппаратов 1КА и 2К,А. Следовательно, в этом случав обеспечивается самоконтроль работы реле УР/СС и 2РКС, н. о. контакты этих реле в цепи защиты и в цепях реле IP-ЗР фиксации сигналов (фиг. 2) замкнутся.

Нажатнем кнопок 1К. и 2К «заряжаются реле IP-ЗР, их н. о. контакты в цени защиты замыкаются, а н.э. контакты в цепи сигнализации размыкаются. Следовательно, снятию предохранительного торможения должно предшествовать включение всех реле, принятых в схеме ограничения скорости, и замыкание их и.о. контактов в цепи защиты.

Электрический ограничитель скорости защищает подъемную установку от недопустимого превышения скорости подъема в любой точке ствола {реле JPKC, 2РКС); осуществляет непрерывный контроль исправности контуров и входящих в них элементов обоих задублированных ограничителей скорости - целостности якорных цепей и цепей возбуждения тахогенераторов, целостности механических передач тахогенераторов н командоаппаратов, нормальной работы командоапнаратов (реле 1РК.Н и 2РК.Н); обеспечивает контроль срабатывания в опасных режимах именно обоих ограничителей, что предотвращает маскировку отказа в работе одного из ограничителей другим.

При недопустимом превышении скорости подъема должны отключиться оба реле 1РК.С и 2РКС контроля скорости с одновременным размыканием их и.о. контактов в цепи защиты с сигнализацией машинисту подъема об этом срабатывании. Однако нрактически очень трудно настроить оба реле контроля скорости так, чтобы они отключались одновременно. Реально возможна маскировка несрабатывания реле с большей уставкой по скорости срабатыванием реле с меньщей уставкой по скорости.

Для предотвращения этого явления и обеспечения принудительиого срабатывания реле с большей уставкой по скорости в схеме ограничителя скорости использованы двухобмоточные реле контроля скорости с здерживающими обмотками /-/ и тормозными 2-2 соответственно для реле 1РКС и 2РКС.

При недопустимом превышении скорости и срабатывании, например реле 1РК.С, одновременно с размыканием его н.о. контактов в цепи защиты и в цепи реле фиксации сигналов (фиг. 2) замыкается н. з. контакт 1РКС в цепи обмотки обратной связи 2 реле 2РКС, магнитный поток которой противоположен потоку удерживающей обмотки 1 и следовательно, ослабляет магнитный поток реле, в результате чего реле 2РК.С также обесточивается. Число витков обмотки обратной связи выбирается таким образом, чтобы величина потока этой обмотки соответствовала реальному разбросу в величине уставки реле контроля скорости.

С отключением реле 1РКС и 2РКС отключаются также и реле JP и 2Р фиксации сигналов, н. 3. контакты которых включают сигнальные ламны 1ЛС и 2ЛС (фиг. 2), фиксирующие срабатывание соответствующих контуров ограничителей скорости. Включение сигнальных ламп 1ЛС и 2ЛС свидетельствует о

нормальном функционировании обоих контуров ограничителей скорости. В этом случае зарядка предохранительного тормоза (после срабатывания . защиты по скорости) будет возможна, если машинист предварительно

нодготовнт цень защиты, «зарядив реле IP н 2Р посредством кратковременного нажатия на кнопку 1К.

Если один из контуров ограничителей скорости окажется неисправным, например нервый контур, реле JPKC не отключится при недопустимом превыщении скорости и отключении реле 2РКС, и реле IP остаиется включенным. С выдержкой времени отключится реле ЗР,

включатся сигнальные лампы 2ЛС и ЗЛС. Включение лампы ЗЛС свидетельствует о том, что один из контуров ограничителей скорости неисправен. Неисправным является тот контур, сигнальная лампа которого осталась невключенной.

Снятие предохранительного торможения в этом случае возможно, если после устраиения неполадок в первом контуре ограничителя скорости машинист «зарядит не только реле

JP и 2Р (кнопка //С), ио и реле ЗР (кнопка 2 К).

Этот порядок способствует выработке у машиниста нодъема психологических навыков в части зарядки предохранительного тормоза

носле срабатывания защиты от превышения скоростн. Для подготовки цепи защиты в этом случае необходимо: при исправных контзфах ограничителей скорости нажать кнонку 1К; при одном неисправном контуре ограничителя

скорости (после устранения неисправности) нажать кнопки /Л и 2К.

Таким образом, предлагаемое устройство электрического ограиичителя скорости представляет собой не простое дублирование существующнх ограничителей скорости-это ограничитель скорости, имеющий два независимых рабочих контура с непрерывным контролем их исправности.

Схема предлагаемого устройства электрического ограничителя скорости обладает свойством самоконтроля, так как нрн любом повреждении в самой схеме коитроля скорости выдается аварийный сигнал в цепь защиты и фиксируется характер этого сигнала. Благодаря этому возможно быстрое и четкое установление причины, вызвавшей срабатывание предлагаемого устройства, а следовательно, быстрое ее устранение. Причем, схема устройства позволяет снять предохранительное торранения причины, вызвавшей срабатывание устройства. Порядок восстановления цепи защиты при исправных или одном неисправпом контуре электрического ограничителя скорости будет психологически различен.

Работа реле контроля исправности контуров ограничения осуществляется следующим образом.

Удерживающие обмотки /-1 обоих реле 1РКН и 2РК.Н получают независимое от тахогенераторов питание, достаточное для срабатывания этих реле, поэтому при стояпке подъемной машины они втянуты, чем обеспечивается их самоконтроль. Тормозные обмотки 2-2 обоих реле включены от тахогеператора 1ТГ, а обмотки 5-3 - от тахогеператора 2ТГ таким образом, что ампер-витки обмоток 2-2 и 3-3 в каждом из реле действуют друг против друга и равны между собой при нормальной работе подъема на всем протяжении цикла.

При несоответствии напряжения тахогенераторов, ампер-витки обмоток 2-2 и не будут равны, при этом результирующие ампер-витки будут направлены против ампервитков первой обмотки в одном из реле, в зависимости от того, какой из тахогенераторов стал давать меньшее напряжение, и при определенном несоответствии напряжений тахогенераторов это реле отключится и даст импульс иа срабатывание предохранительного тормоза.

В основу схемы контроля цепей положено осуществление функции неравнозначности параметров контуров электрических ограничителей скорости. Реле контроля отключается только в случае, если будет нарушено равновесие нараметров контуров.

Таким образом, обеспечивается непрерывный контроль соответствия напряжения тахогенератора, включенного в цепь ограничителя скорости, действительной скорости подъема на протяжении всего цикла подъема.

Кроме того, любое изменение тока в обмотке возбуждения одного из тахогенераторов или обрыв цепи возбуждения одного из тахогенераторов приведет к возникновению небаланса ампер-витков обмоток 2 и 3, следовательно, к отпадению одного из реле 1РК,Н или 2РК.Н.

В случае одновременного снижения напряжения на обмотках возбуждения тахогенераторов уменьшится напряжение обмоток /-1 обоих реле, так как они получают питание из обшей сети, при этом реле 1РКН и 2РКН отпадают и дают импульс на срабатывание предохранительного тормоза.

Полное снятие напряжения с обмоток возбуждения тахогенераторОБ приводит к обесточиванию обмоток 1-1 обоих реле, а следовательно, к их отключению и срабатыванию предохранительного тормоза.

Обмотки 2-2 обоих реле 1РКН и 2РК1 включены в цепь ограничителя скорости, при этом реле осуществляют контроль целостности цепи электрического ограничителя скорости.

При обрыве цени электрического ограничителя скорости обмотки 2-2 реле 1РКН и 2РК,Н обесточиваются, чтоириведет к уменьшению общих ампер-витков в реле 1РКН, которое отключится и даст импульс на срабатывание предохранительного тормоза.

При этом контроль цепи электрического ограничителя скорости осуществляется во всем диапазоне скоростей подъемной машины, включая и малую скорость, что очень важно для шахтных клетевых и проходческих подъемных установок, осуществляющих спускподъем людей.

Указанный способ контроля обладает свойством самоконтроля, так как при любом повреждении в самой схеме контроля отключаются реле 1РКН и 2РКН, ибо при нормальнойработе они всегда втянуты.

Предмет изобретения

Электрический ограничитель скорости шахтных подъемных машин с использованием двух независимых задублированных контуров, каждый из которых содержит тахогенератор, командоаппарат задания, реле контроля скорости, реле контроля исправности контуров, регулировочные сопротивления и общий источник питания, отличающийся тем, что, с целью иовышения надежности ограничителя, в качестве реле контроля скорости применепы двухобмоточные поляризованные реле, Здерживающие обмотки каждого из которых включены в один из задублированных контуров, а тормозные обмотки каждого реле, соединенные с удерживающими встречно, иодключены к источнику питания через регулировочные сопротивления и размыкающие контакты реле контроля скорости другого контура, причем в качестве реле контроля исправности контуров применены трехобмоточные поляризованные реле, удерживающие обмотки каждого из которых также подключены к источнику питания, а две другие обмотки включены в упомянутые контуры встречно.

Похожие патенты SU197896A1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ СКОРОСТИ ПОДЪЕМНОЙ МАШИНЫ 1971
SU297564A1
Ограничитель скорости подьемнотранспортной установки 1974
  • Шатило Алексей Николаевич
  • Шраменко Павел Семенович
  • Солоха Анатолий Поликарпович
  • Стороженко Михаил Андреевич
  • Кащич Анатолий Михайлович
  • Клейменов Борис Иванович
SU519383A1
УСТРОЙСТВО для ЗАЩИТЫ ФРИКЦИОННОЙ ЛЕБЕДКИ 1967
SU197895A1
ЭЛЕКТРОПРИВОД 2015
  • Малиновский Анатолий Кузьмич
RU2586630C1
Электрический ограничитель скорости подъемной машины 1980
  • Шаповалов Николай Иванович
SU945040A1
ЭЛЕКТРОПРИВОД 2012
  • Малиновский Анатолий Кузьмич
  • Сидаш Ярослав Александрович
RU2531380C2
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ СКОРОСТИ ПОДЪЕМНЫХМАШИН 1969
SU240970A1
Электрический ограничитель скорости подъемной машины (его варианты) 1981
  • Сташинов Юрий Павлович
  • Волков Владимир Владимирович
SU1106778A1
Электрический ограничитель скорости подъемной машины 1979
  • Шаповалов Николай Иванович
SU867834A1
Электрический ограничитель скорости подъемной машины 1972
  • Тушинский Юрий Валентинович
  • Тищенко Николай Антонович
  • Бурхачев Владимир Степанович
  • Довженко Владимир Иустинович
SU468858A1

Иллюстрации к изобретению SU 197 896 A1

Реферат патента 1967 года ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ СКОРОСТИ ШАХТНЫХ НОДЪЕМНЫХ Л1АШИН

Формула изобретения SU 197 896 A1

В и,ел1} зоилиты

SU 197 896 A1

Даты

1967-01-01Публикация