Электрический ограничитель скорости подъемной машины Советский патент 1982 года по МПК B66B5/06 

Описание патента на изобретение SU945040A1

(5) ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ СКОРОСТИ ПОДЬЕМНОЙ МАШИНЫ

1

Изобретение относится к устройствам защиты подъемных установок от опасного превышения скорости и может быть использовано на подъемных установках в угольной и горнорудной отраслях промышленности.

Известен электрический ограничитель скорости подъемной машины;, содержащий регулятор заданной скорости с ретардирующим узлом, тахогенераторы, один из которых механически соединен с подъемным двигателем, в цепь управления которым включен контактор, а другой - с ретардирующим узлом, реле контроля превышения скорости и исправности, контакты которых совместно с коммутационными элементами включены в цепи защиты подъемной машины D.

Недостатком такого ограничителя скорости является невозможность его применения на высокоскоростных подъемных машинах. Кроме того, сложная схема затрудняет его эксплуатацию, а необходимость иметь тахогенераторы с небольшим внутренним сопротивлением вынуждает применять в таком ограничителе скорости тахогенераторы завышенной мощности и габарита.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является электрический ограничитель скорости подъемной

10 машины, содержащий последовательно соединенные регулятор заданной скорости с ретардирующим узлом и конечным выключателем, тахогенераторы, один из которых механически соединен

15 с подъемным двигателем, а другой с ретардирующим узлом, реле оборотов, установленное на валу первого тахогенератора и имеющее размыкающие контакты с меньшим и большим

20 порогами срабатывания, реле контроля превышения скорости и исправности, соответственно размыкающий и замыкаю1чий контакты которых соединечы последовательно и включены в цепь заи1иты подъемной машины и-параллельио второму подключен первый контакт реле оборотов, соединенный одним из выводов через второй контакт реле оборотов с одним из выводов замыкающего контакта конечного выключателя . .

Однако в известном органичителе скорости потеря напряжения на выходе одного из тахогенераторов без разрыва электрической цепи (например, при нарушении вращения тахогенератора, исчезновении возбух дения, внутренних замыканиях о его обмотках и т.п. / не всегда наде)хн. контролируется, поскольку в общей цепи ограничителя величина рабочего TOKiJ снижается не более чем вдвое и этого недостаточно для гарантированного защитного срабатывания реле контроля- исправности ограничителя скорости.

Кроме того, блокировка контакта реле контроля исправности в цепи защиты подъемной машины, повышающая надежность работы этого реле, функционально связана с коммутационными элементами аппаратов цепи управления подъемным двигателем, что обуславливает возможность применения такой блокировки лишь на подъемных машинах с контакторным управлением электроприводом, а для машин с электроприводом постоянного тока (в системах Г-Д,и ТП-TJ или переменного тока с частотным регулированием скорости она оказывается непригодной.

Цель изобретения - повышение надежности в работе ограничителя скорости .

Эта цель достигается тем, что электрический ограничитель скорости подъемной машины снабжен узлом контроля работы тахогененаторов с замыкающими контактами, двухобмоточным реле сравнения и дополнительным регулятором заданной скорости с конечным выключателем, причем реле контроля исправности включено между одними из выводов тахогенераторов, к каждому из которых подключена одна из обмоток встречно другой двухобмоточного реле сравнения,другой вывод первого тахогенератора соединен через встречно включенные диоды с одними из выводов основного и дополнительного регуляторов заданной скорости, вторые выводы которых объединены, другой вывод замыкающего контакта реле контроля исправности подключен через замыкающий контакт конечного выключателя дополнительного регулятора заданной скорости к другому выводу замыкающего контакта конечного выключателя основного регулятора заданной скорости,а параллельно замыкающему контакту каждого конечного выключателя подключен один из замыкающих контактов узла контроля работы тахогенераторов. Кроме того, узел контроля работы

j тахогенераторов выполнен на реле, каждое из которых через диод подключено к одному из тахогенераторов.

Узел контроля может быть выполнен также на реле оборотов, установленном на валу второго.тахогенератора .

На фиг.1 поедставлена принципиальная схема ограничителя скорости с-узлом контроля работы тахоге нераторов, выполненным на реле; на фиг,2 - то же, с узлом контроля тахогенераторов, выполненным на реле оборотов.

Ограничитель скорости .включает тахогенератор 1, механически связанный с подъемным двигателем, тахогенератор -2, механичес и связан- ный с ретардирующим механизмом, регулятор 3 заданной скорости, диод 4, конечный выключатель 5 с контактом

5.1, регулятор 6 заданной скорости, диод 7, конечный выключатель 8с контактом 8.1, электромагнитное ре:ле 9 контроля превышения скорости с контактом 9.1 реле 10 контроля исправности с контатом 10.1, реле 11 оборотов с контактами 11,1 и 11,2, узел контроля работы тахогенераторов, выполненный на реле 12 с контактом 12,1, диоде 13,реле

k с контактом .l и диоде 15 или реле 16 оборотов с контактами 16.1 и 16.2, двухобмоточное реле 17 с контактами 17.1 и цепь 18 защиты подъемной машины.

° Работа ограничителя скорости основана на сравнении скорости , подъемной машины, заданной по несимметричной тахограмме ретардирующим механизмом и регуляторами 3 и

5 6, с действительной скоростью движения., контролируемой тахогенератсрами 1 и 2, При правильном выполне- / НИИ заданной тахограммы движения 5 в обмотке реле 9 с помощью регуляторов 3 или 6, включающихся в работу поочередно соответственно направлению движения разделительными диодами 4 или 7; величина тока на протяжении всего цикла поддерживается в пределах контролируемого задания, в результате чего контакт 9.1 реле 9 остается замкнутым. При превышении заданной скорости движения ток .в обмотке реле 9 возрастает и реле размыкает свой контакт 9.1 в цепи 18 защиты подъемной машины. Неисправность в кинематической или электрической цепях одного из тахогенераторов 1 или 2 ( потеря вращения или возбуждения, внутренние замыкания и т.п. ) приводит к потере или снижению его выходного напряжения и нарушению баланса токов в двухобмоточном реле 17, которое при этом срабатывает и размыкает свой контакт 17.1 в цепи 18 защиты подъемной машины. Нарушения в присоединениях и цепях обмоток са мого реле 17 также приводят к его срабатыванию. Другие неисправности в кинемати ческой или электрической цепях огра ничителя скорости приводят к обесточиванию обмотки реле 10 и размыканию его контакта 10.1 в цепи 18 за щиты подъемной машины. Замыкающий контакт 10.1 реле 10 в цепи 18 во время останова машины в начальный период ее разгона и в конце замедления разомкнут и шунтируется двумя размыкающими контактами 11.1 и 11.2 реле 11 оборотов, замыкающими контактами 5.1 и 8.1 конечных выключателей 5 и 8, замыкающими контактами 12.1 и 14.1 реле 12 и 14 или замыкающими контактами 16.1 и 16.2 реле 16 оборотов в следующей последовательности. При останове машины в конечном положении контакты 10.1, 12.1, 14.1 или 16.l, 16.-2 реле 10, 12, 14 или реле 16 оборотов и, в зависимости от предстоящего направления движения, контакт одного из конечны выключателей регуляторов заданной скорости, например контакт 5.1 конечного выключателя 5 регулятора 3, разомкнуты, а оба контакта 11.1 и 11,2 реле 11 оборотов и контакт 8.1 конечного выключателя 8 регуля тора 6 замкнуты. В начальный период разгона машины в принятом направле НИИ реле 12 через диод 13 начнет обтекаться током и замкнет контакт 12.1или реле 16 оборотов замкнет контакт 16.1, и еще при малой скорости разомкнется один контакт 11.1 реле 11 оборотов. Затем при большей скорости замкнется контакт 10.1 реле 10 и разомкнется второй контакт 11.2реле 11 оборотов, а при дальнейшем движении, когда осовбождается конечный выключатель 5 регулятора 3 замкнется контакт 5.1. При останове машины в промежуточных положениях цикла движения после периода разгона исходное состояние всех контактов такое же, как при останове машины в конечном положении, но контакт 5.1 конечного выключате-. ля 5 регулятора 3 замкнут. В период разгона машины из этого положения последовательность замыкания контактов аналогична предыдущему. При замедлении и останове машины в конце цикла движения сначала разомкнется контакт 8.1 конечного выключателя 8 регулятора 6, затем при снижении скорости замкнется один контакт 11.2 реле 11 оборотов и еще на меньший ползучей скорости разомкнется контакт 12.1 реле 12 или контакт 16.1 реле 16 оборотов и замкнется другой контакт 11.1 реле 11 оборотов, после чего разомкнется контакт 10.1 реле Ю. При замедлении и останове машины в промежуточных положениях цикла движения после периода разгона последовательность замыканий контактов аналогична, но контакт 8.1 конечного выключателя 8 регулятора 6 при этом остается замкнутым, а контакт 10.1 реле 10 разомкнется после того, как замкнется контакт 11.2 реле 11 оборотов. При обратном цикле движения вместо регулятора 6 в рабочем режиме окажется регулятор 3 с конечным выключателем 5 и его контактом 5.1 а вместо реле 12 через диод 15 в работу включится реле 14 с контактом 14.1 или контакт 16.2 реле 16 оборотов, функциональная последовательность работы которых аналогична описанной для предыдущего -цикла движения. Приведенная схема шунтирования контакта реле 10 контроля исправрости в цепизащиты подъемной машины обеспечивает постоянную готовность работы этого реле во всех периодах цикла движения.

Такое выполнение электрического ограничителя скорости позволяет исключить фукнциональные элементные связи его с цепями управления подъемным двигателем и достичь универсальной применимости такого ограничителя скорости на подъемных машинах с различными системами электропривода, а также повысить эксплуатационные качества.

Формула изобретения

1. Электрический ограничитель скорости подъемной машины, содержащий последовательно соединенные регулятор заданной скорости с ретардирующим узлом и конечным выключателем, тахогенераторы, один из которых механически соединен с подъемным двигателем,а другой - с ретардирующим узлом, реле оборотов, установлеиное на валу первого техогенератора и имеющее размыкающие контакты с меньшим и большим порогами срабатывания, реле контроля превышения скорости и исправности, соответственно размыкающий и замыкающий контакты которых соединены последовательно и включены в цепь защиты подъемной машины и параллельно второму подключен первый контакт реле оборотов, соединенный одним из выводов через второй контакт реле оборотов с одним из выводов замыкающего контакта конечного выключателя, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности в работе; он снабжен узлом контроля работы тахогенераторов с замыкающими контактами, двухобмоточным

реле сравнения и дополнительным регулятором заданной скорости с конечным выключателем, причем реле контроля исправности включено между одними из выводов тахогенераторов, к каждому из которых подключены одна из обмоток встречно другой двухобмоточного реле сравнения, другой вывод первого тахогенератора соединен через встречно включенные диоды с одними из выводов основного и дополнительного регуляторов заданной скорости, вторые выводы которых объединены, другой вывод замыкающего контакта реле контроля исправности подключен через замыкающий контакт конечного выключателя дополнительного регулятора заданной скорости к другому выводу замыкающего контакта конечного выключателя основного регулятора заданной скорости, а параллельно замыкающему контакту каждого конечного выключателя подключен один из замыкающих контактов узла контроля работы тахогенераторов.

2,Ограничитель по п. 1, о т л ич а ющ и-й-с я тем,что узел контроля работы тахогенераторов выполнен на реле, каждое из которых чере диод подключено к одному из тахогенераторов.

3.Ограничитель по п. 1, отличающийся тем, что узел контроля работы тахогенераторов выполнен на. реле оборотов, установленном на валу второго тахогенератора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР , кл. В 66 В 5/06, 1967.

2.Авторское свидетельство СССР по заявке W 2820236/29-П ,

кл. В 66 В 5/06, 26.06,79 (прототип

Похожие патенты SU945040A1

название год авторы номер документа
Электрический ограничитель скорости подъемной машины 1979
  • Шаповалов Николай Иванович
SU867834A1
Устройство управления тормозом шахтной подъемной машины 1989
  • Шапочка Сергей Николаевич
  • Алистратова Ирина Евгеньевна
  • Карчага Сергей Владимирович
SU1676981A1
Ограничитель скорости подьемнотранспортной установки 1974
  • Шатило Алексей Николаевич
  • Шраменко Павел Семенович
  • Солоха Анатолий Поликарпович
  • Стороженко Михаил Андреевич
  • Кащич Анатолий Михайлович
  • Клейменов Борис Иванович
SU519383A1
ЛЯ 1973
  • Авторы Изобретени И. Ф. Сторожев, П. С. Шраменко, А. Ф. Кирей, А. П. Солоха М. А. Стороженко
SU382570A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ СКОРОСТИ ШАХТНЫХ НОДЪЕМНЫХ Л1АШИН 1967
SU197896A1
Ограничитель скорости для шахтных подъемных установок 1973
  • Дерюгин Анатолий Павлович
  • Милкис Григорий Яковлевич
  • Пикуровский Марк Ефимович
  • Зейлингер Феликс Абрамович
SU460542A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ СКОРОСТИ ПОДЪЕМНОЙ МАШИНЫ 1971
SU297564A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ПРЕВЫШЕНИЯ СКОРОСТИ ПОДЪЕМНЫХ УСТАНОВОК 1966
SU186112A1
Устройство для защиты от утечки тока в сети с изолированной нейтралью 1983
  • Кочетков Владимир Дмитриевич
  • Сидоренко Иван Тимофеевич
  • Черников Михаил Анатольевич
  • Кочеткова Лариса Владимировна
SU1144163A1
Система автоматического управления шахтной подъемной машиной с асинхронным электроприводом 1979
  • Гальперин Исаак Яковлевич
  • Тульчинский Юрий Маркович
  • Гаврилов Александр Васильевич
SU893778A1

Иллюстрации к изобретению SU 945 040 A1

Реферат патента 1982 года Электрический ограничитель скорости подъемной машины

Формула изобретения SU 945 040 A1

л;CL

Ш m

о оZ 7

x

6

ti

jn

J

I/

SU 945 040 A1

Авторы

Шаповалов Николай Иванович

Даты

1982-07-23Публикация

1980-12-05Подача