АСТАТИЧЕСКИЙ ПОПЛАВКОВЫЙ ГИРОКОМПАС Советский патент 1969 года по МПК G01C19/22 

Описание патента на изобретение SU252636A1

Изобретение относится к области гироскопических приборов для автоматического управления движущимися объектами.

Известны гирокомпасы, содержащие гироузел, центрированный на торсионе в наружном карданном кольце, взвещенный в жидкости, заполняющей корпус, электромагнитные датчики момента, ленточные токоподводы, следящую систему раскручивания торсиона, компенсатор суточного вращения Земли и угломерное устройство.

Однако в этих гирокомпасах отсутствует контроль плавучести и наблюдаются больщой крутящий момент торсионов, момент токоподводов, недостаточная компенсация вертикальной составляющей угловой скорости суточного вращения Земли, что в сумме резко снижает точность прибора.

Предлагаемый гирокомпас отличается от известных тем, что Б нем компенсатор выполнен в виде двух спиральных пружин, одни концы которых закреплены на карданном кольце, а другие - на регулировочном стержне, выведенном наружу через корпус прибора, на крыщке которого подвижно установлена с помощью регулировочного щтока плата с токоподводами, присоединенными к другой плате, установленной на гироузле. На крыщке корпуса установлен также арретир, выполненный в виде двух подвижных планок, перемещающихся по направляющим параллельно и встречно друг другу и взаимодействующих со стаканом, укрепленным своим дном на гироузле, что позволяет повысить точность и установить чувствительные торсионы без их натяжения и изменения положения гироузла.

На фиг. 1 представлен предлагаемый прибор, в двух проекциях; на фиг. 2 - регулируемый токоподвод; на фиг. 3 - компенсатор вертикальной составляющей угловой скорости суточного вращения Земли.

Поплавковый гироузел, состоящий из гиромотора /, установленного в герметичной камере 2, подвещен и центрирован в наружном

карданном кольце 3 на дшломоментных торсионах 4. Карданное кольцо расположено в кольце корпуса 5 на каменных опорах 6. Питание к гиромотору подводится через ленточные токоподводы 7, прикрепленные одними концами к плате 8, установленной на гироузле, а другими - к регулируемой плате 9 на крыщке корпуса 10. Устройство, приводящее гироузел в меридиан и демпфирующее его колебания, состоит из двухкоординатного датчика 11 угла

и блока двухкоординатного датчика 12 момента, установленных на крыщках корпусов 10 и 13. Корпус прибора на подщипниках 14 устанавливается в кольце следящей системы 15, которое подвещено на объекте на щарнире

лов крена и уклона, совмещенные с изодромными демпферами 17.

Следящая система предотвращает закручивание торсионов.Для привязки на местности и ориентирования объекта служит оптическая угломерная часть 18.

Устройство для установки маломоментных торсионов содержит технологический арретир 19, захватывающий своими иланками 20, перемещающимися встречно и параллельно друг другу по направляющим, стакан 21, укрепленный на гироузле. Гироузел во время сборки торсиона жестко скреплен с карданным кольцом, а через арретир и с корлусом прибора.

Узел токоподводов (фиг. 2), в собранном виде представляющий собой жесткую конструкцию, устанавливается на крыщке корпуса 10, которая крепится к кольцу корпуса 5 так, чтобы верхний торсионодержатель 22 гироузла вошел в прорезь платы 23; затем отворачивают технологические винты 24 и плата 25 остается связанной с гироузлом только ленточными проводниками 26. Для устранения вредных моментов от токоподводов вследствие технологической неточности их сборки и для компенсации остаточного момента торсионов при их нулевом положеинии шток 27, к которому прикреплена плата 25, может перемещаться поступательно вверх - вниз и вращаться вокруг своей оси.

Устройство для компенсации вертикальной составляющей угловой скорости суточного вращения Земли (фиг. 3) состоиг из оттарированных спиральных пружин 28, которые одними концами укреплены на карданном кольце 3 около горизонтальной оси подвеса, а другими - крепятся к регулировочному стержню 29, выведенному сквозь корпус 5 прибора. При повороте стержня пружины закручиваются и накладывают момент на карданное кольцо 3, которое передает его на гироузел и заставляет последний прецессировать со скоростью, равной вертикальной составляющей скорости вращения Земли. Для компецсации усилий от пружин, прижимающих цапфы к каменным опорам, применено две пружины.

Устройство для контроля и регулировки плавучести гироузла состоит из блока температурной стабилизации с сопротивлением, регулирующим номинальную величину стабилизированной температуры, токопроводящих подпятников, цапф карданного кольца и спиральных пружин. Контроль нулевой плавучести

осуществляется путем фиксации нарушения контакта электрической цепи. Сведение веса и плавающей системы к минимуму уменьшает нагрузку на торсион и ошибки прибора при

ускорениях.

Для горизонтирования прибор подвешен на объекте на шарнире Гука 16. С целью устранения раскачки прибора под действием вибрации и толчков оси шарнира через редукторы соедийены с жидкостными изодромными демпферами 17, на осях которых закреплены датчики угла типа ПИ-1. Благодаря этим устройствам при быстродействуюших нагрузках шарнир Гука оказывается жестко закрепленным и прибор не раскачивается. Однако, при медленных наклонах объекта прибор легко удерживается в вертикали, позволяя снимать с датчиков углов сигналы, пропорциональные углам крена и уклона.

Предлагаемые новые решения узлов гирокомпаса в совокупности дают возможность создать трехкоординатный датчик высокой точности для автоматического управления движущимися объектами.

Предмет изооретения

1. Астатический поплавковый гирокомпас, содержащий гироузел, центрированный на торсионе в наружном карданном кольце, взвешенный в жидкости, заполняющей корпус, электромагнитные датчики момента, ленточные токоподводы, следящую систему раскручивания торсиона, компенсатор суточного вращения Земли и угломерное устройство, отличшощийся тем, что, с целью повышения точности, в нем компенсатор выполнен в виде двух спиральных пружин, одни концы которых закреплены на карданном кольце, а другие - на регулировочном стержне, выведенном наружу через корпус прибора, на крыщке которого подвижно установлена с помощью регулировочного штока плата с токоподводами, присоединенными к другой плате, установленной на гироузле..

2. Гирокомпас по п. 1, отличающийся тем, что, с целью установки чувствительных торсионов без их натяжения и изменения положения гироузла, в нем на крышке корпуса установлен арретир, выполненный в виде двух подвижных планок, перемещающихся по направляющим параллельно и встречно друг другу и взаимодействующих со стаканом, укрепленным своим дном на гироузле.

27

24 25

Похожие патенты SU252636A1

название год авторы номер документа
МАРКШЕЙДЕРСКИЙ ГИРОКОМПАС 1970
  • В. Н. Лавров, И. Б. Житомирский, Б. Ф. Ермилов, П. Я. Гальперин,
  • Ю. И. Чист Ков, Э. А. Лабецкий Ю. С. Луковатый
  • Всесоюзный Научно Исследовательский Маркшейдерский Институт
SU288320A1
УСТАНОВКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМЕЩЕНИЯ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ГИРОМОТОРА ВДОЛЬ ОСИ ВРАЩЕНИЯ РОТОРА 1964
  • Зобретени Г. А. Слом Нский, А. В. Агапов, А. Д. Тимофеева, В.И. Марь Шин
  • А. Ф. Тимофеев Е. М. Голов
SU164995A1
Автоматический наземный гирокомпас 1979
  • Лавров Владимир Николаевич
  • Луковатый Юрий Сергеевич
  • Глейзер Валерий Иосифович
  • Кон Марк Самуилович
  • Васильев Юрий Александрович
  • Найшулер Григорий Михайлович
  • Корбут Игорь Андреевич
  • Шарапов Евгений Михайлович
  • Янко Григорий Константинович
SU808847A1
ГИРОСТАБИЛИЗАТОР ОПТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ 2016
  • Кривошеев Сергей Валентинович
  • Кривохижин Сергей Андреевич
RU2625643C1
Учебный прибор по механике 1987
  • Бутенин Николай Васильевич
  • Михайлин Александр Борисович
  • Иванов Леонид Демьянович
SU1497633A1
СПОСОБ ПРОВЕРКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ТРЕХСТЕПЕННОГО ГИРОСКОПА С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПРУЖИНОЙ 1994
  • Рябиков В.С.
  • Правоторов Е.А.
  • Валько А.Д.
  • Яшукова В.В.
  • Давыдов В.И.
  • Соболева Е.Б.
  • Щеглова Н.Н.
  • Зимин И.Т.
RU2117917C1
СТЕНД ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВИБРАЦИОННЫХ РЕАКТИВНЫХ МОМЕНТОВ ГИРОМОТОРА 2012
  • Калдымов Николай Алексеевич
  • Седышев Владимир Антонович
  • Нахов Сергей Федорович
  • Депутатова Екатерина Александровна
  • Полушкин Алексей Викторович
  • Межирицкий Ефим Леонидович
  • Сапожников Александр Илариевич
RU2518975C2
ГИРОСКОПИЧЕСКИЙ ТРЕХСТЕПЕННЫЙ ПОПЛАВКОВЫЙПРИБОР 1966
SU182346A1
УСТРОЙСТВО КОРРЕКЦИИ ГИРОВЕРТИКАЛИ 1998
  • Кривошеев С.В.
  • Терехова Е.В.
  • Чарышев Ш.Ф.
RU2145057C1
Способ определения дисбаланса поплавковых гироузлов и устройство для его осуществления 1984
  • Толмацкий Михаил Моисеевич
  • Мишенский Олег Юрьевич
SU1226083A1

Иллюстрации к изобретению SU 252 636 A1

Реферат патента 1969 года АСТАТИЧЕСКИЙ ПОПЛАВКОВЫЙ ГИРОКОМПАС

Формула изобретения SU 252 636 A1

SU 252 636 A1

Авторы

Ю. А. Васильев, М. А. Лепихина И. К. Шубин

Даты

1969-01-01Публикация