Р1звестны маркшейдерские гирокомпасы с чувствительным элементом на торсионном подвесе, угломером, арретиром и следящей системой.
Предложенный гирокомпас отличается тем, что торсионный подвес чувствительного элемента выполнен из нескольких лент, сложенных друг с другом широкими гранями, прпчем верхние их концы шарнирно нрикреплены к корпусу прибора, а арретир выиолпен в впде двух конических колец, захватываюш,их чувствительный элемент за коническое кольцо, не изменяя его положення по высоте и силе натяжеиия торсиона. Это позволяет ускорить ориентирование и повысить его точность.
На фиг. 1 иредставлен общий вид ирибора; на фиг. 2 - крепление торсионных лент; на фнг. 3 - система токоподвода; на фиг. 4 - следяшая система; на фиг. 5 - блок-схема следящей системы.
Чувствительный элемент (фиг. 1), состоящий из гиромотора 1 и цилиндра 2 сложной формы с коническим кольцом 3, подвешен н центрирован на торсноие 4. Ось гиромотора с помощью балансировок приводится в горизоитальиое иоложение. Три фазы тока подводятся к гиромотору через ленточные проводники, на фиг. 1 не показаны. Верхний зажим 5 торсионного подвеса и внещние штыри токоиодвода 6 связаны с жесткой конструкцией 7,
которая оптически связана с чувствительным элементом и может вращаться при помощи двигателя следящей системы вокруг геометрической оси прибора.
Торсиониый подвес (фиг. 2) состоит из нескольких илоских лент с малым моментом кручения, сложенных друг с другом широкими гранями. Концы лент закренлены в зажимах 5 н 8. Верхний зажим 5 закреплен в
гнезде конструкции 7 с помощью шарнира Я а ннжний зажнм 8 жестко закреплен в гнезде на чувствительном элементе.
Токоподвод (фиг. 3) представляет собой пластину, на которой укреплены штыри 10.
При установке токоиодвода штыри укрепляют в гнездах на конструкции 7, а втулку 11, связанную с ними винтами 12, закрепляют на чувствптельиом элементе. Арретирное приспособление состоит нз двух
коиических колец 13 (фнг. 1), которые, одновременно сдвигаясь при вращении гайки 14, захватывают чувствительный элемент за коническое кольцо 5. Положение чувствительного элемента по высоте и сила натяжения торсиона ири этом не изменяются.
Следящая система (фиг. 4) для слежения за движением чувствительного элемента действует следующим образом. Луч света от осветителя 15, установленного на кронщтейне дает на зеркало /7 чувствительного элемента. Отражаясь от него, луч освещает примерно треть площади каждого из двух фотосонротивлений 18, укрепленных на кронщтейне 16. Сигнал, равный разности токов, проходящих через оба сопротивления, усиливается усилителем 19 (фиг. 5) и подается в управляющую обмотку исполнительного двигателя 20, который через редуктор 21 поворачивает всю конструкцию 7 до тех пор, пока разность токов не станет равна нулю, т. е. фотосопротивления будут освещены одинаково, а следовательно, торсион и токоподводы будут находиться в первоначальном положении относительно чувствительного элемента и их угол закручнвания не превысит чувствительности следящей системы. Предмет изобретения Маркшейдерский гирокомпас, содержащий чувствительный элемент на торснонном подвесе, угломер, арретир и следящую систему, отличающийся тем, что, с целью новыщения точности ориентирования направлений на местности и его ускорения, торсионный подвес чувствительного элемента вынолнен из нескольких лент, сложенных одна с другой широкими гранями, нричем верхние их концы щарнирно прикреплены к корпусу прибора, а арретир вынолнен в виде двух конических колец, захватывающих чувствительный элемент за коническое кольцо, не изменяя его положекия но высоте и силы натяжения торсиона.
Ш
Флг 2
72
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АСТАТИЧЕСКИЙ ПОПЛАВКОВЫЙ ГИРОКОМПАС | 1969 |
|
SU252636A1 |
МАРКШЕЙДЕРСКИЙ МАЛОГАБАРИТНЫЙ ГИРОКОМИтшт^';'..^-'.:^,рБИБ;?;.о-г? | 1972 |
|
SU331253A1 |
Автоматический наземный гирокомпас | 1979 |
|
SU808847A1 |
Маркшейдерский гидрокомпас | 1977 |
|
SU676867A2 |
Наземный гирокомпас | 1976 |
|
SU550862A1 |
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ АРРЕТИРОВАНИЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА НА ТОРСИОННОМ ПОДВЕСЕ В ГИРОСКОПИЧРХКИХ ПРИБОРАХ | 1970 |
|
SU273450A1 |
Гирокомпас | 1990 |
|
SU1756762A1 |
Арретирующее устройство маркшейдерского гирокомпаса | 1979 |
|
SU864009A1 |
ГИРОТЕОДОЛИТ | 1966 |
|
SU187328A1 |
АВТОНОМНЫЙ ПОПЛАВКОВЫЙ ОДНОГИРОСКОПНЫЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ГИРОКОМПАСА | 1996 |
|
RU2120607C1 |
Авторы
Даты
1970-01-01—Публикация