Устройство для ключевой блокировки стрелок и сигналов станционного участка, состоящего из двух стрелок и однокрылого семафора Советский патент 1932 года по МПК B61L21/00 

Описание патента на изобретение SU27096A1

Предлагаемое изобретение касается самих по себе общеизвестных устройств для обеспечния безопасности следования поездов с применением контрольных ключей.

В частности, известны дли станций, обслуживаемых одним стрелочником и вообще малодеятельных, устройства с хранением ключей у дежурного по станции.

Для станций с густым движением известны ключевые блокировки с замыканием ключей в постовом аппарате и освобождением их электрическим током, посылаемым со станции.

Предлагаемое устройство для ключевой блокировки стрелок и сигналов станционного участка, состоящего из двух стрелок и однокрылого семафора, относится к последнему типу таких устройств.

На чертеже фиг. 1 изображает план станционных путей; фиг. 2 - замыкание диска сигнальной лебедки; фиг. 3 - наружный вид постового ящика зависимости; фиг. 4 - механизм постового ящика зависимости; фиг. 5- станционный ящик.

Известные устройства для ключевой блокировки для малых станций с хранением ключей у дежурного по станции для станционного участка, состоящего из двух стрелок и одного однокрылого семафора, заключаются в следующем. На стрелках №№ 1 и 2 и на швеллере сигнальной лебедки устанавливается по два контрольных стрелочных замка (фиг. 1 и 2).Как известно, контрольные замки позволяют вынимать ключи только при замкнутом положении замка, т.-е. при выдвинутом ригеле. При этом, из двух замков, установленных на одной стрелке, одновременно возможно вынуть TO.MJKO один из ключей, а другой остается зажатым в замке. Диск сигнальной лебедки (фиг. 2) запирается ригелем Р, входящим в вырез на диске, при чем при передвижении этого ригеля вправо получается возможность вращать диск. Если этот ригель заперт контрольным замком, то вследствие наличия .наклепки а, укрепленной на самом ригеле Р. перемещение его вправо стан т невозможным, т.-е. станет невозможным поворот диска лебедки, а, следовательно, и открывание семафора.

Типовые ключи для замков (называя их буквами) берутся: для стрелки № 1

плюсовый (прямое направление) -f-Л и минусовый (отклоненное направление) - С, для стрелки № 2 плюсовый -{-Б к минусовый - Си для сигнальной .лебедки - верхний В и нижниЗ С.

Таким образом, три замка будут иметь одинаковые ключи С, что нисколько не отражается на безопасности движения. Нормально стрелки установлены по прямому пути и замкнуты в плюсовом положении, т.-е. по прямому пути, а ключи от замков Н-Л, ,В и С (сигнальный) находятся у дежурного по станции (ключи - С зажаты в замках на стрелках).

ДХя приема поезда на второй (прямой) путь дежурный по станции выдает стрелочнику сигнальные ключи В и С. Стрелочник открывает сначала замок В и этим получает возможность открыть замок С, подвинуть ригель Р вправо и открыть семафор. При открытом семафоре заклепка а на ригеле Р подходит под рягель замка С и этим зажимает ключи В и С в замках.

Для приема поезда на первый путь стрелочнику выдаются ключи к В. Стрелочник переводит стрелку № 1, в результате чего получает в лесто ключа -|- А ключ - С и открывает семафор ключами В и-С.

Для приема поезда на третий путь стрелочник получает ключи-}- Б к В, переводит стрелку № 2 и ключами В к - С открывает семафор.

Для маневровой работы стрелочник получает только стрелочные ключи - А к В, а. сигнальные остаются у дежурного по станции.

Из изложенного видно, что стрелочник может принять поезд только на заданный маршрут. При открытом семафоре маршрут и сигнальные ключи заперты, возвращение контрольных ключей к дежурному по станции не требуется (выпадает обратный маршрут стрелочника ка станцию). Выполнение маршрута дежурный по станции видит по крылу семафора или его повторителю. Как уже указывалось выше, такая зависимость удобна для станций, обслуживаемых одним стрелочником и вообще малодеятельных, при густом же движении хранение ключей у дежурного по станции отражается на пропускной способности; в этих случаях является необходимость в устройстве станционной

блокировки, в предлагаеиоб станционной блокировке с ключевой зависимостью между стрелками и сигналами применены следующие приборы. В стрелочной будке устанавливается небольшой настенный ящик зависимости (фиг. 3 и 4). В этом ящике (исходя из приведенной выше типовой станции с тремя путями (фиг. I) оборудованной, как выше описано, контрольными замками) устанавливаются, так называемые, аппаратные замки в количестве четырех штук. По типу ключей эти замки должны соответствовать: первый (слева направо) стрелочному замку -А, второй-стрелочному замку -j- В, третий- сигнальному и четвертый - двум стрелочным - С. Сигнальный замок С на лебедке снимается, а на его место переставляется замок с ключом В. Таким образом, на стрелках остаются четыре замка, на лебедке один и в стрелочной б}дке устанавливаются четыре замка, при чем последние своих ключей не имеют, а только могут принимать на себя ключи от стрелок и сигнала.

Для достижения взаимо - зависимости между замками, в ящике зависимости устанавливается только одна линейка зависимости, в выразьь которой могут входить ригели замков (фиг. 4). Линейка помещается в направляющих вырезах в торцезых стенках ящика и своими концами выступает наружу (фиг. 3), почему может передвигаться вручную вправо и влево. Над замками S и - С (несколько вправо) устанавливаются электрозащелки 3 и 3-, якори которых, при отсутствии тока, не позволяют замкнуть замок В и отомкнуть замок - С (фиг. 5).

В левом углу над линейкой устанавливается электрозащелка того же типа 3, якорь которой, при отсутствии тока, не позволяет передвинуть линейку вправо (фиг. 5).

На ригелях замков А VL Б (на верхних концах) укрепляется качающийся контактный переключатель К линейного провода. Планка переключателя (эбонитовая) укреплена на ригелях шарнирио. Если один из замков замкнут, а другой отомкнут, контактный переключатель, соединяется с правой или левой контактной пластинкой. На верхнем конце ригеля замка - С укрепляется эбонитовый штепсель, производящий при отмыкании замка переключение контактных пружин в гнезде телефонного типа. На линейке зависиыости в правом углу укрепляется эбонитовая стойка, соединяющая, при передвижении линейки влево, контакты цепи, в которую включена электрозащелка 3i.

. В ящике зависимости монтируется электрическая схема блокировки, а наружу выводятся три кнопки, соответствующие трем маршрутам приема данной станции. На ящике устанавливается «указатель положения стрелок (типа обыкновенного указателя тока), включенный в линейный провод. У дежурного по станции устанавливается небольшой ящик, в котором монтируются батарейный .переключатель -И кнопки для переключения линейного провода с земли на батарею; в нем же может быть помещена и батарея (фиг. 5), На этом ящике устанавливаются два „указателя положения стрелок, т. е. для обоих концов станции. Электрическая схема ящика зависимости стрелочного поста связывается с приборами дежурного по станции только одним проводом (железный провод 3 мм}. Со стороны стрелочного поста блокировка питается батареей из десяти - двенадцати гальванических элeмeнтoз Элементы устанавливаются в стрелочной будке в отдельном пломбируемом яшике (на фиг. 5 они обозначены в ящике зависимости условно).

Для питания схемы со стороны станции устанавливается соответствующая батарея из десяти-двенадцати элементов или пользуются существующими источниками тока данной станции (например, батарея семафорных повторителей, телеграфная и т. д.).

Действие блокировки заключается в следующем. При закрытом семафоре семафорный ключ В (фиг. 2) находится в замке 5 в ящике зависимости (фиг. 4). Замок S отомкнут, т.-е. замыкающий ригель ушел из выреза линейки внутрь замка, а верхний конец ригеля выдвинулся вверх и самозаблокировался электрозащелкой ; поэтому, ключ В оказался заблокированным в замке, а не имея ключа стрелочник не откроет семафора (как сказано выше, на семафорной лебедке при блокировке имеется только замок в).

При замкнутом семафорном ключе линейка зависимости освобождена настолько, что стрелочник может вынуть все стрелочные ключи и манипулировать стрелками для маневровых передвижений.

При приеме поезда на второй прямой путь дежурный по станции делает стрелочнику по телефону распоряжение подготовить прием на второй путь. Стрелочник ставит стрелки № 1 и № 2 (фиг. 1) на прямую и замыкает их ключами к -}- Б. При этом ключи - С зажимаются в своих замках на стрелках и замок С в ящике зависимости оказывается замкнутым, т.-е. ригель его вошел в вырез .линейки (не вынув ключа из замка - С ящика, если он там находится, стрелочник не получит от стрелок ключа или ). Таким образом, стрелочник, получив от стрелок (после их замыкания) ключи -{-А и -J-S, отмыкает ими соответствующие замки в ящике зависимости, чем получает возможность перевести линейку влево и поставить под ригель замка В вырез линейки, а под ригели замков -|- и -}-Б выступы линейки, т.-е. запереть эти замки, а также соединить контакты /Cj.

После этого стрелочник сообщает дежурному по станции о подготовке маршрута. Дежурный по станции переводит батарейный переключатель в сторону этого поста и нажимает левую кнопку. В это же время стрелочник нажимает кнопку второго пути (фиг. 3 и 4). Ток от станционной батареи проходит через электрозащелку 3i и освобождает ригель замка В. Стрелочник поворачивает ключ, чем замыкает линейку, вынимает ключ, и открывает семафор, в результате чего все пять ключей оказываются замкнутыми.

При приеме поезда на первый путь стрелочник, получив задание от дежурного по станции, переводит стрелку № 1 на первый путь получает от стрелки ключ - С, а также устанавливает стрел,ку № 2 нормально на плюс и получает ключ -г -S (последнее необходимо для схемы токопрохождения). Ключом отмыкается замок ъ ящике зависимости;, так как замок+.4 замкнут (ключ на стрелке), а отомкнут, правая сторона планки переключателя поднимается и планка принимает наклонное положение, соединяя контакт К с левой контактной пластиной, благодаря чему плюс постовой батареи присоединяется к линейному проводу; ток проходит через

«указатели ,стрелок на посту и на станции, которые покажут, что подготовлен маршрут на первый путь. Дежурный по станции нажимает кнопку и посылает ток на пост. Стрелочник, увидев на стрелочном указателе присутствие тока станции, нажимает кнопку первого пути (левую крайнюю). Ток, посылаемый со станции, проходит через замычку 3 и стрелочник получает возможность ключом - С отомкнуть замок - С. Ригель замка -Ос помощью укрепленного на верхней части этого ригеля п тепселя переключает цепи с замычки 32 на замычку З. Но, чтобы вынуть сигнальный клк1ч S, стрелочник должен перевести линейку вправо или влево, между тем в данный момент он сделать этого не может, так как перевести линейку влево мешает ригель замка + Л, а перевести вправо мешает якорь электрозащелки Зз (стрелочником кнопка на первый путь нажата и постовая батарея выключена). Поэтому, чтобы дать сработать защелке 3, стрелочник отпускает кнопку и замыкает цепь своей батарея, дежурный по станции видит на „указателе присутствие тока с поста, также на несколько секунд отпускает кнопку, т.-е. выключает свою батарею и еще раз проверяет по „указателю, правильно ли установлен маршрут. В это время срабатывает защелка 3$ и стрелочник передвигает линейку вправо, запирг1я этим замки - С и - Б (последний запирается. носком на линейке) в отомкнутом их положении (ключи зажаты). Дежурный по станции вновь нажимает кнопку и стрелочник, видя это, также вновь нажимает кнопку первого пути, в результате чего срабатывает защелка 3i, освобождающая сигнальный ключ Б: изъятием этого ключа замыкается линейка, а с нею все ключи. У дежурного по станции на указателе остается контроль положения маршрута, так как цепь остается замкнутой.

Прием поезда на третий путь производится аналогично приему на первый путь, только ключ -|- Б будет замкнут на стрелке, а ключ в постовом замке. Контактный переключатель /Сз будет соединен с правой контактной- пластинкой, с линейным проводом будет соединен минус постовой батареи, указатели будут показывать положение маршрута на третий путь и стрелочник будет нажимать кнопку третьего пути.

Из схемы видно, что дежурный по станции имеет контроль положения стрелок электрическим током только на первом и третьем путях, а на второй путь он дает разрешение на прием поезда, не имея никаких сигналов, как бы в слепую. Но на самом деле отсутствие тока в указателе дежурного по станции (т.-е. вертикальное положение стрелки указателя) вполне гарантирует, что при этом положении никакого другого маршрута, кроме как на второй путь, стрелочник сделать не мог, так как, если отсутствует ток в указателе на станции, то его нет и в замычке Зз, якорь которой при этом не позволит перевести линейку вправо; поэтому остается возможность перевода линейки зависимости только влево, а для этого стрелочник должен установить обе стрелки на второй путь и перенести ключи и -{-Б в ящик зависимости, где они и замкнутся.

Таким образом, у дежурного по станции имеется полная гарантия, что при вертикальном положении стрелки его указателя прием может быть сделан только на второй путь. Поэтому, на стрелочном указателе против вертикального положения стрелки делается надпись „П путь (на чертея4е эта надпись не сделана).

При приеме на боковые пути правильность положения стрелок и замыкание маршрутов вполне гарантируются электрической схемой и линейкой зависимости, так как в указателе дежурного по станции показание на первый путь будет иметь место только при отклонении переключателя /Га влево, а это возможно только при замкнутом замке отомкнутом -J- Б (ключ зажат в замке); стрелочник должен иметь ключ - С, чтобы отомкнуть замычку 3, а затем передвинуть вправо линейку и замкнуть маршрут (двигать влево не позволит замок +). Если по освобождении линейки после поворота ключа - С, стрелочник, до передвижения линейки зависимости BnpaBOj, вынет ключ -}-Б, то этим разомкнется контакт KZ и дежурный по станции не будет иметь контроля положения стрелки, а также не смржет послать ток в замшчку 3i (разрыв цепи). Прием на третий путь имеет те же гарантии правильности приема.

При обрыве провода или заземлении его электрозащелки 3i п 3 остаются без тока и запирают линейку (опасного иоиента нет). При сообщении линейного провода с каким-либо другим проводом, указатели на посту и станции укажут присутствие постороннего тока и действие блокировки прекращается. Батарея на посту запломбирована, т.-е. возможность перемены полюсов исключена. При перезарядке батареи блокировка должна закрываться, а при открытии правильность показаний указателей должна проверяться. При закрытии блокировки ключи от стрелок и сигнала могут доставляться дежурному по станции (как описано вначале), а также могут замыкатьси в ящике зависимости. В этом случае замычки освобождаются тяжами , Та и Тз (фиг. 3) (также как в путевой блокировке и устройство тяжей такое же). Тяжи нормально запломбированы.

Ящик зависимости делается из дерева. Передняя стенка ящика является дверцей, которая закрывается в пазы и пломбируется. Выходящие концы линейки и кнопки устанавливаются так, чтобы не было никакого доступа в ящик.

На схеме для упрощения показана по посту батарея, разделенная на две части, но можно, в целях экономии, пользоваться одной батареей, дополнив переключатель /Сз контактсши для переключения полюсов батареи.

Указатели стрелок устанавливаются типа миллиамперметров, т.-е. с малым сопротивлением. Электрозамычки рассчитываются на работу от 10-12 вольт, чтобы не ставить больших батарей.

Предлагаемая ключевая блокировка применима, без изменения электрической схемы и ящика зависимости, на станциях однопутных и двухпутных железных дорог (при двукрылых семафорах на ле,бедку устанавливается также только один замок, а стрелочник открывает семафор по прямому пути на одно крыло, а на боковые на два - в инструкционном порядке).

Для исключения одновременно приема поездов с противоположных сторон на станциях однопутных дорог (где этого не допускает устройство путей) у дежурного по станции на ящике (фиг. 5) устанавливается типовая (Сименса) замычка переменного тока (упрощенный блок-элемент). Стержень замычки связывается с батарейным переключателем таким образом, чтобы, переведя переключатель на прием с юга, дежурный не мог перевести его для приема с севера до тех пор, пока стрелочник южного поста не отблокирует ему замычку; стрелочник же будет отблокировывать только тогда, когда южный поезд прошел за указательный столбик. Эта зависимость дежурного по станции и стрелочника дает лишний плюс безопасности И понуждает стрелочника следить за хвостом поезда.

На двухпутных дорогах с путевой блокировкой предлагаемая станционная блокировка также может применяться вместо дорого стоящих постовых блок-аппаратов (на стрелочном посту), дающих только два маршрута приема.

Замки для ящиков зависимости и лебедок применяются системы Мелентьева (в этих условиях работы вполне надежные). Путевые стрелочные замки могут быть как системы Мелентьева, так и других систем. В последнем случае аппаратные ключи склепываются с ключами соответствующих стрелочных замков.

Предмет изобретения.

Устройство для ключевой блокировки стрелок и сигналов станционного участка состоящего из двух стрелок и однокрылого семафора, стличающееся применением для замыкания линейки зависимости замка, соответствующего „минусовому ключу С, общего для обеих стрелок, очмыкание которого может быть произведено лишь при притянутом якоре электрозащелки BZ и качающегося коммутатора Ла, связанного с ригелями замков А тл Б и служащего. для переключения полюсов батареи указателей маршрута. -6 -с .211ОЗмгЗ Й1 ( о CD |Л(- f г. г. сЭ о Ф

сриг А

MtLJ U

Jij-iS

сриг 5

ri

Похожие патенты SU27096A1

название год авторы номер документа
Постовой аппарат для ключевой станционной блокировки двукрылого сигнала 1931
  • Финагин А.Н.
SU34023A1
Устройство для однопутной ключевой маршрутной блокировки стрелок и сигналов 1930
  • Воробьев Г.Д.
SU34010A1
Устройство для станционной блокировки 1945
  • Наталевич Е.Е.
SU68053A1
Устройство для распоряжения маршрутами на станции 1913
  • Романовский Я.К.
SU1418A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОДНОПУТНОЙ ОДНОПРОВОДНОЙ БЛОКИРОВОЧНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1929
  • Трегер Д.С.
SU29502A1
Устройство для открытия диска сквозного прохода при жезловой сигнализации 1933
  • Финагин А.Н.
SU38199A1
Аппарат ключевой зависимости между стрелками и сигналами железнодорожных станций 1945
  • Гончаров Н.В.
  • Майшев П.В.
SU67586A1
Устройство для станционной блокировки 1947
  • Наталевич Е.Е.
SU84688A2
Стрелочный замок 1925
  • Фремке В.Р.
SU2517A1
Устройство для освобождения с поста управляемой вручную стрелки 1933
  • Варанов В.С.
SU50576A1

Иллюстрации к изобретению SU 27 096 A1

Реферат патента 1932 года Устройство для ключевой блокировки стрелок и сигналов станционного участка, состоящего из двух стрелок и однокрылого семафора

Формула изобретения SU 27 096 A1

SU 27 096 A1

Авторы

Финагин А.Н.

Даты

1932-07-31Публикация

1930-11-29Подача