Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к трансмиссиям транснортных машин, содержащих гидродинамический тору.оз-замедлитель, и предназначено преимущественно для управления гидродинамическими тормозами-замедлителями, применяемыми в различных транспортных машинах, а также в устройствах, где требуется плавное и длительное торможени-е вращаюш.егося вала.
Устройство управления г;;Д|50замедлителем должно обеспечивать бесступенчатое регулирование эффективности тормозного действия, быстрое включение и полное выключение гидрозамедлителя, а также изменение расхода рабочей жидкости через систему охлаждения пропорционально изменению тормозной мощности, поглощаемой гидрозамедлителем. Система управления гидрозамедлителем должна также ограничивать максимальную эффективность тормозного действия гидрозамедлителя для того, чтобы исключить перегрузку деталей трансмиссии и не допустить перегрева рабочей жидкости. Кроме того, система управления должна обеспечивать регулирование тормозного Действия в максимально возможном диапазоне и при любом избыточном давлении в подпиточпой магистрали.
держит замкнутый гидравлический контур, образованный рабочей полостью гидрозамедлителя и охладителем рабочей жидкости, соединенными всасывающим и нагнетательным
каналами, резервуар для рабочей жидкости, подпиточный канал, соединяющий магистраль замкнутого контура с источником давления рабочей жидкости, сливной канал, соединяющий рабочую полость гидрозамедлителя с резерпуаром для рабочей жидкости, и распределительное устройство с полостями, в которых установлены дросселнрующие элементы.
Такие устройства обеспечивают бесступенчатое регулирование эффективности тормозного действия, быстрое включение и полное выключение гидрозамедлителя, изменение расхода рабочей жидкости через систему охлаждения пропорционально изменению тормозной мощности, поглощаемой гидрозамедлителем, ограничивают максимальную эффективность тормозного действия гидрозамедлителя. Однако минимальная эффективность тормозного действия гидрозамедлителя зависит от величины давления рабочей жидкости
в подпиточной магистрали, соединяемой в про., цессе регулирования с пагнетательным каналом. Это приводит к сужению диапазона регулирования и затрудняет выбор системы подпитки, так как последняя в этом случае долждавление раоочеи жидкости в подпиточнои магистрали. Вместе с тем известно, что для сокраи ения времени включения гидрозамедлителя желательно, чтобы давление в подпиточнои магистрали было как можно больше.
Цель изобретения - расширение диапазона регулирования гидрозамедлителя при любом избыточном давлении в подпиточном канале.
Для этого полости дросселирующих элементов распределительного устройства при включенном гидрозамедлителе подключены в подпиточный и сливной каналы.
На фиг. 1 показано предлагаемое устройство при включенном гидрозамедлителе; на фиг. 2 - то же, при выключенном гидрозайедлителе; на фиг. 3 дана характеристика тормозного момента гидрозамедлителя.
Устройство разработано применительно, например, к замедлителю, встроенному в механическую или гидромеханическую трансмиссию автомобиля. Гидрозамедлитель I содержит вращающее лопастное колесо-ротор 2, установленный, например, на вращающемся валу механической или гидромеханической трансмиони автомобиля, и неподвижное колесо-статор 3. К центральной части рабочей полости подведен всасывающий канал 4, а. к той части рабочей полости, где размещена ступица ротора 2, подведен нагнетательный канал 5. При включенном замедлителе его рабочая полость через сливной канал 6, клапан 7 управления и канал 8 связана с резервуаром 9. Канал 4 соединен с резервуаром 9 через канал 10, внутреннюю полость клапана 7 и канал //. Золотник 12 клапана 7 удерживается в выключенном положении пружиной 13. При этом подпиточный канал 14 перекрыт дросселирующим пояском 15 золотника 12 клапана управления. Пасос 16 через клапан 17 нагнетает рабочую жидкость в маслоохладитель (теплообменник) 18, который через клапан 7 связан со сливным каналом 19. Для поддержания в напорной магистрали насоса давления жидкости, необходимого для зарядки аккумулятора 20, предусмотрен подпорный клапан 21.
Для включения гидрозамедлителя золотник 12 с помощью механического привода 22 с упругим звеном 23 перемещается в крайнее правое положение (см. фиг. 2). При этом канал 6 перекрывается дросселирующим пояском 2 золотника 12, а жидкость через канал 14, клапан 7, каналы 10 и 4 поступает в рабочую полость гидрозамедлителя и заполняет ее. В результате взаимодействия poTOipa с рабочей жидкостью на роторе 2 возникает тормозной момент. Под действием перепада давлений между нагнетающей и всасывающей полостями жидкость циркулирует в основном контуре от рабочей полости гидрозамедлителя через канал 5, клапан 7, маслоохладитель 18, клапан 7 и канал 4.
По мере увеличения скорости вращения ротора повыщается давление жидкости в нагнетающей полости гидрозамедлителя через каналы 5 и 25. Под действием этого давления золотник смещается влево, преодолевая усилие, приложенное к его левому торцу. Благодаря этому поясок 15 перекрывает канал 14 и частично открывает канал 6, вследствие чего степень заполнения рабочей жидкости уменьщается и эффективность тормозного действия ограничивается.
Для ограничения максимального тормозного момента гидрозамедлителя предусмотрен предохранительный клапан 26, установленный
в канале 5. Между нагнетательной и всасывающей магистралями насоса 16 установлен перепускной клапан 27, отрегулированный на давление несколько больщее (например на 0,5 ати), чем клапан 21, и поддерживающий
заданную величину давления в аккумуляторе 20 при включенном гидрозамедлителе.
Степень заполнения рабочей полости, а следовательно, и эффективность тормозного действия зависят от величины открытия канала 6.
Величина смещения золотника 12 зависит от
соотнощения усилий, действующих на торцы
золотника.
Следовательно, изменяя с помощью переменного давления воздуха тормозной системы автомобиля или с помощью механического привода с упругим звеном усилие на левом торце золотника, можно регулировать эффективность тормозного действия гидрозамедлителя. Ввиду того, что в процессе регулирования рабочая полость соединяется непосредственно со сливом, значение минимального тормозного момента не зависит от давления в подпиточнои магистрали. Это позволяет расщирить диапазон регулирования и облегчает выбор системы и места подпитки, что очень важно, например, для гидрозамедлителя, встроенного в гидромеханическую трансмиссию.
На фиг. 3 сплошной линией показана характеристика максимального тормозного момента гидрозамедлителя со «следящей системой управления при максимальном давлении в рабочей полости. Эту характеристику обеспечивает система управления, выполненная согласно данному изобретению. Пунктирной кривой показана характеристика тормозного момента с ранее известным устройством управления при минимальном давлении подпитки. По пунктирной кривой проходит граница зоны регулирования тормозного момента.
Предлагаемое устройство позволяет расщкрить диапазон регулирования гидрозамедлителя за счет зоны, расположенной под пунктирной кривой, так как минимальный тормозной момент в этом случае не зависит от давления в подпиточнои магистрали. Вся область регулирования эффективности торПредмет изобретения
Устройство для управления гидродинамическим тормозом-замедлителем, содержащее замкнутый гидравлический контур, образованный рабочей полостью гидрозамедлителя, охладителем рабочей жидкости, всасывающим и нагнетательным каналами, соединяющими рабочую полость гидрозамедлителя с охладителем рабочей жидкости, резервуар для рабочей жидкости, подпиточный канал, соединяющий магистраль замкнутого контура с источником давления рабочей жидкости, сливной
канал, соединяющий рабочую полость гидрозамедлителя с резервуаром для рабочей жидкости, и распределительное устройство с полостями, в которых установлены дросселирующие элементы, отличающееся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования гидрозамедлителя при любом избыточном давлении в подпиточном канале, полости дросселирующих элементов распределительного устройства при включенном гидрозамедлителе подключены в подпиточный и сливной каналы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИМ ТОРМОЗОМ-ЗАМЕДЛ ИТЕЛ ЕМ | 1970 |
|
SU261929A1 |
Система управления гидродинамическим тормозом-замедлителем | 1980 |
|
SU950567A1 |
Устройство для охлаждения гидродинамической передачи и гидрозамедлителя транспортного средства | 1977 |
|
SU691317A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1982 |
|
SU1063646A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1980 |
|
SU903227A1 |
Устройство для охлаждения гидродинамической передачи и гидрозамедлителя транспортного средства | 1986 |
|
SU1416338A2 |
Устройство для охлаждения гидромеханической передачи и гидрозамедлителя транспортного средства | 1990 |
|
SU1743931A1 |
Гидромеханическая коробка передач | 1974 |
|
SU493104A1 |
Устройство для управления гидрозамедлителем транспортного средства | 1982 |
|
SU1079486A1 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1981 |
|
SU998149A1 |
I 2« & I
Авторы
Даты
1971-01-01—Публикация