1
Изобретение относится к машиностроению.
Известно устройство для гашения колебаний, содержащее корпус, в котором установлены винт и тайка, взаимодействующая с фрикционными дйсками;
В данном устройстве торможение движущихся масс зависит от усилия воздействия этих масс на известное демпфирующее устройство. Кроме этого, усилие противодавления, -развиваемое демпфирующим устройстВО.М, будет пра|Ктически одинаково в области резкого уменьшения рабочей нагрузки машины, т. е. усилие демпфирования как при холостом ходе узла машины, так и при движении этою узла под действием сил упругой деформации после резкого уменьщения рабочей нагрузки будет определяться только величиной сжатия пружины амортизатора.
С целью повышения демпфирующей способности винт и гайка вьшолкены с самотормозящейся резьбой, причем гайка связана с приводом с помощью червячной передачи и с фрикционным диском с помощью зубчатой передачи, а на тор.це винта установлена накладка, взаимодействующая с гайкой при помощи упоров, предусмотренных на .ней.
На фиг. 1 изо бражено предлагаемое устройство, .разрез; на фиг. 2 - то же и привод, вид сверху; на фиг. 3-схема установки демпферов.
Устройство состоит из корпуса /, в котором вращается гайка - шестерня 2, приводимая во вращение с постоянной скоростью каким-ли|бо двигателем 3 через червяк 4. На
нижнем конце гайки-шестерни 2 по периферии нарезаны зубья 5, с помощью которых через двойной блок шестерен 6 приводится во вращение шестерня 7 с запрессованны.м в нее валом 8. Верхний конец вала 8 может вращаться и перемещаться в осевом направлении во втул.ке из антифрикционного материала, запрессованной в винт 9. Вместе с валом 8 вращается диск 10, который может пере.мещаться вдоль вала ino шпонкам. Диск 10 поджат пружинами к нижнему торцу ви)1та 9. Силами трения между диском 10 и винтом 9 последний приводится во вращение. Соотношение зубчатой передачи подобрано таким образо м, что направление вращения винта
совпадает с направление.м вращения гайкишестерни 2, при этом скорость вращения винта выше скорости вращения гайки-шестерни (за время одного оборота гайки-шестерни относительно корпуса винт 9 опережает гайкушестерню на 1/2 оборота). Число оборотов, шаг и направление резьбы гайки-шестерни выбираются таким образом, чтобы при затор.моженном (не вращающемся относительно корпуса устройства) винте он втягивался бы в тайку-щестерню со скоростью, примерно на
25% пр евышающей скорость контактирующего с устройством узла .машины, например узла пресса. И наоборот, при вращении винта
9с опережением вращения гайки-шестерли 2 в-ерхний торец винта будет двигаться навстречу узлу машины, напри мер ползуну пресса, со скоростью, составляющей 25% скорости этого узла. На верхнем торце гайки-шестерни й-меются упоры /:/, ограничивающие проворот винта относительно гайки-шестеон.и на 1/2 оборота. После того как винт 9 провернется до yinopa //, он продолжает вращаться совместно с гайкой-ш;естерней 2 за счет проскальзывания диска 10 по торцу винта. При этом последний не перемещается в осевом направлении. На верхне.м сферическом торце винта имеется самоустанавливающаяся пята /2, удерживаемая от проворота относительно винта штифтами 13. На пяту устанавливается сменная накладка 14, толщина которой определяется необходимой высотой устройства. Резьба на винте 9 .и гайке-шестерне упорная, подбираемая та:К, чтобы она была самотормозящейся, но бл:изкой к пределу самоторможения, поскольку от этого зависит необходимая мощность двигателя. Резьбовая пара, зубчатая передача, пара трения и т. д. смазываются маслом, залитым в корпус устройства. Демпфирующие устройства устанавливаются в количестве 2 или 4 щтуки. Корпус / устанавливается на стол 15 пресса, при этом накладка 14 устройства обращена к ползуну 16. Двигатель устанавливается либо на столе пресса, либо вне стола на дополнительных .кронштейнах. Привод может быть Общим для .нескольких демпфирующих устройств. Они устанавливаются таким образом, чтобы ползун 6 входил в контакт с накладкой J4 раньше, чем рабочая кромка инструмента (штампа) 17 коснется вырубаемой заготовки 18. Диаметр накладки }4 выбирается таким образом, чтобы момент трения между накладкой и ползуном пресса был больше, чем сумма моментов трения в резьбе и между диском и торцом винта 9.
Работа демпфирующего устройства поясняется на примере установки его на кривошипном прессе. В исходном положении, когда ползун 16 пресса, опускаясь вниз, не касается накладки 14 устройства, винт 9 благодаря наличию упоров // и проскальзыванию диска
10по торцу винта, вращается вместе с гайкой-шестерней, .не перехмещаясь в вертикальйом направлении. При контакте вращающейся накладки 14 с ползуном 16 последний оказывает все возрастающее давление на накладку 14 до тех, пор, пока момеят трения ме1жду накладкой 14 и ползуном 16 не станет равным моменту трения (суммарному) в реЗЪбе
и в паре диск-винт. Винт, притормаживаясь в своем вращении, будет отставать от вращения гайки-шестерни, в силу чего он будет втягиваться в гайку-щестерню со скоростью тем
5 большей, чем сильнее оп будет затормаживаться, т. е. чем сильнее будет усилие нажатия ползуна на устройство. Таким образом, благодаря заранее отрегулированному моменту трения между диском и нижним тор0 UOM винта устанавливается равновесное состояние, при котором винт, проскальзывая наклад|кой 14 но ползуну 6, будет втягиваться в гайку-щестерню со скоростью, равной скорости ползуна, до тех пор, нока штамп не
5 вырубит заготовку. При этом рабочая нагрузка резко уменьшается. На демпфирующее устройство перекладывается все усилие упругодеформированных узлов пресса. Момент трения между накладкой 14 и ползуном
16 резко возрастает, вращение винта полностью затормаживается, дальнейшая скорость возврата упруго деформированных узлов пресса в ненагруженное состояние равна скорости ввинчивания винта в гайку-шестерню 2.
5 При перемещении ползуна 16 после вырубки в направлении от демпфирующего устройства освобождаемый от контакта с ползуном випт начинает вращаться, опережая гайку-шестерню, вывинчивается из последней до тех пор,
0 пока Не остановится упорами 11, после чего продолжает вращаться вместе с гайкой-шестерней 2 (за счет компенсации разности скоростей проскальзывания диска по торцу винта).
5 Работа демпфирующего устройства, начиная от .момента контакта его с пол.зуно: 1 16 в обратном направлении, продолжается на пути, практически равном толщине вырубаемой заготовки плюс 2-4 мм.
Предмет изобретения
1.Устройство для гашения колебаний, содержащее корпус, в котором установлены
5 винт и гайка, взаимодействующая с фрикционным диском, отличающееся тем, что, с целью повышения демпфирующей способности, винт и гайка выполнены с самотормозящейся резьбой, причем гайка связана с приводом с
помощью червячной передачи.
2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью возврата устройства в исходное положение после процесса демпфирования, гайка связана с винтом дополнительной кинематической цепью, состоящей из зубчатой передачи и подпружиненного фрикционного диска, взаимодействую:щего с торцом винта, а проворот винта относительно гайки ограничен предусмотренными на гайке упорами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Винтовой пресс | 1989 |
|
SU1646892A1 |
Ножницы для резки сортового проката | 1978 |
|
SU764880A1 |
Шпиндельный узел сверлильного станка | 1982 |
|
SU1093427A1 |
Механический пресс двойного действия | 1977 |
|
SU628000A1 |
Винтовой пресс | 1983 |
|
SU1177173A1 |
Винтовой пресс | 1990 |
|
SU1750955A1 |
Система пуска эксцентрикового механизма кузнечно-прессовых машин | 1976 |
|
SU664844A1 |
Винтовой пресс | 1987 |
|
SU1497043A1 |
Винтовой пресс для штамповки с кручением | 1988 |
|
SU1555142A1 |
Винтовой пресс для штамповки с кручением | 1982 |
|
SU1058793A1 |
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация