. V , .
Изобретение относится к области электромашиностроения.
Известны статоры электрических машин, содержащие сердечник и стержневую обмотку, головки лобовых частей которой изолированы колпачками, вьшолненными из. твердого изоляционного материала и заполнен-
ными компаундом.
I Электродинамические усилия, действующие на такие головки, воспринимаются распорками, -установленными между смежными головками.
I Однако такое ирепление лобовых частей не .является достаточно надежным и сложно
в изготовлении.
Целью изобретения является повышение надежности и упрощение изготовления крепления.
Для этого каждый колпачок имеет, по врайгаей мере; один выступ, расположенный на его внешней стороне, не обращенной к колпачкам смежных головсж, с отверстиями, через которые проходят стяжки, скрепляющие соседние колпачки резьбовым соединением.
По окружности лобовых частей могут чередоваться стяжки, расположенные ближе к. сердечнику и дальше от него.
Стяжки могут быть расположены под углом к диаметральной плоскости статора, причем каждая стяжка занимает одинаковое положение по отношению к соединенным колпачкам.
Стяжки могут содержать опорные элементы со сферическими поверхностями.
Шпильки стяжек могут быть выполнены из изоляционного материала и иметь ребристую поверхность с целью увеличения расстояния для токов утечки.
На фиг. 1 изображена часть предлагаемого статора, разрез, и лобовая часть обмотки с головкой, изолированной колпачком с выступом для стяжек, расположенным на его торцовой стороне} на фиг. 2 - то же, с выступами на колпачке со стороны оси . машины и с противоположной ей стороны; на фиг. 3 - вид по стрелке А на фиг. 2 (с шахматным расположением стяжек); на фиг. 4 - вид по стрелке Б на фиг. 2 (с наклонным расположением стяжек); на фиг. 5 узел 1 на фиг. 3, соединение стяжек с выступом колпачка (масштаб увеличен). Лобовые части 1, 2 стержней 3, 4 обмотки статора 5 в месте взаимного соеди нения 6 образуют головки 7, на которых укреплены неподвижно посредством отвердевшего изоляционного компаунда 8 колпач ки 9, 10, 11, выполненные из твердого изоляционного материала. Колпачок 9 (фиг, 1) имеет выступ 12, расположенный с торцовой стороны; колпач ки 10 (фиг. 2) - по два выступа 13 и 14 первый 13 расположен со стороны оси вра щения электрической машины, второй 14с противоположной стороны. При необходимости усилить крепление выступы на колпачке и стяжки можно разместить так, как на фиг. 1 и на фиг. 2 одновременно. Выступы 12, 13, 14 имеют отверстия, через которые проходят стяжки 15, 16, 17 с резьбовым соединением, связывающи между собой смБ 1сные. головки 7. Стяжки 15, 16, 17 с каждого конца жестко присоединены к выступам 12, 13, 14 посредством гаек 18 и шайб 19. Стяжки 16 (фиг. 3) расположены в шахматном порядке, т. е. чередуются стяж ки, находящиеся ближе к сердечнику и дал ше от него. Стяжки 17 также размещены в iшахматном пррядке, при этом для увеличения жесткости крепления головок положение стяжек 16 и 17 не должно совпадать. Стяжки 2О и 21 (фиг, 4) находятся (ПОД углом к диаметральной плоскости, при jSTOM стяжки 20 бтшжнего и стяжки 21 дальнего рядов для увеличения жесткости крепления наклонены в противоположные :СТОРОВЫ. Для компенсации возможных перекосов колпачков 1О стяжки 16 и 17 имеют опорные элементы со сферическими поверх ностями 22. При необходимости повысить электрическую прочность элементов крепления, стяжки выполняются из изол}щионного материала, а их поверхность делается ребристой. Выполнение поверхности 23 стяжки ребристой дополнительно увеличивает расстояние для токов утечки между смежными колпачками. Во время работы электрической машины особенно в режиме внезапного короткого замыкания, электродинамические усилия, действующие на лобовые части 1, 2 стержней в зоне головок предаются на стяжки, Так как эти стяжки присоединены к выступам колпачков неподвижно, то вокруг оси вращения электрической машины образуется замкнутое кольцо взаимноувязанных головок, обеспечивающее их надежное крепление. Отсутствие на боковых поверхностях 24 колпачков каких ы1ибо элементов крепления упрощает сборку обмотки;-и увеличивает расстояние для токов утечки между головками, что особенно важно при малом расстоянии I между ними. Предмет изобретения 1.Статор электрической машины, содержащий сердечник и стержневую обмотку, головки лобовых частей которой изолированы колпачками, выполненными из твердого изоляционного материала и заполненными компаундом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности крепления лобовых частей и упрощения иэготовления крепления, каждый колпачок имеет, по крайней мере, один выступ, расположенный на его внешней стороне, не обращенной к колпачкам смежных головок,с отверстиями, через которые проходят стяжки, скрепляющие соседние колпачки резьбовым соединением, 2.Статор по п. 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что по окружности лобовых частей чередуются стяжки, расположенные ближе к сердечнику и дальше от него. 3.Статор по п, 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что стяжки расположены под углом к диаметральной плоскости статора, причем каждая стяжка занимает одинаковое положение по отношению к соединяемым коп- пачкам. 4.Статор по пп. 1-3, о т л и ч а ю- щ и и с я тем, что стяжки содержат опорные элементы со сферическими поверхностями. 5.Статор по пп. 1-4, о т л и ч а юш и и с я тем, что шпильки стяжек вы- ;полнены из изоляционного материала. 6.Статор по п. 5, отличающий- с я тем, что, с целью увеличения расстояния для токов утечки, шпильки стяжек имеют ребристую поверхность.
vzl
ty.f
иг.З
Qudf
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СТЕРЖНЕВАЯ ОБМОТКА СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫG4E);H^^^I'^,4/1. | 1972 |
|
SU328522A1 |
Узел соединения стержней обмотки статора электрической машины с жидкостным охлаждением | 1972 |
|
SU475706A1 |
Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины | 1990 |
|
SU1767620A1 |
ДВУХСЛОЙНАЯ ОБМОТКА КОРЗИНОЧНОГО ТИПА СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1971 |
|
SU425266A1 |
Стержневая обмотка статора электрической машины | 1971 |
|
SU348149A1 |
ОБМОТКА СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1968 |
|
SU219684A1 |
УСТРОЙСТВО КРЕПЛЕНИЯ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ ОБМОТКИ СТАТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА | 2014 |
|
RU2550085C1 |
Стержневая обмотка статора электрической машины | 1970 |
|
SU348150A1 |
Узел изолирования мест соединения лобовых частей обмотки статора | 1980 |
|
SU904120A1 |
Способ изолирования лобовых частей статора и изоляционный колпачок для лобовых частей статора | 1986 |
|
SU1401545A1 |
11
-идЪ
(риг.Ч18 Щ J37Д J8
Узел
иг.5
Авторы
Даты
1974-09-05—Публикация
1972-08-23—Подача