При проектировании моторного вагона на два напряжения приходится разрешать две основные задачи: вопервых, необходимо предусмотреть специальное переключающее устройство в цепи каждой моторной группы, которое обеспечивало бы последовательное соединение двух двигателей при режиме 3000 V и параллельное при 1500 V -эта задача решается обычно введением четырех пальцев переключателя режимов (для каждой моторной группы), т. е. на весь вагон требуется восемь таких пальцев, во-вторых, необходим выбор наиболее рациональной схемы переключения реостатного узла на два режима работы; при двух положениях переключателя режимов (при том же числе контакторов и при той же последовательности их включения по позициям) необходимо получить величину сопротивлений на каждой позиции при 1500 V, в четыре раза меньшую, чем при сООО V.
Первое решение, которое напрашивается для удовлетворения этого условия, заключается в дроблении каждой секции сопротивлений на две равные части, которые можно соединять при помощи переключателя режимов или последовательно при режиме 3000 V или параллельно при режиме 1500 V (см. фиг. 1 чертежа). К положительным свойствам такой системы следует отнести только хорошее использование сопротивлений.
Недостаток же этой системы заключается, во-первых, в том, что для переключения всех секций сопротивлений при атом требуется большое количество пальцев переключателя, во-вторых, при этом требуется двойное количество кабелей, подходящих к сопротивлениям. Система получается сложной и громоздкой.
Более простая система (по сравнению со схемой по фиг. 1) может быть получена, если в основу ее положить совершенно иной принцип переключения сопротивлений на два режима работы, что, собственно, и является предметом настоящего изобретения.
Сопротивления по предлагаемой системе состоят из двух групп, соединяемых при помощи контакторов последовательно при последовательном соединении двигателей или параллельно - при параллельном соединении двигателей, причем каждая из этих групп состоит из двух секционированных частей (плеч), которые
соединяются при режиме 3000 V последовательно, а при режиме 1500 V параллельно; реостатные контакторы включены между отдельными секциями двух плеч, которые в общем случае не закорачивают секций, а соединяют их в различные комбинации, при которых каждая секция нагружается током.
Принципиальная схема такой группы изображена в двух основных вариантах на фиг. 2 и 3 чертежа.
На этих схемах а, Ь, с, и, е, / означают секции сопротивлений, / и-2 -
контакторы, ЯР-переключатель режимов. Развертка этих схем показана в таблице на фиг. 4 чертежа.
В частном случае, отдельные секции могут быть равны нулю и один из контакторов может отсутствовать (на основании конкретного расчета). Сопротивления отдельных секций по схемам фиг. 1 и 2 (шесть неизвестных) определяются путем решения шести уравнений, составленных на основании развертки схем по позициям:
, с + j: j-::l а
rjri-г,где
ri a-f + 3; 2 c+/+s; r
И , , определяются на основании графического расчета пусковой диаграммы (для режима 1500 V).
Схема включения пусковых сопротивлений в силовую цепь моторовагонной секции показана на фиг. 5 чертежа; здесь М-...М4 - тяговые двигатели, LB... LB, S. Р, G, F.. F, Ri... R - контакторы. Таблица включения этих контакторов показана на фиг. 6.
Авторы отмечают следующие положительные качества предлагаемой схемы: 1) значительное уменьшение числа пальцев переключателя режимов; 2) более равномерное выделение тепла по всем реостатным ящикам. Если в обычных схемах при значительном числе закороченных секций выделяют тепло только оставшиеся секции, то в предлагаемой схеме выделяют тепло все секции, что является
d L :з.+/-1
(6)
be
b + e
благоприятным моментом для теплового режима.
Предмет изобретения.
Устройство для переключения пусковых сопротивлений моторных вагонов, работающих при двух напряжениях, одно из которых вдвое меньше другого, отличающееся тем, что сопротивления образуют две группы, соединяемые контакторами последовательно при последовательном соединении двигателей и параллельно- при параллельном соединении двигателей, причем каждая группа разделена на две секционированные части, которые при работе на высшем напряжении соединяются переключателем режимов последовательно, -а при низшем напряжении - параллельно и между секциями которых включены реостатные контакты. к авторскому и П. ф1 и г. 2 1ф и г1 ЛЛЛгИлПГуЛЛЛПг mi. J OOOSopb, 1500 So/Him /7р/- - Эф ИГ 4
3000 ir
8K/ ie4Si ные конгакп
с fade i
«yOr- JWi -nj - v-arLr
t 4 SDOngoflim KOOSofbrn
iSDOv
с S Ъ
tfо(J
с Sa
|-апг-тяг1 г- ляг--I
- - ЛГи-J W-Ub-l
f e d . свидетельству А. И. Дорфмана И. Чекмарева № 57621 ф И Г. 3 -{Д гя5Ш Я т- Е -mObofbi
1-г Е фигБ авторскому свидетельству А. И. Дорфмана и П. И. Чекмарева № 57621 фиг, 5
Авторы
Даты
1940-01-01—Публикация
1939-05-16—Подача