1
Изобретение относится к области машиностроения и касается вентиляционных люков.
Известен вентиляционный люк, раснолол енный на крыше кузова транспортного средства, содержащий вентиляционную крыш-ку с уплотнительной прокладкой, привод для закрытия и открытия люка, и обеспечиваюш,ий поступление воздуха в кузов при закрытых окнах и дверях 1.
Недостатком такого вентиляционного люка является отсутствие брызгозащишенности при открытом положении крышки вентиляционного люка.
Наиболее близким к изобретению является вентиляционный люк, содержаш,ий вентиляционную крышку, перекрываюшую проем люка, с уплотнительной прокладкой по периметру, брызгоотбойную крышку, комингс и привод для закрытия и открытия люка 2.
Однако этот вентиляционный люк имеет значительную высоту, конструктивно обусловленную большой высотой комингса и постоянным независимым от положения вентиляционной крышки зазором между верхней плоскостью комингса и брызгоотбойной крышкой, величина которого должна быть не менее хода вентиляционной крышки. Это препяствует применению люка на крышках кузовов изза ограниченности допустимой высоты транспортного средства.
Целью изобретения является снижение высоты транспортного средства путем уменьшения высоты комингса при сохранении брызгозащищенности люка.
Для этого в предлагаемом вентиляционном люке комингс выполнен с отбортовкой, направленной в сторону от проема,брызгоотбойная крышка снабжена уплотнительной прокладкой, оборудована фланцем, обращенным в сторону проема, и соединена с вентиляционной крышкой подпружиненным штоком, взаимодействующим с механизмом привода крышки.
Такое выполнение обеспечивает снижение высоты транспортного средства с вентиляционным люком на крышке кузова при сохранении брызгозащищеннОСти люка.
На фиг. 1 схематично изображен люк, разрез, при закрытом положении крышки; на фиг. 2 - то же, при открытом пололсении люка.
Люк содержит вентиляционную крышку 1, перекрывающую проем люка, с уплотнительной прокладкой 2 по периметру, брызгоотбойную крышку 3 с фланцем 4, обращенным в сторону проема, комингс 5 с отбортовкой 6, направленной в сторону от проема, и привод для закрытия и открытия люка, содержащий ходовой винт 7, снабженный маховиком 8, установленный в бобышке 9 крестовины 10 и
взаимодействующий с гайкой 11, установленной в бобышке 9 и неподвижно соединенной с вентиляционной крышкой.
Гайка 11 удерживается от проворота винтом 12. Крышка 3 соединена с крышкой 1 штоком 13, шарннрно соединенным в верхней части с кронштейном 14 брызгоотбойной крышки и подшружиненным пружиной 15, установленной внутри гайки И, и снабжена уплотнительной прокладкой 16.
Открытие и закрытие люка производится изнутри кузова транспортного средства враШ1ением маховика 8 винта 7.
При вращении маховика для открывания люка -перемещается только крышка 1 до ее соприкосновения с кронштейном 14 крышки 3, при этом крышка 3 и шток 13 остаются неподвижными, а пружина 15 разжимается.
После соприкосновения вентиляционной крышки 1 с кронштейном 14 обе крышки перемещаются вместе.
Величина перемещения ограничена винтом 12. Под действием пружины 15 кронштейн 14 плотно прижат к крышке 1, чем обеспечивается устойчивое положение крышки 3 в открытом положении люка.
Воздух поступает под крышку 3, затем под крышку 1 и далее в вентиляционный канал кузова. Брызги, отраженные от поверхности крышки, задерживаются комингсом 5 и лабиринтным ограждением, образованным фланцем 4 и отбортовкой 6.
При вращении маховика 8 для закрывания люка крышки 3 и 1 перемещаются вместе до соприкосновения прокладки 16 с отбортовкой 6 комингса 5. При этом крышка 3
останавливается, а крышка 1 перемещается до полного закрытия проема. Шток 13, выдвигаясь из крышки 1, сжимает пружину 15 и притягивает крышку 3 к комингсу 5, обеспечивая равномерное ее прижатие по всему периметру проема.
В таком выполнении вентиляционный люк может найти применение на крыше кузова транспортного средства, по условиям эксплуатации которого требуется брызгозащищенность при открытых люках.
Формула изобретения
Вентиляционный люк транспортного средства, содержащий вентиляционную крышку, перекрывающую проем люка, с уплотнительной прокладкой по периметру, брызгоотбойную крышку, комингс и привод для закрытия и открытия люка, отличающийся тем, что, с целью снижения высоты транспортного средства путем уменьшения высоты комингса при сохранении брызгозащищенности люка, комингс выполнен с отбортовкой, направленной в сторону от проема, брызгоотбойная крышка снабжена уплотнительной прокладкой, оборудована фланцем, обращенным в сторону проема, и соединена с вентиляционной крышкой подпружиненным штоком, взаимодействующим с механизмом привода крышки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Автобус ПАЗ-672. - Инструкция по эксплуатации, г. Павлово, 1973, с. 194, 195.
,2. Авторское свидетельство СССР №331372, кл. В 60J 7/02, 1970.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Вентиляционное устройство транспортного средства | 1990 |
|
SU1710365A1 |
ЛЮК-ВОЗДУХОЗАБОРНИК•С^СОЮЗНАЯ^ДТЕШИКай^^'?'!^:^! •йй»БЛ1юте?А I | 1972 |
|
SU331972A1 |
ВЕНТИЛЯЦИОННО-АВАРИЙНЫЙ ЛЮК КАБИНЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2047503C1 |
АВАРИЙНЫЙ ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ ЛЮК КРЫШИ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1993 |
|
RU2047504C1 |
ТРАНСПОРТНО-ЗАРЯЖАЮЩИЙ КОНТЕЙНЕР ЗАБАШЕННОГО АВТОМАТА ЗАРЯЖАНИЯ ТАНКОВОЙ ПУШКИ | 2005 |
|
RU2306520C2 |
Аварийный вентиляционный люк крыши кузова транспортного средства | 1977 |
|
SU737256A1 |
Устройство подъемное | 2017 |
|
RU2668379C1 |
Вентиляционное устройство транспортного средства | 1977 |
|
SU695856A1 |
Вагон-хоппер | 2021 |
|
RU2766484C1 |
Аварийно-вентиляционный люк автобуса | 1985 |
|
SU1243966A1 |
Cpi/e. 2S
Авторы
Даты
1977-11-30—Публикация
1976-03-16—Подача