УЛАВЛИВАЮЩЕЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ВАГОНЕТОК НАКЛОННЫХ ПОДЪЕМНИКОВ Советский патент 1941 года по МПК B61H7/02 

Описание патента на изобретение SU60236A1

Для предотвращения катастроф в случае обрыва тягового каната вагонеток наклонных подъемников при углах подъема до 50°, как например, на доменных грузовых подъемниках, на канатной откатке в наклонных выработках, на строительных работах, на карьерных разработках и т.п., применяются улавливающие приспособления для остановки вагонеток.

Основную часть этих приспособлений составляют монтированный на вагонетке тормозной башмак, опускающийся при разрыве тягового каната на рельс под колеса вагонетки, и зажимные клинья, располагаемые по бокам головки рельса в обойме, также монтированной на вагонетке. Клинья, однако, неприменимы, если на рельсовом пути подъемника имеются стрелки, остряки которых задевают за клинья, располагаемые по бокам рельса.

Отличительной особенностью предлагаемого изобретения является то, что, с целью облегчения прохода ловителя по острякам стрелок, тормозной башмак своим передним концом подвешен серьгой к раме вагонетки, а своим задним концом расположен в направляющем канале обоймы, которая также подвешена к раме вагонетки другой серьгой. Такая подвеска обеспечивает расположение обоймы, башмака и клиньев движущейся вагонетки над рельсом, вследствие чего остряки стрелок не препятствуют проходу вагонетки.

Задний конец тормозного башмака сопряжен с обоймой при помощи цапф, проходящих через шлицы в обойме, имеющие наклон к направлению движения вагонетки.

На фиг. 1 показан вид рамы вагонетки с улавливающим приспособлением в его нерабочем положении при натянутом тяговом канате; фиг. 2 - разрез по линии КЛ фиг. 1; фиг. 3 - разрез по АБ фиг. 1; фиг. 4 - разрез по ВГ фиг. 1; фиг. 5 - вид той же вагонетки с улавливающим приспособлением при обрыве тягового каната; фиг. 6 - разрез по линии МН фиг. 5; фиг. 7 - разрез по ДЕ фиг. 5; фиг. 8 - то же в случае несимметричного заклинивания рельса клиньями; фиг. 9 - план вагонетки в положении по фиг. 5; фиг. 10 - разрез по ЖЗ фиг. 5.

Основную часть улавливающего приспособления составляют упомянутые выше башмаки 1, по одному под каждое колесо вагонетки, и по два зажимных клина 2 у каждого башмака, расположенные по бокам головки рельса и находящиеся во время движения вагонетки в приподнятом над рельсом положении.

Такое улавливающее приспособление монтируется позади колеса вагонетки.

Передний конец каждого башмака 1 цапфами 5 шарнирно соединен с серьгой 4, поворотно подвешенной на конце оси 6, расположенной перпендикулярно к раме вагонетки.

Задний конец 1a башмака 1 лежит в клиновидной обойме 3 коробчатого сечения и сочленен с ней цапфами 13, входящими в шлицы 14 в стенках обоймы 3, выполненные с наклоном в направлении движения вагонетки.

Обойма 3 в свою очередь шарнирно соединена серьгой 7 с кронштейном 8 рамы вагонетки (фиг. 1 и 2).

При торможении (фиг. 5) серьга 7 своими упорами 15 упирается с одной стороны в кронштейн 8 рамы вагонетки, а с другой стороны - в обойму 3.

На оси 6 закреплен двуплечий рычаг 9-10, у которого на конце плеча 9 помещен груз 11, стремящийся повернуть башмак 1 в положение торможения, показанное на фиг. 5. Конец плеча 10 через буферную пружину 12 соединен с оттяжкой 16, зацепленной за тяговый канат, который, будучи натянут, удерживает груз 11 в приподнятом положении.

На оси 6 с каждой стороны вагонетки укреплен рычаг 20, охватывающий своим кольцом 21, помещенным на нижнем конце рычага, тягу 19, шарнирно связанную с цапфой 5 башмака 1.

Тяга 19 на нижнем своем конце несет вертикальный штырь 19а (фиг. 7-9), на котором поворотно укреплена горизонтальная траверза 18 с двумя шлицами, в которые входят пальцы 17 отогнутых кверху плеч 2а зажимных клиньев 2.

В положении, показанном на фиг. 1, 2, 3 и 4, рычаг 20 под действием натянутого каната на плечо 10, поворачивает кольцом 21 тягу 19, выдвигая клинья 2 из обоймы 3 до крайнего левого положения. В этом положении укрепленные на клиньях цапфы 13, проходящие сквозь шлицы 14, заставляют башмак 1, подвешенный одним концом к серьгам 4, занять положение, показанное на фиг. 1 и 2, в котором как башмак 1, так и клинья 2 находятся в приподнятом над рельсом положении и не препятствуют движению вагонетки при проходе стрелки.

Башмак имеет клинообразные развилины 22, служащие направляющими при наложении башмака на рельс.

Улавливающее приспособление действует следующим образом.

При обрыве тягового каната (фиг. 5) ось 6 под действием груза 11 поворачивается вместе с рычагами 20, каждый из которых, упираясь в фасонный выступ 23 на башмаке 1, заставляет последний повернуться, чему способствует также собственный вес башмака. В результате башмак 1, будучи направлен ребордами 22, ложится на рельс под колесо, как показано на фиг. 6.

В это же время кольцо 21 перемещает тяги 19 относительно башмака, вследствие чего зажимные клинья 2 передвигаются в обойме 3 вправо и плотно охватывают головку рельса (фиг. 5 и 7). В случае несимметричности перемещения клиньев 2 (фиг. 8) последние поворачивают траверзу 18 и занимают положение, необходимое для плотного их прижатия к головке рельса и предварительного сцепления с последней силой трения. Между тем колесо падающей вагонетки упирается в башмак 1. Под действием веса падающей вагонетки башмак 1 скользит по рельсу и затягивает клинья намертво. Угол подъема клиньев должен быть рассчитан так, чтобы в случае обрыва каната спускающейся вагонетки последняя успела пройти до окончательной остановки некоторый путь торможения. Таким образом, динамический удар при остановке опускающейся вагонетки может быть исключен.

Благодаря такому комбинированному действию тормозных башмаков 1 и зажимных клиньев 2 поднимающаяся вагонетка почти моментально останавливается, так как клин затягивается в самом начале падения (при почти нулевой скорости). Опасность опрокидывания вагонетки устранена даже в том случае, если отвесная проекция центра тяжести груженого кузова проходит близко от точки опоры тормозимых колес на рельс, так как в предлагаемом устройстве ребром опрокидывания служат концы 1а башмака 1, значительно удаленные от колес вниз по уклону.

При трогании вагонетки с места после устранения причины аварии колеса еще сидят на башмаках 1, а клинья 2 освобождаются только после небольшого продвижения вагонетки вперед (3-5 см).

Для предупреждения преждевременного вытягивания клиньев до полной посадки обоймы 3 на рельс служит фасонный выступ 23. Благодаря этому выступу рычаг 20 действует сперва только на башмак 1. Когда последний под действием собственного веса ляжет на рельс и упрется в колесо вагонетки, груз 11, опускаясь как можно ниже, заставляет рычаг 20 при помощи кольца 21 повернуть тягу 19 и выдвинуть вправо клинья 2 относительно обоймы 3, чем производит предварительное сцепление клиньев с рельсом.

В случае обрыва тягового каната при нахождении вагонетки на остряковой стрелке, на том ее участке, где прилегающий к рамному рельсу остряк делает головку рельса более широкой или же на крестовине, один из башмаков садится на рельс, скользит по нему своими ребордами 22 и, только достигнув участка с нормальной шириной головки рельса, получает возможность пододвинуться под колесо и лечь на рельс. В этом случае начало торможения происходит уже после некоторого разбега вагонетки. Однако начальная скорость еще невелика, и тормозное устройство легко справляется с добавочной динамической нагрузкой, так как инерция вагонетки усиливает также самозатягивание клиньев.

Похожие патенты SU60236A1

название год авторы номер документа
Улавливающее приспособление для вагонеток наклонных подъёмников 1937
  • Подошвин А.А.
SU60649A1
Останов для вагонеток наклонных дорог, автоматически действующий при обрыве тягового каната 1939
  • Подошвин А.А.
SU59031A1
Автоматически действующий при обрыве тягового каната останов 1930
  • Ермилкин П.И.
SU34463A1
Тормозное устройство, действующее при обрыве тягового каната 1940
  • Голота А.А.
SU58719A1
Улавливающее приспособление для сосудов шахтного подъемника 1949
  • Выжленков Александр Гурьянович
SU988737A1
Парашют с кулачными зажимами в захватах башмаков для клетей наклонных шахт подъемников 1929
  • Владимиров П.Н.
SU30406A1
Вагонетка для перевозки людей по наклонным выработкам с автоматическим тормозным приспособлением 1930
  • Колманович Р.И.
SU25572A1
Устройство для торможения тележек 1977
  • Хомский Александр Осипович
  • Сучков Юрий Константинович
  • Пазухин Владимир Викторович
  • Переславцев Борис Павлович
SU683985A1
Предохранительное приспособление к вагонеткам для наклонных подъемников 1929
  • Стовбур В.Е.
SU16836A1
Улавливающее приспособление с клиновыми зажимами для подъемных тележек доменных печей 1936
  • Тищенко М.Д.
  • Тищенко П.М.
SU54396A1

Иллюстрации к изобретению SU 60 236 A1

Формула изобретения SU 60 236 A1

1. Улавливающее приспособление для вагонеток наклонных подъемников, заключающее в себе тормозной башмак, опускающийся на рельс под колеса вагонетки, и два связанных с башмаком зажимных клина, расположенные по бокам головки рельса в направляющих каналах обоймы, монтированной на раме вагонетки, отличающееся тем, что, с целью облегчения его прохода по острякам стрелок, башмак 1 передним концом подвешен посредством серьги 4 к раме вагонетки, а задним расположен в направляющем канале обоймы 3, подвешенной к раме вагонетки при помощи серьги 7, и сопряжен с этой обоймой при помощи цапф 13 и шлицев 14, имеющих наклон к направлению движения вагонетки.

2. Форма выполнения улавливающего приспособления по п. 1, отличающаяся тем, что серьга 7 выполнена с упорами 15, упирающимися при торможении в раму вагонетки и в обойму 3.

SU 60 236 A1

Авторы

Подошвин А.А.

Даты

1941-06-30Публикация

1939-04-11Подача