Изобретение относится к автоматически действуюш.им, при обрыве тягового каната, улавливающим приспособлениям для вагонеток наклонных железных дорог, состоящим из бащмака, опускающегося на рельс под колеса, и приспособления для зажима рельса.
В предлагаемом приспособлении бащмак подвещен к раме вагонетки при помощи двух серег, образующих стороны шарнирного параллелограмма, и свободно расположен в направляющем канале обоймы.
Такая подвеска обеспечивает перемещение нижней плоскости бащмака параллельно рельсу и плотное прилегание последней к головке рельса.
Устройство выполнено так, что компенсирует разбег вагонетки рельсах, обеспечивая надежное действие приспособления,независимо от некоторого неизбежного несовпадения вертикальной плоскости симметрии приспособления с плоскостью симметрии рельса. Это достигается шарнирным креплением обоймы к раме вагонетки, допускающим некоторое отклонение обоймы от вертикали,-и креплением концов клиньев к поворотному в горизонтальной плоскости балансиру, -что допускает неодинаковое выдвижение обоих клиньев, а следовательно, зажим рельса, независимо от некоторого несовпадения его оси с осью канала обоймы, в которОаМ монтированы клинья.
На фиг. 1 показан вид улавливающего приспособления сбоку; на фиг. 2-то же, при обрыве тягового каната; на фиг. 3-вид приспособления в плане при подъеме илн опускании вагонетки; на фиг. 4-то же, при обрыве тягового каната; на фиг. 5-вид приспособления с торца вагонетки с частичным разрезом; на фиг. 6-вид приспособления в другой форме выполнения при подъеме или онускании; на фиг. 7-то же, при обрыве тягового каната; на фиг. 8 и 9-форма выполнения приспособления, снабженного балансиром для выдвигания клиньев.
Основную часть приспособления составляют бащмак 1, расположенный под колесом преимущественно нижнего ската вагонетки, и два клина 2 зажима, расположенные по бокам головки рельса. Клинья монтируются в нижней части вилкообразной обоймы 3, укрепляемой на основной раме 4 вагонетки. На этой же раме укрепляется на вертикальной оси 5 неравноплечий рычаг с грузом б на конце длинного плеча 7 и спиральной пружиной 8, оттягивающей
123
длинное плечо рычага к нижнему брусу рамы вагонетки. Короткое плечо 9 рычага связано с башмаком / и клиньям1И 2 зажима посредством спиральных пружин 2.
В месте сцепления пружины 8 с длинным плечом рычага 7 прицеплена отгяжка /О, проходящая под вагонеткой и оканчивающаяся крюком 11, которым она, в свою очередь, прицепляется к тяговому канату 12. При натяжении тягового каната 12 (вместе с ним и оттяжки 10) рычаг вращается на своей вертикальной оси, причем длинное плечо рычага с грузом поднимается, растягивая спиральную пружину 8, а короткое опускается, отодвигая от колеса башмак / и клинья 2 зажима вдоль головки рельса в их крайнее нижнее аолржение. При этом весь башмак, подвешенный на серьгах 19 и 20 образующих стороны шарнирного параллелограмма, приподнимается над рельсом, а задние (нижние) острые концы клиньев зажимов отходят от головки рельса и позволяют вагонетке опускаться или подниматься при натянутом канате.
При обрыве каната натяжение оттяжки 10 прекращается и пружина 8, а также и груз 6 перемещают длинное плечо рычага книзу, а короткое кверху, придвигая башмак под колесо п одновременно затягивая в вилку обоймы 3 клинья 2 зажима, которые всей своей плоскостью прижимаются к головке рельса. Дальнейшая затял ка клиньев осуществляется под действием веса вагонетки и груза, вследствие чего вагонетка немедленно останавливается или же весьма медленно перемещается вниз.
По исправлении или замене оборванного тягового каната продолжается подъем вагонетки, причем после небольшого продвижения вагонетки кверху освобождаются башмак / и клинья 2 , и только тогда .короткое плечо рычага отодвигает их к заднему концу вагонетки.
Во избел ание повреждения коленчатого рычага при трогании вагонетки после аварии между оттяжкой 10 и длинным плечом рычага помещается спиральная пружина 13,
124
более сильная, чем пружина 8, оттягивающая это плечо « заднему брусу вагонетки (фиг. 3 и 4).
Приспособление в зависимости от крутизны наклонного моста или бремсберга устанавливается на двух нижних (задних) колесах или на всех четырех колесах вагонетки.
На подъемниках старой конструкции, не обеспечивающих лепкой доступности для частого осмотра и смазки движущихся частей вагонетки и приспособления, а также при работе в условиях большой загрязненности, например, на некоторых старых домнах, вместо соединения клиньев 2 с башмаком посредством спиральной приспособление выполнено в форме, изображенной на фиг. 6 и 7.
На горизонтальной оси вращения 14, укрепленной на раме вагонетки пли на обойме 3, у каждого клина 2 зажима устанавливается угловой рычаг 15 с грузом 16, который при натяжении тягового каната 12 и оттял ки 10 посредством короткого плеча 9 осповного тормозного рычага будет находиться в высшем своем полол ении. При обрыве же тягового каната и по прекращении налсима короткого плеча 9 основного тормозного рычага на клинья 2 груз 16 углового рычага 15 опз скается, и его нижнее плечо 17 вытягивает клинья 2 зажима кверху, содействуя полному заклинкванию обоймы 3 на рельсе.
При установке приспособления на старых вагонетках с сильно разработанными буксами или буксовыми рамами, допускающими значительный разбег вагонетки в стороны, вместо жесткой обоймы 3 предлагается шарнирное закрепление этой обоймы. Верх обоймы 3 устраивается в виде шарнирной петли 18 (фиг. 6 и 7), допускающей необходимое боковое качание обоймы 3 в стороны и достаточно прочной для торможения вагонетки на случай обрыва тягового каната.
При разбеге вагонетки ось канала обоймы смещается относительно оси рельса. На фиг. 8 и 9 изображено приспособление с устройством для компенсации смещения канала, Клинья 2 соединены с башмаком посредством коромысла 21, поворотно подвешенного посредством серьги 22, укрепленной на башмаке /. Балансир соединен с клиньями 2 вертикальными отростками, входящими в продолговатые отверстия коромысла. При несовпадении оси рельса с осью канала обоймы коромысло автоматически поворачивается, вытягивая один клин дальше второго, вследствие чего оба клина плотно прижимаются к головке рельса. Предмет изобретения 1. Улавливаюш,ее приспособление для вагонеток наклонных подъемников, заключаюш,ее в себе тормозной башмак, опускаюш,ийся на рельс под колеса вагонетки, и два связанных с башмаком зажимных клина, расположенные по бокам головки рельса в направляюш,их каналах обоймы, монтированной на раме вагонетки, отличаюш,ееся тем, что башмак / подвешен к раме 4 вагонетки при помош;и двух серег 19 и 20 и свободно расположен в направляюш;ем канале обоймы 3. № 60649 2.Форма выполнения улавливаюш;его приспособления по п. 1, от л ичаюш,аяся тем, что обойма 3 монтирована на раме 4 с возможностью боковых качаний. 3.Форма выполнения улавливаюш его приспособления по п. 1, от л ичаюш,аяся тем, что башмак 1 связан с клиньями 2 таким образом, что они могут перемеш,аться вдоль направляющих каналов обоймы 5 независимо один от другого. 4.Форма выполнения улавливающего приспособления по п. 3, о т л ичающаяся тем, что башмак / связан с клиньями 2 посредством пружин 2. 5.Форма выполнения улавливающего приспособления по п. 3, от л ичающаяся тем, что башмак 1 связан с клиньями 2 посредством коромысла 21, шарнирно сочлененного своими концами с клиньями 2, а средней частью поворотно подвешенного посредством серьги 22 на башмаке 1.
/5
Фиг.
Г
Т1
.3
Фиг. 6
3
Фиг. 7
Фиг. 9
Авторы
Даты
1942-01-01—Публикация
1937-05-13—Подача