Изобретение относится к области машиностроения, в частности приме.няется при передаче вращения. Известна фрикционная муфта,содержащая две полумуфты, взаимодействующие через фрикционные диски, охлажда мые смесью жидкости и воздуха 1. Недостатком ее является сложность конструкции. Известна фрикционная , содер жащая две полумуфты, установленные в полости между ними фрикционные дис ки, приводной цилиндр, поршень gOTOрого смЬнтирован на валу и связан с дисками,а полость цилиндра соедй нена Каналом,размещенным в вале с по лостью между полумуфтами 2. Данное устройство является дее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату. Недостатком его является высокий расход жидкости. Цель изобретения - уменьшение расхода жидкости. Цель достигается тем, что вал вы полнен с дополнительным каналом для подачи воздуха в полость между полумуфтами, а в поршне выполнен накло ный канал, соединяющий его посадочную относительно вала поверхность с торцовой поверхностью, обращенной к фрикционным дискам. На ФИГ..1 изображена фрикционная муфта во включенном положении; на фиг. 2 - то Же, в выключенном положении. На валу 1 закреплена полумуфта 2 с перемещающимся в нем поршнем 3, ведущими фрикционными дисками 4 и упорным диском 5. Отжимные пружины б установлены между поршнем и упор-ной шайбой 7. Герметичность бустера обеспечивают уплотнительные кольца 8 и 9. Каналы 10 и 11 служат для подвода рабочей жидкости от распределителя под поршень и к фрикционным дискам. На полумуфте 12, вращающейся в подшипниках 13, установлены ведомые фрикционные диски 14. Для подвода охлаждающего.воздуха к фрикционHfciM дискам в валу имеются осевое 15 и боковые 16, 17 и 18 отверстия, в ступице шестерни выполнены отверстия 19, через которые рабочая жидкость и воздух поступают в зазоры между ведущими и ведомыми фрикционными дисками выключенной муфты. Для повышения интенсивности циркуляции охлаждающего воздуха в поршне
3 имеются радиальные ребра 20 и пазы 21. Упорный диск имеет радиальные ребра 22. В отверстие 17 шестерни .могут быть вмонтированы трубки, обес печивающие динамический напор охлаждающего воздуха.Для повышения интенсивности охлаж дения вкЛоченной фрикционной муфты .в поршне может быть вьтолнено отвер стие 23. При включении фрикционной муфты рабочая жидкость от распределителя гидросистемы управления под давлением по каналам 10. и 11 поступает под по янень 3 и к фрикционным дискам 4 и 14, смазывая их. При этом, в начале хода поршня канал 11 имеет максимальную:ацощадь сечения и через него проходит наибольшее „количество рабочей жвд1сос й,а меадуёё и ведомыми дисками фрикционной муфты имеит. место ма ксшмальные зазоры. Это соособствует быстрому смачиванию Tpiniwxcs поверхностей н обеспечениюравяомерногр и стабильного коэффииие traтрёййя мёаду дисками; --. При полностью сжатых фрикционных дисках поршень яёрекрывает канал 11 и прекращает поступление рабочей жидкости к дискам;. - . Охлаждение включенной фрикционной муфты осуществляется потоками воздух поступающего через отверстия 16, 17 и пазы 21 с вйутрённей стороны и чер отверстия 18 с наружной стороны. Через отверстие 23 в течение всег времени р аботы муфты подается некоторое .количество рабочей жидкости дл ускорения процесса охлаждения вгсгаоче ной муфты.. При выключении фрикционной.муфты йорщёнь отжимны пружинами б перемещается влевр If открывает канал 11, через который рабочая жидкость, вУтйсненйая из-под поршни, ггопада.ет„.на фрйедиошлыедйсЖй/ частично смазывает их и охлаждает. Дальнейгаее охлажд ние дасков вьаключейной фрикционной муфты происходит поступаюадам из полости карьера воздухом не только с внутренней и наружной сторон пакета дисков, но и потоками роэдуха через Зазоры между ёёйущйми и ведомыми дйскалш. . . Использова.нив предлагаемогр изобретения позволит: уменьшить нёпроиз аодитёльныё потери ЮII нojгти в трансмиссии за счет ликвидации жидкостио673781го трения между ведущими и ведомыми дисками выключенных фрикционных муфт, а также за счет уменьшения объема подводимой к фрикционной муфте под давлением рабочей жидкости, расходуемой н смазку и охлаждение дисков. Следствием уменьшения потерь мощности является улучшение температурного режима трансмиссии, что позволит в некоторых случаях Обходиться без систек«л охлаждения рабочей жидКости трансмиссии. Устранение жидкостного трения между ведущими и ведомыми дисками выключенных фрикционных муфт уменьшает ведение промежуточного вала коробки передач, поэтому упрощает задачу остановки при переключении зубчатых муфт диапазонов передач. Охлаждение дисков фрикционной муфтывШдухом при кратковременном использовании рабочей жидкости для их смазки в момент включения муфты позболяёт г ервйТ11 к применению в транс ссйях более вязких рабочих жидкостей, что положительно скажется на сроки службы редукторной части транс№1ССИЙ. . . Формула изобретения Фрикционная муфта, содержащая две пОлумуфты, устайовленные в полости между HHNffiT фрикционные диски, приводной цилинда, поршень которого смонтирован на валу и сеязан с дисками, а полость цилиндра соединена каналом, размещенньш в вале с полостью между полумуфтами, отличающая с я .тем, что, с целью уменьшения расхода жидкости, вал выполнен с дополнительнь1М каналом для подачи воздуха в полость между полумуфтами, SL В поршне выполнен наклонный канал, соединяющий его посадочную относительно вала поверхность с торцовой поверх ностью, обращенной к фрикционным дискам. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1,Авторское свидетельство № 247793, кл. F 16 D 65/833, 1967. 2.Кожевников С. А.Есипенко Я.И, Риски Я. М. Механизмы, М., Машиностроение , 1976, с. 905, рис. 6.56.
12
il
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА С ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 2003 |
|
RU2251632C1 |
Многодисковая фрикционная муфта | 1981 |
|
SU966353A1 |
Многодисковая фрикционная муфта сцепления | 1972 |
|
SU435392A1 |
Многодисковая фрикционная муфта с гидравлическим управлением | 1985 |
|
SU1355792A1 |
Муфта | 1977 |
|
SU661173A1 |
Фрикционная муфта сцепления | 1986 |
|
SU1428866A1 |
Двойная фрикционная муфта | 1983 |
|
SU1379516A1 |
ДВОЙНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 2019 |
|
RU2708963C1 |
Фрикционная муфта | 1975 |
|
SU585341A1 |
Фрикционная муфта сцепления | 1984 |
|
SU1180578A1 |
22
Фт.г
Авторы
Даты
1979-07-15—Публикация
1977-02-09—Подача