(54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СИНТЕТИЧЕСКИХ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ
П1рйсутствии четыреххлористого титана И полиаминоалана, имеющий т.кип.
и вязкость сСт при 98,, подвергают гидрокрекингу в трубчатгбм реактбре с электрическим подогревом, имеющем диаметр 40мм и содержащем 150 см гидрогениэирующ го катализатора, состоящего из коГ5альта и молибдена, нанесенного на шариКй иэ окиси алюминия диаметром 1,6 мм. Процесс гидрокрекинга проводят в различных режимных условиях. Продукты, полученные в результате этих опытов, подвергают дистилляции Шд вакуумом при температуре верха колонны, равной , Остаточный прёДукт представляет собой синт ётическое смазочное масло.
Результаты этих опытов и режимные данные процесса гидрокрекинга приведены в табл. 1.
. Анализ данных; прйвёден ных в табл. 1, показывает, что наиболее важными переменными процесса гидрокре1кинга являются: температура в рёакционной зоне и объёмная скорость подачи исходного сырья - продуктов полимеризации.
Из данных табл. 1 следует, что смазочные масла с т.кип. 400с, обладающие вязкостью около 18 сСт при 98,9С, получают или при работе в режимах гидрокрекинга, характеризующз хся объемной скоростью, равной 0,25ц и температурой в зоне реакции
равной или при объемной скорости равной 0,5 и температуре в зоне реакции, равной , или при объемной скорости, равной 1,5 и Температуре в зоне реакции около .
Пример 2. Продукты полимеризации, полученные по примеру 1, подвергают гидрокрекингу в присутствии катализатора, состоящего иэ окиси молибдена и окиси кобальта, нанесенных на носитель, состоящий на 25% из двуокиси кремния и на 75% Катализатор используют в виде шариков диаметром 1,588 мм.
Результаты этих опытов и режимные 5 условия гидрокрекинга приведены в табл. 2.
Иэ срйвнения результатов, приведенных в табл. 1 (пример 1) и табл.2 (пример 2), следует, что при получе0 НИИ синтетических смазочных масел, xapaктepизs oщиxcя одинаковой вязкостью и т.кип. , выход целевого продукта ниже при использовании катализатора на носителе, обладающем большей кислотностью.
Смазочные масла с вязкостью около 18 сСт при 98, получают при использовании указанного, типа катализатора в режимах гидрокрекинга, характеризующихся или объемной скоростью около 0,5 при температуре 355 с, или объемной скоростью 1,5 при температуре .
Таблица
Таблица 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ получения синтетических смазочных масел | 1974 |
|
SU650495A3 |
Способ получения синтетического смазочного масла | 1973 |
|
SU474997A3 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И КОНЦЕНТРАТ НА ЕЕ ОСНОВЕ | 1995 |
|
RU2144058C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СИНТЕТИЧЕСКОГО СМАЗОЧНОГО МАСЛА | 1972 |
|
SU357734A1 |
Способ получения присадки для смазочных масел | 1974 |
|
SU503528A3 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2012591C1 |
Способ получения полиолефинов | 1972 |
|
SU477578A3 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ | 1971 |
|
SU321013A1 |
Способ получения топлив и масел | 1976 |
|
SU651018A1 |
Способ получения смеси сложных эфиров неопентиловых дии триолов и неразветвленных монокарбоновых кислот | 1974 |
|
SU596160A3 |
Пример З.в процессе гидрокрекинга используют катализатор из окиси кобальта и молибдена, нанесенных на окись алюминия, в качестве ис ходного сырья используют полимер, полученный в результате полимеризации альфа-олефинов Cg-Cjo г имеюидай т.кип. 175°С, вязкость при 98, около 5330 сСт. Количество рециклируемрго в системе газа составляет 0,585 объема реактора. Режимы опытов и результаты привёдены в табл. 3. Из сравнения данных, приведенных в табл. 3 (пример 3), с данными, при веденны ии в табл. 1 (используется один и тот же тип катализатора), еле дует что при использовании в качестве исходного сырья полимеров с большей вязкостью для получения целевых продуктов, характеризаующихся одинаковой вязкостью, процесс гидрокрекин необходимо проводить при более.высоких температурах. При этом выход целевых прЬдуктов уменьшается. Пример 4. Смазочное масло, полученное в опыте 11, используют в качестве образца, полученного по пре
Таблица аемому способу. Это смазочное ло на основании данных об измереего йодного числа можно считать ностью насыщенным. Другие характетики этого масла приведены ниже: Удельный вес (при 20° С, г/см 0,839 Кинематическая вязкость (при 98,9°С), сСт 17,6 Кинематическая вязкость (при 37,) , ,сСт Индекс вязкости, С Абсолютная вязкость при (-18:)°С, СП Температура замер-: зания,с Следы углерода (сажи) в остатке Температура вспышки, °С Молекулярный вес Йодное число Из приведенных данных можно сдеь вывод, что указанное синтетикое масло можно использовать как
при низких, так и при йысоких температурах.
Масло характеризуется низки.м содержанием остат 3чного углерода (сажи) и высокой температурой .точки воспламенения.
Указанное масло подвергают испы aHftio Т1Га разрушёние с ис пЬпьэрваниём звукового генератора в течение 15 мин при 37,78с. Результаты испытания сведены в табл. 4.
Т а б л и ц а 4
17,6 17,6 131 130
Результаты анализов показывают, что исходное масло обладает сопро тивленйёМ к разрушению или деполимеризации под действием звуковых колебаний .
Смазочное масло, полученное в опыте 11 подвергают испытанию на термич1ескую устойчивость. 20 см масла прМещак1т в стеклянную трубку, которую запаивают после предварительной дегазаций масла, и трубку с маслом выдерживает в течение 24 ч при , Результаты испытаний приведены в табл. 5.
Таблица 5
Кинематическая
Результаты испытаний показывают, что смазочное йасло является термически устойчивым.
Формула изобретения Способ получения синтетических смазочных масел путем полимеризации линейных альфа-олефинов в присутстВИИ четыреххлористого титана и полиаминоалана с последующим разделением продуктов полимеризации на целевые фракции, о т Л и а ю щ и Йс я тем, что, с целью повышения качества целевых продуктов, в качестве исходных альфа-олефинов используют олефины общей формулы
R- СН CHj
где R - C-j-C g-алкильный радикал, полимеризацию проводят при атмосферном давлении и продукты полимеризации перед разделением подвергают гидрокрекингу в присутствии аСлюмокобальтмолибденового катализатора при температуте 300-400°С и давлении 20-200 кг/смЛ.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент США 3676521, кл. 260-683 1, 1972. 2. Патент СССР 357734, кл. М 10 М 3/12, 1969,
Авторы
Даты
1979-07-15—Публикация
1974-03-11—Подача