Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к систет ам вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха в транспортных средствах, например, автобусах. Известны устройства для.вентиляции транспортного средства, содержащие крышку, перекрывающую с наружной стороны отверстие в крыше кузова и соединенную с крышей посредством механизмов фиксации, при этом управление устройством производится воадействием на ручку, закрепленную на кры ке, а фиксация крьшжи производится только в открытом или закрытом положении 1. Однако в известных устройствах невозможно регулировать поток воздуха, поступающего на вентиляцию салона транспортного средства. Известно устройство для вентиляции, содержащее поворотную крышку, перекрывающую с наружной стороны отверстие в крыше кузова и шарнирно соединенную одной стороной через тяги с крышей, установленный в направляющей, закрепленной на крьлше, ползун, смонтированную на оси рукоятку; и фиксирующее устройство 2. В этих устройствам вентиляции фиксирующее устройство выполнено в виде труб, неподвижно соединенных с крышкой и Асимметрично расположенных относительно оси отверстия, при этом внутренняя полость трубы разделена стенкой на две части, в каждой из которых установлена пружина и ползун, шарнирно соединенный с кузовом через поворотный рычаг. Благодаря такому вьшолнению фиксирующего устройства наружная крышка может фиксироваться, кроме установки на забор или отсос воздуха, еще и в боковом или диагональнсм положениях, чем достигается в зависимости от направления наклона крышки частичное изменение производительности вентиляции . Однако известные устройства не обеспечивают возможности изменения эффективности вентиляции салона. Цель изобретения - повышение зф- . фективности вентиляции путем бесступенчатого регулирования потока воздуха. Для этого сторона крышки, противолежащая упомянутой, связана с ползуном посредством рычага, ползун выполнен с поперечнБМ пазом, в котором расположен ролик, и с подпружиненными штифтами для взаимодействия с роликом, ось рукоятки установлена в отверстии ползуна и выполнена с гнез дом для фиксации ролика, при этом направляющая ползуна расположена пер пендикулярно к оси вращения крышки,а верхняя стенка паза выполнена накfioHHoft в сторону ролика. Глубина гне да оси больше расстояния от ролика д стенок паза, а рукоятка снабжена пру жиной, один конец которой закреплен на рычаге, а другой - эксцентрично с рукоятки. На фиг. 1 изображено вентиляцион ное устройство, общий вид/ разрез А-А на фиг. 2; на Фиг. 2 - то же, вид в плане; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 - вид по стрелке В на фиг. 3; на фиг. 5 - разрез Г-Г на фиг. 3; на фиг. б - форма поперечного паза ползуна. Вентиляционное устройство содержит отверстие а в крыше 1 тран портного средства. С наружной стороны отверстие а перекрывается крышкой 2, которая с одной шарнирно соединена через тйги 3, расположенные в отверстии, со стенкой кры ши 1 , а с другой стороны через тягу 4 - с ползуном 5, установленным в на правляющей 6. Направляющая 6 выполнена из двух частей и закреплена на швеллере 1, который установлен в отверстии перпендикулярно. оси вращения крышки 2 и закреплен на крыше. Крышка 2 поджимается кстенке кры ши 1 посредством пружин 8, которые установлены с предварительным растяжением на кронштейны крыши 1 и кронш тейны крышки 2. Вентиляционное устройство со стороны салона транспортного средства закрыто подцоном 9. В нем выполнены отверстия б для распределения воздуха по салону. Б направляющей 6 выполнены средний паз в для перемещения ползуна 5, верхний паз г для перемещения тяги 4 и нижний паз д для переметения оси 10 рукоятки 11. Ползун 5 в средней части имеет поперечный паз е, в котором установлен ролик 12. Верхняя стенка паза е имеет наклонную поверхность в сторону ролика 12, образуя между направ ляющей 6 и ползуном 5 полость переменной высоты. Ролик 12 поджимается в низкую часть поперечного паза е усилием пружин 13 через штифты 14, установленные в торцовой части ползуна 5. Ось 10 рукоятки 11 установлена в вертикальном отверстии ползуна со ст роны низкой части поперечного паза е На оси 10 со стороны ролика 12 выпол нено гнездо ж, глубина которого боль ше расстояния от ролика 12 до стенок паза. Ось 10 в торцовой части и с пр тивоположной стороны гнезда ж имеет отверстие з, в которое установлен один конец пружины 15. Отверстие з выполнено со смешением относительно центра вращения оси 10. Пружина 15 установлена с предварительным закручиванием на оси 16 и вторым концом закреплена за тягу 4. Посредством пружины 15 рукоятка 11 возвращается в первоначальное положение после расклинивания устройства и устраняется вибрация оси 16, тяги 4 и рукоятки 11 в том положении, когда вентиляционное устройство закрыто. Для обеспечения вентиляции салона желаемой эффективности необходимо переместить рукоятку 11 вдоль продольной оси направляющей 6. При этом совместно с рукояткой 11 в направляющей 6 перемещается ползун 5, а с ним и ролик 13, который стремится выкатиться из низкой части поперечного паза е, но удерживается в ней усилием пружин 13. С перемещении ползуна 5 тяги 4 крышка 2 совершает сложное вращательно-поступательJJOQ движение, а пружины 8 незначительно растягиваются. Тяги 3 Поворачиваются вокруг осей, расположенных в отверстии а на стенке крыши. Крьашка 2 поворачивается относительно тяг 3 и при этом незначительно перемещается вперед, а край крышки 2 со второны крепления крышки проскальзывает по облицовке крыши 1. Высо а открытия крышки зависит от величины перемещения рукоятки 11. в любом из положений хода рукоятки 11вентиляционное устройство фиксируется усилием пружин 8, которое передается с одной стороны через тяги 4, Ползун 5 и через ролик 12 на направляющую 6, а с другой стороны - через тяги 3 и упомянутый край крышки 2 на каркас крыши 1. При этом ролик 12 закатывается в низкую часть поперечного паза е и препятствует перемещению ползуна 5 в направляющей 6. При движении транспортного средства поток воздуха, поступающий в устройство, разделяется поддоном на части| и поступает в салон по всей площади отверстий поддона. Для снижения эффективности вентиляции или закрытия устройства необходимо рукоятку 11 повернуть вокруг своей оси. При этом край гнезда ;ж выталкивает-. . ролик 12из низкой части поперечного паза е, сжимая пружины 13 и перемещая штифты 14, а пружина 15 незначительно закручивается. Под действием усилия пружин 8 ползун 5 перемещается . в пpoтивoпoлoжнsm) сторону, а величина открытия крышки 2 уменьшается. Пружина 15 возвращает рукоятку 11 в первоначальное положение, что не препятствует перемещению ролика 12. выполнение глубины гнезда ж большим расстояния от ролика 12 до стенок поперечного паза е препятствует провдрачиванию рукоятки 11. изобретения 1. Устройство для вентиляции тран портного средства, преимущественно пассажирского, содержащее поворотную крышку, перекрывающую с наружной стороны отверстие в крыше кузова и шарнирно-соединенную одной стороной через тяги с крышей, установленный в направляющей , закрепленной :на крыше, ползун, смонтированную на оси рукоятку и фиксирующее устройст во, отлич ающеес я тем, что, с целью повьадения эффективности вентиляции путем бесступенчатого ре гулирования потока воздуха, сторона крышки, противолежащая упетлянутой, связана с ползуном посредством рыча га, ползун выполнен с поперечным пазом, в котором расположен poлиk, и с подпружиненньв и штифтами для взаимодействия с роликом, ось рукоятки установлена в отверстии ползуна и выполнена с гнездом для фиксации ролика, при этом направляющая ползуна расположена перпендикулярно к оси вращения крышки, а верхняя стенка паза выполнена наклонной в сторону ролика. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что глубина гнезда оси больше расстояния от ролика до стенок паза, а рукоятка снабжена пружиной, один конец которой закреплен ;на рычаге, а другой.- эксцентрично ОСИ рукоятки. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Патент ФРГ 1240224, кл. 63-м 74, опублик., 1967. 2.Патент ФРГ 1286928, кл. 63 С 74, опублик. 1969 (прототип) .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Вентиляционное устройство транспортного средства | 1977 |
|
SU695856A1 |
АВАРИЙНЫЙ ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ ЛЮК КРЫШИ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1993 |
|
RU2047504C1 |
Аварийный вентиляционный люк крыши кузова транспортного средства | 1977 |
|
SU737256A1 |
Система вентиляции и отопления транспортного средства | 1981 |
|
SU948699A1 |
Система вентиляции транспортного средства | 1976 |
|
SU647149A1 |
АВТОМОБИЛЬ | 1993 |
|
RU2093404C1 |
ЗАЩИТНЫЙ ЧЕХОЛ ДЛЯ ВРЕМЕННО НЕЭКСПЛУАТИРУЕМОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2215105C1 |
Вентиляционное устройство для салона транспортного средства | 1973 |
|
SU526533A1 |
Складывающаяся крыша кузова транспортного средства | 1973 |
|
SU511235A1 |
ПРИЦЕП | 1990 |
|
RU2009055C1 |
Г Tr-xrTsrTs
г- г
Авторы
Даты
1979-09-25—Публикация
1977-03-10—Подача