1
Изобретение относится к способам психофизиологического тренажа человека и может быть испо.пьзовано для профессиональной подготовки телеграфистов.
Известен способ тренировки восприятия телеграфных сигналов на слух заключающийся в предъявлении ритмично изменяющегося раздражителя с последующим его опознанием 1.
Недостатком известного способа является невысокая эффективность тренажа.
Целью изобретения является увеличение эффективности тренажа.
Цель достигается тем, что раздражитель предъявляют на заданном интервале в соответствии с системой функций Уолша-Пэлй,а опознание осуществля ют сравнением выбранной функции раздражителя с одной из функций системы функций Уолша-Адамара, причем степени тренированности определяет коэффициентом П из выражения
П n/N, где N - число предъявляемых функций
по систем. функций Уолша- Иэли п - количество правильных опознаний.
На фиг. 1 изображены функции упорядоченной системы Уолша-Пэли на фиг. 2 - функции системы Уолша-Адамара; на фиг. 3 - блок-схема устройства, реализующего способ.
Телеграфные сигналы являются дискретными и конечными, т.е. определенными на Конечном интервале, включающем в себя N точек. Известно, что ансшиз таких сигналов удобно проводить путем их разложения в ряд Уолша-Фурье с помощью функций Уолша. Число функций Уолша, совокупность которых определенным образом расположенных образует систему, равно числу отсчетов каждой функции, так как при дискретном спектральном анализе сигналов с N отсчетами число спектральных составляющих также равно N. Телеграфные сигналы можно разбить на две группы - первую, имеющую интервал определения N 8, и вторую N 16.
Для дискретного спектрального анализа телеграфных сигналов первой группы необходим иметь 8 функций Уолша, а второй группы - 16. Так как функции Уолша в точках отсчета при,нимают всего два значенУ1Я ( + 1 или -) , то совокупность функций Уолла в виде адекватных звуковых раздражителей можно применять для оценки восприятия человеком ритмичности звучания. С помощью функций Уолша можно тренировать способность человека воспринимать все дискретные спектр ные соответствующие телеграфных си налов (для первой группы таких сос тавлякхцих 8, для второй - 16) . Для этого испытуемому предъявля ют звуковой раздражитель/ адекватный порядковой функции упорядоченной системы Уолша-Пэли (фиг. 1), например, функцию ffSI (1,8), для N 8. Затем испытуемому последова тельно предъявляют звуковые раздра жители/ адекватные функциям системы Уолша-Адамара (фиг. 2), среди которых он должен определить ранее предъявленную ему порядковую функцию системы Уолша-Пэли (т.е. найти had(4,8)apaE (1,8). Эта операция повторяется N раз, т.е. до тех пор пока испытуемому не предъявят все N функции Уолша. По отношению чис ла правильных опознаний к числу предъявлений оценивают способность человека к обучению приему телегра ных на слух, т.е. степень трениров ки человека. Для реализации способа устройст во содержит генератор 1 функций Уо ша, коммутатор 2, электрический преобразователь 3, блок 4 управления, пульт 5 испытуемого, узел 6 определения степени пригодности. Устройство работает следующим образом. С блока управлениявключают ге-т нератор 1 функций Уолша, его i-ая функция через коммутатор 2, управляемый блоком 4 управления поступает на электроакустический преобразователь 3, который преобразует ее в адекватную звуковую форму, предъявляемую испытуемому. Испытуемый запоминает ее. Затем через определенное время в соответствии с программой блок 4 управления фор мирует и подает сигнал на коммутатор 2, под действием которого разры вается цепь подключения i-ой функции Уолша, и коммутатор 2 подключает к электрическому преобразователю 3 последовательно все функции системы Уолша-Адамара. Испытуемый в случае определения ранее предъявленного ему звукового образа i-ой функции Уолша-Пэли нажимает кнопку (на схеме не показана) на пульте 5. Если ответ правильный, то блок 4 упрэчзления формирует и подает сигнал в узел 6 определения степени пригодности. В любом случае при правильном или неправильном ответе после нажатия кнопки на пульте 5 блок 4 управления через коммутатор 2 подключает к электроакустическому преобразователю 3 i+1 функцию системы Уолша-Пэли. После этого повторяются все ранее описанные операции. Испытание заканчивается после предъяв; ения испытуемому всех N (где N 8 или 16) функций Уолша-Пэли. Формула изобретения Способ тренировки восприятия телеграфных сигналов на слух, заключающийся в предъявлении ритмично изменяющегося раздражителя с последующим его опознанием, о т л и ч а ющ и и с я тем, что, с целью увеличения эффективности тренажа, раздражитель предъявляют на заданнбм интерBaVie в соответствии с системой функций Уолша-Пэли, а опознание осуществляют сравнением выбранной функции раздражителя с одной из функций системы функций Уолша-Адамара, причем степень тренировки определяется коэффициентом Ц из выражения , где N - число предъявляемых функций на системе функций УолшаПэли , п - количество правильных опознаний . Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент США 3483635, кл. 35-13, 1969.
Уояша-Лули
Уояша- Ада пара
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер радиотелеграфистов | 1978 |
|
SU771703A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1979 |
|
SU896665A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1979 |
|
SU862173A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1980 |
|
SU951366A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1979 |
|
SU826397A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ | 1991 |
|
RU2013809C1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности радиотелеграфистов | 1984 |
|
SU1182567A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1140147A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1979 |
|
SU822235A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1980 |
|
SU907572A1 |
лапл
гшлл
Ш1ЛЛ
л
г
лл
JIJU
Фиг.1
Авторы
Даты
1980-01-15—Публикация
1978-02-06—Подача