1
Изобретение относится к области автотракторостроения и в частности может быть использовано в системах управления стояночным тормозом и дифференциалом транспортных средств.
Известна система управления стояночным тормозом и дифференциалом, содержащая механизм блокировки дифференциала с силовым цилиндром его управления, имеющим подпружиненный порщень со щтоком, распределитель, сообщенный с одной стороны со щтоковой полостью силового цилиндра, а с другой стороны - с источником давления, и ресивер тормозной системы .
Недостаток этой системы состоит в том, что блокировка ведомых элементов дифференциала включается только при наличии в пнсвмосистеме воздуха и при движении транспортного средства, что не позволяет использовать полный вес транспортного средства для его эффективного затормаживания стояночным тормозом, а также не позволяет эффективно использовать блокировку дифференциала для уменьшения расхода топлива при движении транспортного средства.
Цель изобретения - повыщение топливной экономичности системы.
Цель достигается тем, что система снабжена силовым цилиндром включения стояночного тормоза, имеющим подпружиненный порщень со щтоком, и распределителем с органом включения, сообщенным с одной
стороны со щтоковой полостью силового цилиндра включения стояночного тормоза, а с другой стороны - с ресивером тормозной системы, при этом распределитель для управления блокировкой дифференциала
вынолнен управляемым, его управляющие полости соответственно связаны со щтоковой полостью исполнительного устройства включения стояночного тормоза и бесштоковой полостью силового цилиндра включения низщей передачи.
На чертеже изображена кинематическая схема снстемы управления стояночным тормозом и дифференциалом транспортного средства.
Система состоит из управляемого распределителя 1, сообщенного с силовым цилиндром 2, муфты 3 блокировки дифференциала 4, распределителя с органом 5 включения силового цилиндра 6 стояночного
тормоза 7, установленного на управляемом мосту 8, золотника 9 управления фрикционными муфтами низкого и высокого диапазонов гидромеханической передачи, ресивера 10, гидролиний И -13, пневмолиний
14, 15.
Полость управляемого распределителя 1 со стороны соединена с гидролинией 11 управления фрикционной муфтой низкого диапазона и через золотник 9 управления муфтами диапазона - со сливом.
Противоположная полость управляемого распределителя 1 соединена с пневмолинией 14 управления цилиндром 6 тормоза 7 и через распределитель - с органом управления стояночным тормозом с атмосферой.
Полость цилиндра 2 муфты 3 блокировки дифференциала 4 соединена через управляемый распределитель 1 управления силовым цилиндром со сливом.
Гидролиния 13 управления муфтой высокого диапазона гидромеханической передачи соединена через золотник 9 со сливом. Распределитель 1 и золотник 9 соединены с гидролинией 12, а распределитель 1 с органом 5 включения стояночного тормоза, и пневмолинией 15 с ресивером 10.
Система управления стояночным тормозом и дифференциалом работает следующим образом.
Состояние I. При отсутствии в пневмосистеме воздуха или при установке рычага управления распределителем 5 в положение «Заторможено управляемый распределитель 1 находится в исходном положении. Нештоковая полость цилиндра 2 соединена со сливом, и муфта 3 усилием пружины цилиндра 2 блокирует дифференциал 4. Стояночный тормоз заторможен, и транспортное средство удерживается, используя полный сцепной вес.
После запуска двигателя транспортного средства гидролипия 12 от гидронасоса запитывается рабочим давлением гидросистемы гидромеханической передачи, а пневмолиния 15 - рабочим давлением пневмосистемы.
Состояние II. При снятии рычага управления распределителем с положения «Заторможепо воздух из ресивера 10 по пневмолинии 15 поступает в нештоковую полость цилиндра бив полость распределителя 1. Стояночный тормоз растормаживается, а распределитель 1 под действием усилия давления воздуха перемещается и соединяет нештоковую полость цилиндра 2 с гидролинией 12. Муфта блокировки выключается.
Состояние III. При работающем двигателе и установке рычага управления распределителя 5 в положение «Заторможено полости цилиндра 6 и управляемого распределителя 1 через орган управления 5 соединяются с атмосферой. Тормоз 7 усилием пружины затягивается, а распределитель 1 под действием усилия возвращается в исходное положение и соединяет нещтоковую полость цилиндра 2 со сливом. Муфта 3 блокировки включается усилием
пружины цилиндра 2, и транспортное средство удерживается стояночным тормозом, используя полный сцепной вес.
Состояние IV. При движении транспортного средства на передачах высокого диапазона система управления находится в состоянии II (тормоз отпущен, а муфта блокировки выключена).
Состояние V. При переключении на нередачи низкого диапазона в полость распределителя 1 со стороны пружины подается из гидролинии 11 жидкость под давлением.
Распределитель 1 под действием усилия пружины и давления жидкости преодолезает усилие давления воздуха в противоположной полости и перемещается в исходное положение. Нештоковая полость цилиндра 2 муфты 3 блокировки дифференциала 4 соединяется через распределитель 1 со сливом. Муфта 3 включается усилием пружины цилиндра 2 и блокируется дифференциал 4. Следовательно, тяговые качества транспортного средства повышаются. Тем самым повышается топливная экономичность на малых скоростях передвижения транспортного средства.
Формула изобретения
Система управления стояночным тормозом и дифференциалом транспортного средства, содержащая механизм блокировки дифференциала с силовым цилиндром его управления, имеющим подпружиненный
поршень со штоком, распределитель, сообщенный с одной стороны со штоковой полостью силового цилиндра, а с другой стороны - с источником давления, и ресивер тормозной системы, отличающаяся
тем, что, с целью повышения топливной экономичности, она снабжена силовым цилиндром включения стояночного тормоза, имеющим подпружиненный поршень со штоком, и распределителем с органом
включения, сообщенным с одной стороны со штоковой полостью силового цилиндра включения стояночного тормоза, а с другой стороны - с ресивером тормозной системы, при, этом распределитель для управления блокировкой дифференциала выполнен управляемым, а его управляющие полости соответственно связаны со штоковой полостью исполнительного устройства включения стояночного тормоза и бесштоковой
полостью силового цилиндра включения низшей передачи.
Источники информации, принятые во внимание нри экспертизе 1. Херсонский С. Г., Высоцкий М. С. и др.
Автомобили-лесовозыМАЗ-509и
МАЗ-509П. - Руководство по эксплуатации. Д1., «Лесная промышленность, 1969, с. 130-133, рис. 79. 9 р, 3 JfnopHOfffeHo
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система управления фрикционными муфтами коробки передач и тормозами транспортного средства | 1978 |
|
SU779107A1 |
Транспортное средство | 1980 |
|
SU935325A1 |
ОБЪЕМНАЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА | 2010 |
|
RU2444660C1 |
Устройство управления блокировкой дифференциала транспортного средства | 1984 |
|
SU1162630A1 |
Транспортное средство Исина | 1985 |
|
SU1294646A1 |
Транспортное средство | 1980 |
|
SU943022A2 |
Колесное транспортное средство | 1981 |
|
SU948705A1 |
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией | 1990 |
|
SU1763257A2 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1981 |
|
SU992252A1 |
Тормозная система транспортного средства | 1983 |
|
SU1115944A1 |
Авторы
Даты
1980-01-30—Публикация
1978-07-07—Подача