Изобретение относится к транспортным cperfствам повышенной проходимости, оборудованным колесно-шагающими движителями. Известен колесно-шагающий движитель транспортных средств, содержащий ходовое колесо, которое шарнирно прикреплено к 1фнцу рычага, поворотно установленного другим концом в корпусе транспортного средства, привод вращения рычага и колеса, имеющий солнечную шестерню, зацепленную через паразитное колесо с установленным на рычаге сателлитом, который своей осью жестко соединен с ходовым колесом 1 . Однако этот движитель имеет сложную конструкцию. Наиболее близким к изобретению является колесно-шагающий движитель транспортного средства, содержащий колесо, основной рьяаг, установленный поворотно в корпусе транспортного средства, привод вращения рычага и колеса, кинематическую передачу, расположенную в основном рычаге, состоящую из солнечнди шестерни с паразитной шестерней и сателлитом . и блока попеременного сцепления солнечной шестерни с корпусом и с основным рычагом 12 Однако ограниченная проходимость этого движителя обусловлена перемещением колес по грунту в направлении движения на этапе выноса колеса. Цель изобретения - повьппение проходимости движителя. Это достигается тем, что в предлагаемом устройстве в основном установлена вторая паразитная шестерня с | сателлитом, развернутая вокруг оси колеса относительно первой шестерни на 180, колесо состоит из двух сегментов, снабжешшх дополнительнь ми рычагами с расположенными в них дополнительными кинематическими передачами, ведомые звенья которь1х жестко соединены своими осями с сегментами, ведущие жестко соединены с основным рычагом соосно с осями сателлитов, a дополнительные рычаги жестко установлены на последних осях. Кроме того, дополнительные кинематические передачи выполнены цепными. На фиг. 1 изображена кинематическая схема предлагаемого движителя; на фиг. 2 - кинематика работы движителя. 3 Движитель состоит из ходового колеса, выполненного из двух сегментов 1, каждый из коюрых установлен поворотно на дополнительных рычагах 2, шарнирно-связанных с осно ным рычагом 3, установленным поворотно в корпусе 4. Основной рычаг связан с приводом вращения 5 валом. Каждый дополнительный рычаг 2 другим концом установлен сорсно с; осью вращения сателлита 6. Ось сегмента 1 связана с дополнительной кинематической передачей 7, например цепной с передаточным отношением 0,5, со звездочкой 8, установленной неподвижно на основном рычаге 3 соосно с осью сателлита 6. Солнечная щестерня 9, связанная через паразитную шестерню 10 с сателли ТОЛ4 6 с передаточным отношением 0,5, соедине на с диском 11 сцепления. Блок сцепления вьшолнен в виде двухсторонней муфты, централ ный диск 11 которой связан с солнечной шестерней 9, полумуфта 12 - с корпусом 4, полу муфта 13 - с основным рычагом 3. Колесно-шагаюпщй движитель работает следующим образом. Движение в колесном режиме осуществляется блокировкой центрального диска 11 сцепления и полумуфты 13 в таком. положении, когда .геометрические центры сегментов совпадают с осью вращения основного рычага 3, образуя oкpyж Iocти.: В этом при вращении вала привода 5 ходовое колесо, состоящее из двух сегментов 1, вращается с основным рычагом 3 как единое целое, обеспечивая передвижение как в обычном колесном движителе. Движение в колесно-шагающем режиме обеспечивается блокировкой центрального диска И с полумуфтой 12. При этом солнечная шестерня 9 останавливается, основной рычаг продолжает вращаться, заставляя дополнительные рычаги 2 вращаться вокруг осей сателлитов 6. Сегменты 1, установленные на противоположных концах сателлитов 6, благодаря цепной передаче 7 с передаточным отношением 0,5 также получают вращение. Таким образом, одан из сегментов, контактирующий с грунтом, перекатывается по нему, а другой ускоренно перемещается йад поверхностью грунта до соприкосновения с ней. В этот момент оба сегмента находятся друг от друга на расстоянии, равном шагу. Корпус 4 транспортного средства за это время переместится на величину, равную половине шага. Далее сегмент, который до этого находился в контакте с грун6том, отрьшается от него и перемещается, аналогично тому, как описано выше. Механизм занимает положение для его перевода в колесный режим дважды за оборот основного рычага/Таким образом, в колесношагающем режиме при одинаковых скоростях вращения вала привода движитель имеет большую скорость передвижения. Кроме того, из-за отсутствия контакта переносимого сегмента.с грунтом и образования дискретной колеи уменьшается бульдозерное сопротивление движению, что обеспечивает повышение проходимости в сложных грунтовых условиях и на слабых г;рунтах. Изобретение позволяет осуществить колес- . ный ход на твердом грунте и колесно-шагаю,щий в условиях бездорожья. Формула изо берете ни я 1. Колесно-щагающий движитель транспортного средства, содержащий колесо, основной рычаг, установленный поворотно в корпусе транспортного средства, привод вращения рычага и колеса, кинематическую передачу, расположенную 1В основном рычаге, состоящую из солнечной шестерни с паразитной шестерней и сателлитом и блока попеременного сцепления солнечной шестерни с корпусом и с основным рычагом, отличающийся тем, что, с целью повышения проходимости, в основном рычаге установлена вторая паразитная шестерня с сателлитом, развернутая вокруг оси колеса относительно первой хиестерни на 180°, колесо состоит из двух сегментов, снабженных дополнительными рычагами с расположенными в них дополнительными кинематическими передачами, ведомые звенья которь1х жестко соединены своими осями с сегментами, ведущие жестко соединены с основным рычагом соосно с осями сателлитов, а дополштельные рычаги жестко установлены на осях последних. 2. Колесно-шагающий движитель транспортного средства по п. 1, отличающийся тем, что дополнительные кинематические передачи выполнены цепными. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 552237, Ю1. В 62 D 57/02, 1975. 2.Авторское свидетельство СССР № 234386, кл. В 62 D 57/02, 1975 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С КОЛЕСНО-ШАГАЮЩИМИ ДВИЖИТЕЛЯМИ М.И.ЛОВЧИКОВА | 1992 |
|
RU2031040C1 |
Колесно-шагающий движитель | 1975 |
|
SU534386A1 |
ШАССИ ДЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ОПОРНЫМ ПОВЕРХНОСТЯМ С КОЛЕСНО-ШАГОВЫМИ ДВИЖИТЕЛЯМИ | 2015 |
|
RU2628285C2 |
КОЛЕСНО-ШАГАЮЩИЙ ДВИЖИТЕЛЬ С ФУНКЦИЕЙ АКТИВНОЙ ПОДВЕСКИ | 2017 |
|
RU2671661C1 |
Колесно-шагающий движитель транспортного средства | 1981 |
|
SU1000336A1 |
Колесно-шагающий движитель | 1978 |
|
SU770907A2 |
Колесно-шагающий движитель | 1975 |
|
SU552232A1 |
Колесно-шагающий движитель | 1979 |
|
SU880852A1 |
Колесно-шагающий движитель | 1980 |
|
SU908646A1 |
КОЛЕСНО-ШАГАЮЩИЙ ДВИЖИТЕЛЬ ПОВЫШЕННОЙ ОПОРНОЙ И ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ПРОХОДИМОСТИ | 2019 |
|
RU2705869C1 |
Авторы
Даты
1980-02-15—Публикация
1977-10-24—Подача