Способ защиты стрелы экскаваторадраглайна Советский патент 1980 года по МПК E02F9/20 E02F3/48 

Описание патента на изобретение SU717239A1

I

Изобретение относится к автоматизации грузоподъемных машин и может быть использовано для защиты стрелы экскаватора-драглайна от опасной растяжки.

Известные способы защиты стрелы от опасной растяжки основаны на ступенчатом или плавном изменении скоростей приводов подъема и тяги, автоматическое управление которыми производится по каналам задания скоростей этих приводов. Причем автоматическое управление, корректирующее неправильные действия машиниста, вступает в действие, когда при достаточно малом расстоянии ковща от стрелы произойдет срабатывание защиты 1 и 2.

Однако при срабатывании защиты происходит снижение скорости и остановка как привода тяги, так и привода подъема, что в значительной мере снижает маневренность и производительность экскаватора.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической Сущности и достигаемому результату. является способ защиты стрелы экскаватора-драглайна, в котором при срабатывании защиты осуществляется предотвращение опасной растяжки путем управления по каналу задания скорости лищь одного привода тяги 3.

Известный способ защиты стрелы экскаватора-драглайна заключается в измерении координат ковща и формировании управляющего сигнала на привод тяги в зависимости от положения ковща.

Однако для реализации этого способа необходимо применять систему измерения координат ковща и их производных с достаточно высокой степенью точности, в противном случае уменьшаются надежность защити и маневренность экскаватора. Например, если в результате погрещности измерения защита срабатывает на дрстаточио близком расстоянии от стрелы, то не исключена возможность опасной растяжки и удара ковща по стреле. Если же защита сработает раньще, то ковщ останавливается на большем, чем допускается, удалении от стрелы, что обуславливает снижение маневренности

и производительности экскаватора.

Целью изобретения является повышение надежности защиты, маневренности и производительности экскаватора. Это достигается тем, что по измеренным координатам ковша фиксируют момент выхода ковша из зоны черпания, задают стопорный ток, формируют в момент выхода ковша из зоны черпания сигнал коррекции, уменьшая величину стопорного тока до значения, пропорционального усилию в тяговом канате в момент нахождения ковша на нижней границе зоны опасной растяжки, и подают сигнал коррекции в цепь управления привода тяги. На чертеже дана структурная схема управления приводами тяги и подъема. На структурной схеме дан привод подъема 1, механизм подъема лебедки 2, привод тяги 3, механизм тяговой лебедки 4, сумматор, 5, блок сравнения 6, формирователь корректируюшего сигнала 7, выходной сумматор 8, блоки 9 и 10 измерения длин тягового и подъемного канатов соответственно, не находящихся на барабанах лебедок. Кроме того, приняты следующие условные обозначения: Ujn.- сигнал задания скорости привода подъема; Uar - сигнал задания скорости привода тяги, Vp - скорость подъема, V,. - скорость тяги; Ip - длина подъемного каната; IT - длина тягового каната; Up - сигнал на выходе схемы измерения длины подъемного каната, и т - сигнал на выходе блока измерения длины тягового каната; Uj - сигнал, пропорциональный сумме длин подъемного и тягового канатов, Uycr.- сигнал уставки, 1ц - корректирующий сигнал; 1а,т,стоп. задающий сигнал стопорного тока привода тяги; IT.стоп- стопорный ток привода тяги. Для выполнения предлагаемого способа измеряют длину подъемного и тягового канатов, определяют их сумму, сравнивают полученный при этом результат Uj; с сигналом уставки Uy, соответствующим сумме длин канатов при нахождении ковша в области между зоной копания и зоной опасной растяжки, и, формируя корректирующий сигнал после выхода ковша из зоны копания в область ниже зоны опасной растяжки, уменьшают стопорный ток привода тяги. Длину подъемного и тягового канатов в про.цессе работы экскаватора измеряют с помощью блоков измерения 9 н 10. Полученные в результате измерения сигнал UT, пропорциональный длине тягового каната 1 и сигнал UH, пропорциональный длине подъемного каната 1п, подают на вход сумматора 5. Сигнал и пропорциональный сумме длин подъемного и тягового канатов, с выхода сумматора 5 подают на вход блока сравнения 6 и сравнивают его с сигналом уставки UycT, соответствующим сумме длин канатов при нахождении ковша в области между границами зоны копания и зоны опасной растяжки. Сигнал с блока 6 подают на вход формирователя растяжки. Сигнал с блока б подают на вход формирователя корректирующего сигнала 7. Если сигнал Ug , пропорциональный сумме длин канатов, меньше сигнала установки, то с выхода формирователя 7 на выходной сумматор 8 подают корректирующий сигнал Iij. Этим уменьщают стопорный ток привода тяги до величины IT.стоп Ij.T.cron- U определяемой усилием в тяговом канате при Нахождении ковша на нижней границе зоны опасной растяжки. Если сигнал Us больЩеили равен сигналу уставки Uycy., то корректирующий сигнал на выходе формирователя 7 устанавливают равным нулю, этим обеспечивают величину стопорного тока, необходимую для копания. В случае, когда после уменьшения стопорного тока усилие в тяговом канате меньше стопорного усилия, то изменения скорости привода Vp, направленного на снижение скорости движения ковша к стреле, не происходит. При дальнейшем приближении ковша к стреле усилие в тяговом канате, увеличиваясь, достигает значения усилия отсечки, и скорость привода тяги с этого момента начинает изменяться так, что скорость движения ковша к стреле уменьшается вплоть до нуля. Если же после уменьшения стопорного тока оператором было произведено действие, исключающее растяжку, например скорости приводов были установлены такими что ковш не приближается к стреле, то усилие в тяговом канате остается неизмененным или же уменьшается, а привод тяги работает без изменения скорости, не препятствую машинисту вести работу. Так как непосредственно изменение скорости тяги, направленное на предотвращение опасной растяжки ковша, начинается лишь при возрастании усилия в тяговом канате до величины, равной усилию отсечки, то уменьшение стопорного тока можно произвести заблаговременно в области, расположенной между границами зоны опасной растяжки и зоны копания. Благодаря этому повышается надежность защиты и снижаются требования, предъявляемые к точности измерения координат Ц и 1о, которые при использовании предлагаемого способа сводятся к определению нахождения ковша между границей зоны растяжки и горизонталью, проходящей через пяту стрелы. Поскольку уменьщение стопорного усилия не проявляет себя в режимах, при которых не возникает опасной растяжки, маневренность экскаватора повышается. Повышение надежности защиты и маневренности позволяет снизить длительность вынужденных простоев экскаватора в сложных метеоусловиях и тем самым повысить его производител ьность. Формула изобретения Способ защиты стрелы экскаватора-драглайна, заключающийся в измерении координат ковша и формировании управляющего сигнала на привод тяги в зависимости от положения ковша, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности защиты, маневренности и производительности экскаватора, по измеренным координатам ковша фиксируют момент выхода ковша из зоны черпания, задают стопорный ток, формируют в момент выхода ковша из зоны черпания сигнал коррекции, уменьшая величину стопорного тока до значения, пропорционального усилию в тяговом канате в момент нахождения ковша на нижней границе зоны опасной растяжки, и подают сигнал коррекции в цепь управления привода тяги.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР № 383795, кл. Е 02 F 9/20, 1969.

2.Авторское свидетельство СССР № 306232, кл. Е 02 F 9/20, 1970.

3.Авторское свидетельство СССР

№ 202281,. кл. Н 02 Р 5/00, 1966 (прототип) .

Похожие патенты SU717239A1

название год авторы номер документа
Устройство защиты стрелы от растяжки ковша экскаватора-драглайна 1977
  • Ключев Владимир Иванович
  • Остриров Вадим Николаевич
  • Портной Теодор Зиновьевич
  • Маслов Игорь Георгиевич
SU777157A1
Способ защиты драглайна от аварийных режимов при транспортировке ковша и устройство для его осуществления 1978
  • Ткаченко Валентин Яковлевич
SU744076A1
Устройство для управления механизмами подъема и тяги драглайна 1978
  • Ткаченко Валерий Яковлевич
SU874893A1
Способ управления электрическими приводами драглайна и устройство для его осуществления 1978
  • Ткаченко Валерий Яковлевич
SU742542A1
Устройство выбора слабины подъемных канатов экскаваторов-драглайнов 1980
  • Вуль Юрий Яковлевич
  • Симонов Юрий Васильевич
  • Сапилов Алексей Васильевич
  • Мамкин Виктор Модестович
  • Кошкарев Александр Владимирович
  • Маслов Игорь Георгиевич
  • Ушаков Леонтий Иванович
SU939674A1
Способ контроля угла откоса при использовании драглайна 1983
  • Ворончихин Сергей Вениаминович
  • Максимов Анатолий Павлович
  • Перминов Александр Сергеевич
  • Травкина Мелинтина Николаевна
  • Филиппенко Анатолий Иванович
SU1162904A1
СПОСОБ ВЗАИМОСВЯЗАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ ПОДЪЕМА И ТЯГИ ДРАГЛАЙНА 1967
SU202281A1
Устройство защиты стрелы экскаваторадраглайна от растяжки 1977
  • Ключев Владимир Иванович
  • Косыхин Евгений Андреевич
  • Остриров Вадим Николаевич
  • Калашников Юрий Тимофеевич
  • Кошевой Михаил Максимович
  • Чувпило Эдуард Иванович
SU737576A1
Способ управления процессом черпания экскаватора-драглайна и устройство для его осуществления 1980
  • Иржак Юрий Моисеевич
  • Иванков Борис Федосеевич
  • Кузнецов Владимир Иванович
  • Ягнятинский Владимир Эликович
SU910957A1
Способ управления процессом копания экскаватора-драглайна и устройство для его осуществления 1989
  • Михантьев Александр Александрович
SU1819949A1

Реферат патента 1980 года Способ защиты стрелы экскаваторадраглайна

Формула изобретения SU 717 239 A1

SU 717 239 A1

Авторы

Ключев Владимир Иванович

Косыхин Евгений Андреевич

Даты

1980-02-25Публикация

1977-01-10Подача