Система смазывания подшипников турбомашин Советский патент 1980 года по МПК F16N7/38 F01D25/20 

Описание патента на изобретение SU732615A1

1

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в системах смазки подшипников стационарных турбомашин.

Известна система смазки подшипников турбомашин, содержащая масляный бак, масляные насосы, маслоохладители, сливные турбопроводы. Маслоохладители в такой системе установлены после насосов 1 и 2.

В указанной системе смазки масло окисляется, так как значительное время (до 80-90% от обшего времени обращения в цикле) оно находится в нагретом (до 60- 75°С) и аэрированном состоянии (содержание диспергированного воздуха достигает 12-25% по объему). Поэтому срок службы масла невелик и составляет 1-2 года для обычных масел и 3-4 года для масел с присадками.

Наиболее близкой к изобретению является система смазки, в которой деаэрация масла происходит в сливных трубопроводах. В этом случае сливной трубопровод оснащается устройством для деаэрации масла в виде гребенки придонных дренажей, подключенных сборным коллектором к масляному баку. Поэтому время контактирования

масла с воздухом сокращается в 2-3 раза, скорость окислительных процессов несколько замедляется, появляется возможность снижения затрат на введение присадок 3 Но и в этой системе смазки не удает5 ся существенно снизить окислительные процессы, так как процесс деаэрации происходит недостаточно интенсивно.

Цель изобретения - повышение долговечности турбинного масла путем повышения качества деаэрации.

10 Эта цель достигается тем, что в днище сливного трубопровода, на участках перед придонными дренажами, встроены дополнительные маслоохладители.

Сущность изобретения поясняется чер.- тежами, где на фиг. 1 изображена схематично система смазки подшипников; на фиг. 2 - эпюры скоростей потока масла в придонной части охлаждаемого сливного трубопровода.

Наклонный сливной трубопровод 1 оборудован дренажными трубками 2, подключенными к днищу 3. Сборный коллектор 4 подсоединен к масляному баку 5, содержащему фильтры 6 и 7. Линия 8 служит для отвода пены из сливного трубопровода

в маслобак. Масляный насос 9 нодключен к баку 5 и маслоохладителю 10. В днище 3 сливного трубопровода 1 встроены маслоохладители 11 -13 на участках перед врезками придонных дренажей 2.

Эпюра 14 скоростей потока на неохлаждаемом участке трубопровода имеет одну форму. По мере продвижения и охлаждения потока эпюра скоростей искажается и принимает другие формы (эпюры 15 и 16), а участки «а б - области с повышенными поперечными градиентами скоростей. Встроенный в днище сливного трубопровода маслоохладитель имеет патрубки 17 для подвода охлаждающей воды и 18 для отвода нагретой воды.

Система смазки работает следующим образом.

Нагретое и аэрированное масло поступает из подшипников турбомашины в сливной трубопровод 1. В слое масла, прилегающем к днищу 3, возникают повышенные градиенты скоростей, ускоряющие всплывание пузырьков воздуха, происходит охлаждение масла. Чистое (т. е. без пузырьков воздуха) масло по дренажным трубкам 2 ступенчато отводится в сборный коллектор, затем поступает в средний отсек маслобака 5, выгороженный двумя рядами сетокфильтров 6 и 7. Пена по линии 8 поступает в маслобак 5, где разрушается. Отфильтрованное и охлажденное масло насосом 9 подается на подшипники. При необходимости масло можно еще больше охладить в маслоохладителе 11.

При охлаждении масла непосредственно в сливном трубопроводе, оборудованном в придонной части встроенными маслоохладителями 11 -13, содержащими патрубки 17 для подвода охлаждающей воды и 18 для отвода нагретой воды, профиль эпюра 14

/J

S 7

скоростей на начальном участке сливного трубопровода постепенно искажается из-за охлаждения придонных слоев масла и принимает (по ходу масла) другие формы (эпюры 15 и 16), для которых характерно расположение области «а б с повышенными градиентами скоростей уже в отдалении от днища. Пузырьки воздуха будут интенсивно всплывать из слоя масла не только вблизи днища трубопровода, но и вдали от него.

Таким образом, встроенные в днище сливного трубопровода дополнительные маслоохладители интенсифицируют процесс воздуховыделения из масла, что способствует повыщению его долговечности.

Формула изобретения

Система смазки подщипников турбомашин, например паровых или газовых турбин, содержащая масляный бак, масляные насосы, маслоохладители и сливной трубопровод, оборудованный устройством для деаэрации масла в виде гребенки придонных дренажей, подключенных сборным коллектором к масляному баку, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности масла путем повышения качества деаэрации, в днище сливного трубопровода, на участках перед придонными дренажами, встроены дополнительные маслоохладители.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР № 301451, кл. F01 D 25/18, 1972.

2.Авторское свидетельство СССР № 375448, кл. F 16 N 7/38, 1973.

3.Авторское свидетельство СССР № 347438, кл. F 01 D 25/20, 1973.

15

/

W

Фиг.2

Похожие патенты SU732615A1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА МАСЛОСНАБЖЕНИЯ ТУРБОМАШИНЫ 1972
  • В. Н. Казанский
SU347438A1
УСТРОЙСТВО ПРЕДПУСКОВОГО ПОДОГРЕВА МАСЛА 2011
  • Лившиц Наум Михайлович
  • Яшин Юрий Николаевич
RU2472012C1
Система охлаждения масла 1981
  • Казанский Владислав Николаевич
SU1013700A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ МАСЛОСИСТЕМЫ ТУРБОМАШИНЫ 2008
  • Балашов Александр Миронович
  • Загретдинов Ильяс Шамилевич
  • Ломакин Борис Владимирович
  • Чуваев Лев Николаевич
RU2357087C1
Устройство для деаэрации масла 1988
  • Жучков Игорь Иванович
  • Лебедев Валентин Дмитриевич
  • Киселев Юрий Александрович
  • Николушкин Герман Михайлович
SU1580107A1
СИСТЕМА АВАРИЙНОГО МАСЛОСНАБЖЕНИЯ ТУРБОМАШИНЫ 1971
  • В. Н. Казанский И. П. Богод
SU301451A1
Система маслоснабжения турбомашины 1977
  • Казанский Владислав Николаевич
  • Смолин Рэм Николаевич
SU603756A1
СПОСОБ ОЧИСТКИ МАСЛОСИСТЕМЫ ТУРБОМАШИНЫ 2008
  • Балашов Александр Миронович
  • Ломакин Борис Владимирович
  • Загретдинов Ильяс Шамилевич
  • Чуваев Лев Николаевич
RU2369750C1
Система смазки 1980
  • Аксенов Александр Федотович
  • Казанский Владислав Николаевич
  • Белянский Виктор Петрович
  • Гречкин Александр Михайлович
  • Середа Николай Иванович
SU889874A1
Система смазки для подшипникового узла 1976
  • Казанский Владислав Николаевич
SU661171A1

Иллюстрации к изобретению SU 732 615 A1

Реферат патента 1980 года Система смазывания подшипников турбомашин

Формула изобретения SU 732 615 A1

SU 732 615 A1

Авторы

Казанский Владислав Николаевич

Смолин Рэм Николаевич

Лебедев Вадим Александрович

Даты

1980-05-05Публикация

1978-04-13Подача