Изобретение относится к средствам контроля зубчатых копес. Известен способ определения кинематической погрешности зубчвггых копес, за.ключаюшнйся в том, что производят непрерывный обкат пары копес - контролируемого и измерительного, н регистрируютпогрешность их сопряжения ij . При использовании этого способа в результат контроля полностью входит погpeiimocTb изготовления измерительнотю колеса, которая в некоторых случаях соизмерима с погрешностью контролируемотч), Известен также способ определения кинематической погрешности зубчатых колес на приборах комплексного контроля с использованием измерительного колеса с параметрами, равными параметрам контролируемого колеса. Сущность способа заключается в том, что последовательно измер{{ют обкатываемую пару колес и получают функции суммарной кинематической пог решности. Затем строят разнсхзтную кривую втюс функций и по ней определяют погрешность контролируемого колеса 12. Однако этот способ не обеспечивает высокой точности измерений за зуб новой частотой. Целыо изобретения является повышение точности измерений. Цель достигается тем, что определяют погрешность трех зубчатых колес путем измерения каждой пары, образованной этими колесами, взаимодействующими одноименными профилями, получают амплитудный и фазовый спектры погрешностей для каждой пары и расчетом определяют пог решность каждого колеса. -Способ поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображена принципиальная схема етх реализации; на фиг. 2 - 4 - порядок обкета трех пар колес Для одного цикла. На шпинделях 1 и 2 (фиг. 1) прибора устанавливают одну из пар обкатываемых зубчатых колес, образсванную двумя, например колесами 3 и 4, из трех исполь373зубмых Ьдинакошх копес 3 - 5. Производят непрерывный обкат пары колес. Измерительные датчики 6 и 7, установленные на тех же шпинделях 1 и 2, что и обкатываемые колеса, peihifcTpHpyioT углрвые повороты шпинделей. Сигналы с датчиков 6 и 7,поступают в преобразователь 8, где преобразуются в сигнал, пред ставпякщий собой угловое patCcdrrieboBaHne шпинделей в функции времени или угла п6 BofKJTa колеса, обусловленное суммарной кинематической погрешностью двух обкаты 1Шмых «шёс. ; : ;,.- . . Производя обкат трех пар зубчатых колес, например Зи4, Зи5,4и5 (фиг. 2, 3, 4), получают три результата cyMMaj ной (для каждой пары) кинематической погрешности:. « b/-V СигналЬт, соответствукмциё эфим рейругйШтатам, подайте я йа вычислительное устроЙстаЬ 9, снабженное запоминающим устройством 10, а заггем на регйстрируто щее устройртво 11. ВычиСцительное устройство 9 последоватепьно определяет и запоминает три суммарных амплитудШ)1Х f и фазовых 9 Чш); Ч (ш) МО, () I м э,5 :Ч,5- спектра, соответствующих трем суммарны кинематическим погрешностям. Ширина этих спектров обуславливается требованиД1МИ К поряшсовому номеру П гармоническ составляющей суммарнМ кинематической погрешности. Затем вычислительное устройство 9 решает три уравнения с тремя неизвестными по каждой частоте из запомненнь1Х фазовых спектров: .п .h Ч.« -.п
4.5,
,50
Hi
-фазоиые углы п -ых
де
г М.п арМонйчёЬкнх соt5.5,n ставляющих в фазовых ZA,5,n спектрах: суммарной погрешности обкатываемых зубчатых колес соответственно 3 и 4, 3 и 5, 4 и S;
-фазовые углы h -ых .
5,n
Формула изобретения
Способ шрёделения кинематической погрешности зубчатых колес на приборах комплексного контроля с испопьзоваюием V измерительного колеса с параметрами, равмз1ми параметрам контролируемого коtteca, заключающийся в том, что псйледовательно измеряют обкатываемую пару ко. лес и регистрируют погрешность после гармонических составляквдих погрешностей зубчатых колес 3,4 и 5 соответственно. Затем вычислительное устройство 9 рет три амплитудных уравнения с тремя звестными по каждой частоте из амплиных спектров; з,,„соз(,„) V .,со5(...пЬ .vfeT {р -Ч ) 5,,„со5 А,П 5,П1 - амплитуды И -ых гар-. монйческих составляюI4,5,nj щиХ в спектрах амплитуд суммарной погрешности обкатываемых , зубчатых колес соответ ственно 3 и 4, 3 и 5, 4- и 5:, / .;; ..; ; - амплитудь h -ых гармонических составляющих погрешностей; зубчатых колес 3, 4 и 5 соответственно.. После этого определяют фазовые SJ (Ш), (0)), дШЗ и амплитудные ) , (iu) , 85(10)3 спектры погрешноскаждого из обкатываемых колес. На регистрирующее устройство И ,Щ Ц) JV-, . , или как функпия F,(t), PUi) Предлагаемый способ позволяет повыь точность определения кинематической решности зубч:атых колес, поскольку кретносТь отсчетов определяете я ноом п наивысшей гермонйческой. совляющей погрешности контролируемого чатого колееа.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес | 1981 |
|
SU962751A1 |
Способ измерения кинематической погрешности зубчатых колес | 1978 |
|
SU744222A1 |
Способ определения погрешности зубчатых колес | 1982 |
|
SU1062507A1 |
Способ определения прерывной кинематической погрешности зубчатых колес | 1976 |
|
SU599154A1 |
СТАНОК ДЛЯ ОБРАБОТКИ ЦИКЛОИДАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ЗУБА ПРЯМО- И КОСОЗУБЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЦИКЛОИДАЛЬНЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 2018 |
|
RU2688114C1 |
Способ контроля зубчатых колес | 1980 |
|
SU920363A1 |
Способ контроля конического и гипоидного зубчатого колеса | 1985 |
|
SU1272092A1 |
Способ измерения жесткости зацепления зубчатых передач | 1981 |
|
SU974097A1 |
Способ определения кинематической погрешности зубчатых колес | 1984 |
|
SU1220425A1 |
Устройство для контроля неравномерности вращательного движения | 1971 |
|
SU350386A1 |
Авторы
Даты
1980-06-05—Публикация
1976-10-04—Подача