Изобретение относится к автомобильному транспорту. Известно устройство для поворота колес полуприцепа транспортного средства, содержащее поворотный круг, связанный с управляемыми колесами полуприцепа и взаимодействую щий с управляемым кругом,закрепленным на седельной плите транспортного средства, и копир l . Такое устройство допускает увеличение угла склсщывания автопоезда при маневрировании, однако величина передаточного отношения механи ма управления не постоянна, а изменяется от максимального в среднем положении до нуля в момент выхода ролика копира из радиального паза тяговоП балки, что приводит к увели чению габаритной полосы движения автопоезда при поворотах. Кроме того, в связи с тем, что оси вращения копира и тяговой балки разнесены,та кие устройства при попытках увеличе ния угла поворота тяговой балки и с жения контактных напряжений в месте взаимодействия ролика с пазом становятся громоздкими. Цель изобретения - повышение маневренности путем увеличения допустимого угла складывания автопоезда обеспечение постоянства передаточного отношения привода управляемых колес полуприцепа в пределах допустимого угла их поворота и уменьшение габаритных размеров устройства. Это достигается тем, что управляющий и поворотный круги расположены соосно, причем поворотный круг снабжен шарнирно установленными собачк ми для взаимодействия с радиальными выступами управляющего круга и профилированными пазами копира, неподвижно установленного на раме полуприцепа. На фиг. 1 Изображено предлагаемое устройство, вид сверху; на фиг. 2 то же, в момент, предшествующий сцепке, вид сбоку; на фиг. 3 - развернутая схема предлагаекюго устройства; на фиг. 4-9- положения звеньев автопоезда и соответствующие им положения управляющего и поворотного кругов при различных углах ckлaдывaния J, 1втопоезда. Тягач 1,снабженный седельной плитой 2,образует автопоезд с полуприце
пом 3,на раме которого смонтирован жесткий копир 4 и.шарнир 5 с вертикальной осью вращения,на котором устновлены и могут вращаться поворотный кру1 6, соединенныр приводом 7 с управляемь.ми колесами, и управляющий круг 8, жестко соединенный со шкворнем 9 и клином 10. В поворотном круге б шарнирно устаьювлены две собачки 11 и 12, которые одновременно взаимодействуют с радиальными выступами 13 управляющего круга 8 и профильными пазами 14 и 15 копира 4
Устройство работает следующим образом. .
При повороте тягача 1 относительн полуприцепа 3 вместе с седельной плитой 2 поворачивается управляющий круг 8, который за собачку 11 понорачинает поворотный круг .6, а он в свою очередь, приводит в действие привод 7 управ.ляемых колес полуприцепа. Верхние выступы собачек 11 и 12 скользят по профильным пазам 14 и 15 копира 4, не давая возможности собачкам выйти из зацепления с управляющим кругом При достижении колетаьш предельно допустимого угла поворота, что соответствует определенному углу складывания f автопоезда (при /j - ) ведущая собачка 11 под действием профильной поверхности паза 14 копира 4 выхо.аит из. зацепления с управляющим кругом 8. Вторая собачка 12 находится в это время в зацеплении с управляющим сругом, ио нагрузк1о не передает.
При дальнейшем повороте тягача 1 отно;;ительыо по,чуп1;1ицепа 3 управляющий Kpyi 8 не передает усилия поворота на поворотный круг б, который зафиксировггн в одном положени так как вьлйед иая из зацепления собачка 11 оказывается запертой в профилированном пазу 14 неподвил(ного Koni-ipa наружной цилиндрической поверхностью управляющего круга 8. При этом угол складывания/ автопоезда может достигать 90-100° , а
угол поворота управляеглых колес полуприцепа, с целью сохранения поперечной устойчивости, не превышает определенной величины (40 ° в даной схеме).
При уменьшении угла складывания автопоезда управляющий круг 8, жестко соединенный с седельной плитой 2 тягача 1, начинает вращаться в одну сторону относительно полуприцепа 3, и радиальным выступом, нажимая на собачку 12, приводит во вращение поворотный круг 6. Собачка 11, скользя верхним выступом по профильной поверхности 14 копира 4, входит в зацепление с управляющим кругом 8. 5 Поворотный круг приводит в действие привод 7 управляемых колес.
Формула изобретения
Устройство для поворота колес полуприцепа транспортного средства, содержащее поворотный круг, связанный с управляемыми колесами полуприцепа и взаимодействующий с управляющим кругом, закрепленным на седельной плите транспортного средства, и копир, отличающееся тем, что, с целью повьлпевия маневренности п те;ч увеличе шя допустимого угла складывания автопоезда, обеспечения постоянства передаточного отношения привода управляемых колес полуприцепа в пределах допустимого угла их поворота и уменьшения габаритных размеров устройства, управляющий и поворотный круги расположены соосно, причем поворотный круг снабжен шарнирно установленными собачками для взаимодействия с радиальными выступами управляющего круга и профилированными пазами копира неподвижно установленного на раме полу при ц еаа ,
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 455030, кл. B62D 13/02, 1974 (прототип) .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для поворота колеса полуприцепа | 1972 |
|
SU455030A1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТОМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2613132C2 |
Устройство для управления колесами полуприцепа | 1979 |
|
SU872366A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЕСАМИ ПОЛУПРИЦЕПА | 1970 |
|
SU270515A1 |
Устройство для поворота колес полуприцепа транспортного средства | 1982 |
|
SU1039782A1 |
Система рулевого управления многозвенного большегрузного седельного автопоезда | 1988 |
|
SU1664643A1 |
Способ управления поворотом полуприцепа с блокируемой тележкой и устройство для его осуществления | 1980 |
|
SU925726A1 |
Устройство для управления колесами полуприцепа | 1980 |
|
SU910485A1 |
Устройство для управления колесамиполуприцепа | 1970 |
|
SU509485A1 |
АВТОПОЕЗД | 1997 |
|
RU2131369C1 |
-J 8 9 0 ) f
Авторы
Даты
1980-07-15—Публикация
1978-04-14—Подача